on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.10.2019, 14:32

Жовтень - 2019

Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо мной; слагаются из них В волшебном очерке чудесные созданья И люди движутся, и глубже каждый миг Я вижу души их, достоинства их мерю, И так уж наконец в присутствие их верю, Что даже кажется, их видит черный кот, Который, поместясь на стол, под образами, Подымет морду вдруг и желтыми глазами По темной комнате, мурлыча, поведет...  Аполлон Майков  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новости региона

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

03.10.2019, 09:49

Студенти училища культури пройшли «Шляхом сови»

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История барка "Товарищ" > Легендарный капитан парусника «Товарищ»

 

Легендарный капитан парусника «Товарищ»

Капитану дальнего плавания Олегу Павловичу Ванденко, чья судьба свыше сорока лет была связана с учебным парусным судном Херсонского морского колледжа, 25 января исполнилось 70 лет

Время славы
В августе 1974 года многие британские газеты и журналы (в том числе и «Англия», издававшийся для СССР) поместили снимок, на котором высокий покровитель СТА (Союза учебных парусников мира) супруг королевы Англии Елизаветы принц Филипп вручает награды победителю регаты «Операция “Парус-74”» капитану «Товарища» Олегу Ванденко. Это событие состоялось 3 августа. На следующий день «Товарищ» открыл парад свыше 45 парусных судов в Портсмуте.

Дни славы начались в польском городе Гдыня, где финишировали высокие корабли – участники балтийской регаты «Операция “Парус-74”» из двенадцати стран. Наш «Товарищ» впервые принимал участие в соревнованиях парусников – и победил. Это было сенсацией! Все морские газеты и журналы, специальный бюллетень комитета Операции печатали массу материалов о «Товарище» и его капитане. Рассказывая о Ванденко, журналисты как сговорились: отмечали, что он «неожиданно молод», хотя «капитанствует» на барке из Херсона уже семь лет; что начинал свой путь на нем же курсантом; что успех в гонках скромно объясняется в первую очередь везением с ветром и хорошей выучкой курсантов.

Олег Ванденко рассказывает, что организаторами этой регаты как обычно были Международная парусная Ассоциация и Ассоциация Польской Народной Республики, которая и прислала приглашение на состязание. В нем было сказано, что «Товарищу» отводится привилегированная роль в торжествах по случаю 30-летия освобождения Польши от захватчиков. И это обязывало. Из Одессы вместе с экипажем в рейс вышли 120 курсантов Одесского высшего инженерного морского училища. Отбирали добровольцев, спортсменов, самодеятельных артистов. Морскую науку в деле, когда «нажал кнопку – и спина мокрая», вахты без выходных курсанты начали постигать с первого дня. Авралы, штормы закаляли молодых моряков.

Старт балтийской регаты на 320-мильной дистанции от маяка Дрогден близ Копенгагена до Гдыни в Польше был назначен на 14 июля. В 9:30 начался парад участников регаты, который принимала королева Дании Маргрете ІІ. Полмиллиона зрителей с моря и берегов пролива Зунд наблюдали за парадом парусников. Дул шестибалльный юго-восточный ветер. Сама погода благоприятствовала тем, кто проявит сноровку, быстроту, уверенность, выносливость. В группе крупных полнорейных парусников класса «А» выступали польский «Дар поможа» (победитель «Операции “Парус-2004”»), западно-германский «Горх Фок», ленинградский «Крузенштерн», датский фрегат «Георг Стаг», бригантина «Вильгельм Пик» из ГДР и «Товарищ».

Одними из первых прошли стартовый створ «Товарищ» и «Горх Фок». В постановке парусов наши курсанты сумели опередить соперников. Штормовой ветер сразу подхватил парусник как на крыльях… «Товарищ» выжал скорость 15,7 узла (почти 30 км/час). Под креном в 30 градусов барк первым обогнул маяк и вышел в открытое море. Шторм постепенно сменяла маловетреная погода. Идущий впереди «Товарищ» дольше пребывал в зоне ветров – и никому не уступил лидерства. Он финишировал в Гдыне на 16 часов 45 минут раньше немецкого «Горх Фока» и на 22 часа 6 минут – польского «Дар поможа».

