Как увековечивали Потемкина
Скоро в Херсоне появится новый памятник. Он необычен. Необычен тем, что в Херсоне не принято любить город и знать его историю. Памятник — протест, он против правил. Ставится на пьедестал не Богдан Хмельницкий, не Тарас Григорьевич и даже не Пушкин! Решено увековечить память того, кто имеет самое прямое отношение к Херсону, кто создал этот город. Что здесь скажешь? Решение смелое. Такое же смелое, как осознание того, что мы живём в городе, который называется «Херсон». Если бы его переименовали, в какой-нибудь «Владимиров» или «Нижнеднепровск», жить было бы проще. Почему?
Нас просто «корчит» от всего старого. Старое — плохо! А «Херсон» — настолько плохо, что уже никому не хочется знать, почему наш город был так назван. Нас сумели так воспитать, Мы же строили «новый мир»! И как жаль некоторым желающим ставить «самые новые» памятники, что Хмельницкий умер раньше, чем был основан Херсон, а основать этот город не додумался Антон Головатый; как жаль, что сюда не заезжал Шевченко, а Южную Украину называют «Новороссией»! Жаль... Досадно и то, наверное, что эти земли принадлежали туркам, татарам, печенегам и половцам. То есть, «нашим врагам». Получается, это всё чуждая нам история, и мы занимаем чужое место, и наши родители — не наши?
За семьдесят лет мы потеряли нить, связывающую нас с прошлым, и за последние десять лет ничего не изменилось. Нужно восстанавливать не абстрактную мифологизированную историю Украины, а конкретную, нашу: историю нашей семьи, нашего города, нашего края.
Для многих явилось открытием, что в Херсоне уже был памятник Потёмкину, многие не могут поверить, что в Херсоне он похоронен, что это — выдающаяся личность, что в дореволюционном Херсоне его почитали, праздновали юбилеи, годовщины смерти. Праздновали искренне — не потому что было принято «постановление», а потому, что благодаря Потёмкину херсонцы вообще существуют: существует родная улица, родной дом, любимые места, где встречаются с любимым человеком. Это естественно. И личная жизнь Потёмкина, в данном случае, никакого значения не имеет, хотя давно уже превратилась в разменную карту.
Тем не менее, первый шаг сделан, и памятник основателю будет восстановлен. А вот история появления этого памятника в Херсоне ещё таит загадки.
Как-то в наш краеведческий музей заехал один англичанин в белом примятом костюме и попросил рассказать о памятнике Потёмкину. Но не об известной нам работе Ивана Мартоса в сквере у театра, а о «первом», который стоял на площади в Херсонской крепости. Англичанин был настолько уверен в его существовании, ссылаясь на какие-то источники, что просил не письменные исторические подтверждения этому, а какие-нибудь изображения памятника. Что сказать? Изображений у нас не было, а вот для себя упоминания об этом факте мы решили поискать. И кое-что нашлось.
Памятники знаменитым россиянам на улицах городов Российской империи стали появляться поздно, уже во времена Екатерины II. Первым из них стал знаменитый «Медный всадник» работы Этьена-Мориса Фальконе, установленный в 1782 году на Сенатской площади в Петербурге. А всего через девять лет речь уже зашла об установке памятника князю Потёмкину. Можно только представить себе значимость такого намерения! Ведь это было ещё при его жизни! В 1791 году, когда исход русско-турецкой войны был предрешён, Екатерина II повелела Сенату наградить некоторых особенно отличившихся героев, в числе которых был и генерал-фельдмаршал Потёмкин — главное действующее лицо этой успешной войны. Было повелено установить памятник Потёмкину, причём там, где князь сам пожелает.
Вероятно, с этим указом было связано исполнение в 1791 году известным русским скульптором Федотом Ивановичем Шубиным бюста Потёмкина. Шубин был не просто исполнителем заказа, он сотрудничал с князем давно и успешно, знал Потёмкина достаточно хорошо, чтобы создать действительно правдивый его портрет. Потёмкин изображен в мраморе. Великолепной пластикой передан прозрачный взгляд, лёгкая небрежность наряда свидетельствует о величественности, жизнелюбии и самобытности характера героя. Эта работа сейчас хранится в Государственном русском музее в Петербурге.