Победа «Товарища» «в родных стенах» поляков и немцев была достойно оценена на красочных праздниках в Гдыне и Гданьске. Экипажу «Товарища», как абсолютному победителю регаты, были вручены Флорентийский кубок, «Камень с мыса Горн» и «Колокол победы». Интересен эпизод, когда Олег Ванденко появился в «Лесной опере» в Сопоте на концерте международного фестиваля. Зрители встали и горячо приветствовали капитана. Повторное награждение состоялось в Портсмуте.

Уроки регаты «Операция “Парус-74”» стали достоянием истории парусного спорта, описаны в книгах и показаны в документальных фильмах во многих странах. Надо сказать, что в 1972 году «Товарищ» совершил переход через Атлантический океан и принял участие в праздновании в США 175-летия спуска на воду парусного фрегата «Констелейшн» и его ровесника – города Балтимор. Наградой за этот мужественный поход, в котором будущих штурманов экзаменовали тропический циклон «Керри», ураганы «Бэтти» и «Сюзанн», стали «Золотой кубок Атлантики» и символический ключ от города Балтимор. Капитану вручили диплом почетного посетителя города.

«Операция “Парус-76”» была трансатлантическим соревнованием больших учебных парусников мира по маршруту Плимут (Англия) – Ньюпорт (США). Участники гонки за два месяца прошли свыше 4 тысяч миль. Как абсолютному победителю первого этапа, в Санта-Крусе на Канарских островах Олегу Ванденко вручили главные призы: «Морской кубок Испании» – за победу в классе «А» и «Королевский кубок» – за первое место в общем зачете. Финиш второго этапа гонки состоялся в порту Гамильтон на Бермудских островах. И снова победителем гонки стал «Товарищ». Губернатор вручил Олегу Ванденко главные призы – «Камень с мыса Горн» и кубок герцога Эдинбургского. По итогам трех этапов «Товарищ» был объявлен победителем «Операции “Парус-76”». Большой парад 224 парусных судов и яхт на реке Гудзон 4 июля принимал на авианосце президент США Джеральд Форд.

- Олег Павлович, вам приходилось рисковать в гонках? – спросил у капитана.
- Конечно. Разумный риск – благородное дело. Я разделяю мнение Френсиса Чичестера, который на яхте совершил кругосветное плавание в одиночку: «Жизнь должна быть вызовом, в противном случае из нее испаряется соль».

Под счастливой звездой
Профессия моряка Олегу Ванденко, можно сказать, была дарована свыше, досталась по наследству. Он родился на острове Русском в заливе Петра Великого под Владивостоком в семье военного моряка-сверхсрочника во время тяжелейшего тайфуна, который обрушился на Приморье. Но родом по отцовской линии он из Скадовска. Его прадед Тимофей Афанасьевич Петухов в 1853–1955 годах во времена Нахимова был участником обороны Севастополя. Он стал полным кавалером – получил четыре Георгиевских креста. Тимофей Петухов прожил 106 лет. Большое влияние на Олега оказал его дядя – выпускник Херсонского морского техникума, капитан дальнего плавания Яков Артемович Гребченко.

Жизнь Олега на острове Русском изобиловала морскими приключениями. Так, в двенадцать лет его резиновую лодку внезапно подхватил шквал и понес в открытое море. «Держись, сынок!» – крикнул отец, а сам побежал к матросам, чтобы с ними на шестивесельном яле догонять лодчонку, которая начала выпускать воздух. В 1947 году семья Ванденко вернулась в Херсон. Олег после окончания восьмого класса средней школы № 20 поступил на судоводительское отделение Херсонского мореходного училища. В июне 1955 года получил штурманский диплом с отличием. Его назначили четвертым помощником капитана на учебное парусное судно «Товарищ».