Выбрать место для установки памятника Потёмкин, наверное, не успел: он умер 5 октября 1791 года. Екатерина II сама определила: где Потёмкин будет похоронен, там и быть памятнику.
В своём манифесте по поводу смерти Потёмкина императрица приказала изготовить грамоту для Екатерининского собора Херсона с указанием в ней завоёванных князем турецких крепостей и различных побед его войск, одержанных на суше и на море. Она просила над его могилой в соборе «соорудить мраморный памятник», а кроме того «в арсенале того ж града поместить его изображение» и в честь Потёмкина отчеканить медаль.
Подчеркнём, что речь шла сразу о двух памятниках в Херсоне; один должен был украшать могилу в соборе, другой — располагаться в Арсенале, т.е. у громадного здания на главной площади Херсона, которое в перестроенном виде существует и поныне. Это здание на улице Перекопской, №№ 8-10, с двумя огромными флигелями, украшенными колонными портиками.
Надо полагать, в Екатерининском соборе всё же был установлен мраморный бюст Потёмкина, который мог исполнить Федот Шубин. По указу Павла I бюст и всё надгробие было разобрано. Как выглядела могила Потёмкина в соборе, к сожалению, мы теперь не знаем, но то, что ее иногда называли «мавзолеем», свидетельствует о значительности этого сооружения.
А вот со скульптурой в полный рост на площади дело не решалось, и 2 сентября 1793 года в росписи наград героям окончившейся войны Екатерина повторила повеление «воздвигнуть в Херсоне памятник». Племянник Потёмкина и его биограф Александр Самойлов уточнил, что императрица назначила воздвигнуть «изваянное изображение» «на мраморном пьедестале в полукружии арсенала, построенного им против той церкви (Екатерининского собора) в средоточии самой крепости». То есть, на намеченном ранее месте. Арсенал, до перестройки в начале XIX века, выглядел чуть иначе. Два флигеля с портиками объединялись полукруглым корпусом, напоминая очертания колоннады Казанского собора в Петербурге. Памятник должен был разместиться в центре, между флигелей, на месте теперешнего небольшого двухэтажного здания с полукруглым окном и треугольным фронтоном по Перекопской. Можно только представить себе грандиозность намеченного решения.
Таким образом, если этот памятник всё же был установлен, то произошло это между 1793 и 1796 годами, до вступления на престол Павла I. Пишут, однако, что исполнение указа Екатерины было задержано её скорой кончиной. У нас нет пока свидетельств о существовании памятника в крепости, кроме, разве что, одного. Шильдер — исследователь биографии Павла Первого — когда писал об известном распоряжении императора от 27 марта 1798 года уничтожить склеп Потёмкина, а также любое напоминание о нём в Екатерининском соборе, добавил и следующее: «повелено было ещё уничтожить памятник Потёмкину, сооружённый Екатериной в Херсоне». Эти строки мы читали и раньше, но слово «ещё» в контексте уничтожения могилы Потёмкина и памятника «в соборе» просто не прочитывалось.
Что это? Памятник на площади в крепости всё-таки был? Если бы книга не посвящалась жизни и деятельности Павла I, можно было бы проигнорировать эту строку; такие описки распространены. Но автор наверняка работал с документами, а не ссылался на какие-нибудь провинциальные источники. Хотя, к сожалению, здесь он свой источник не указал.
В оправдание мысли о существовании первого памятника Потёмкину в полный рост можно предположить, что свидетельства о нём отсутствуют из-за слишком короткого времени его существования (2-3 года), да и Херсон в те годы уже мало привлекал летописцев: ведь строился перспективный наследник Херсона — Николаев, а в 1794 г. была основана Одесса. Это важное событие в истории нашего города могло пройти просто незамеченным. Но это всего лишь наши догадки. И наши надежды.
Сергей Дяченко
Джерело інформації: Журнал «Новый фаворит» №1 01.06.2003