Середина ХVIII века была временем расцвета на морских просторах парусных фрегатов. В начале ХІХ века их славу перехватили чайные клиперы. Это была золотая эпоха парусов, время деревянных судов и железных людей. Стать достойным дела великих мореплавателей – об этом мечтал 20-летний штурман Олег Ванденко.

Добрая слава всегда сопутствовала учебному паруснику «Товарищ». Всемирное признание белокрылый барк получил после назначения его капитаном Олега Ванденко, в 1968 году. К тому времени он уже имел большой практический опыт, в котором решающую роль сыграли херсонские специалисты. Его первым учителем парусного дела был Михаил Дворовенко – представитель знаменитой плеяды збурьевских мореплавателей, многолетний старпом довоенного «Товарища». В те годы Михаил Федорович был самым опытным «парусником» на Черном море, считай, отцом послевоенных моряков «Товарища». Старшими товарищами, наставниками Олега Ванденко были председатель клуба знаменитых капитанов в Москве Г. А. Мезенцев, капитан-наставник И. А. Ман и другие.

С 1951 по 1959 годы одним из руководителей палубной команды был старейший черноморский боцман, збурьевчанин – легендарный Николай Илларионович Бабич, участник трех войн. Именно он стал прототипом персонажа романа «Берег любви» Олеся Гончара.

В дальних походах наш учебный барк, экипаж и капитан Олег Ванденко всегда были посланцами доброй воли. Только после визита в 1972 году херсонского парусника в Балтимор, где его посетили дочь президента США Джулия Никсон Эйзенхауэр и другие высокие гости, лед «холодной войны» тронулся – и в порты США стали заходить советские суда. Надо было видеть радость посла СССР в Норвегии херсонца Юрия Кириченко, когда в Осло в 1977 году на прием на борту судна «Товарищ» прибыл министр иностранных дел Норвегии. Это был сигнал к потеплению отношений между нашими странами. В том рейсе «Товарищ» стал первым советским учебным судном, которое посетило Лиссабон. И таких примеров немало.

В мае 1993 года «Товарищ» под украинским флагом в регате «Операция “Парус-93”» занял почётное третье место.

- Пройденного «Товарищем» у нас никто не заберет, – сказал мне курсант-новокаховчанин Юрий Андриенко, с которым мне пришлось участвовать в многотрудном представительском рейсе вокруг Европы в 1977 году. А ведь эти слова могли сказать более 14 тысяч курсантов 22-х морских учебных заведений страны. 1500 практикантов выросли до капитанов пассажирского, транспортного, вспомогательного, рыбопромыслового и исследовательского флотов.

«Бог дисциплины» – так называли курсанты Олега Павловича в том штормовом рейсе. Дважды колотил наши души Бискайский залив. На обратном пути записал в блокнот «Бискай уже в сердце». Капитан посоветовал написать «в печенке». На Северном море «Товарищ» попал в сложную ситуацию. Его сносило к берегу. Четыре советских балтийских судна изъявили готовность прийти к нам на помощь. Один из курсантов пошутил: «Начальник училища приказал вернуться живыми». Другой ответил: «У Ванденко все всегда возвращаются домой». Нужно сказать, что при всех капитанах над парусником «Товарищ» сияла счастливая звезда: из всех походов все члены экипажа и курсанты возвращались живыми и здоровыми.

Самая романтическая страница в биографии «Товарища» – участие в съемках более сорока фильмов. В 1960–1961 годах в фильме «Алые паруса» дебютировала в кино юная Анастасия Вертинская, снимались Василий Лановой, Олег Анофриев, Иван Переверзев. Херсон – город моряков. Помню несколько лет назад спросил у Олега Павловича: «Если бы сейчас надо было выйти в море “Товарищу”, удалось бы собрать команду?» И услышал ответ: «Стояла бы очередь от железнодорожного вокзала до морского колледжа».

Херсон – город капитанов. Думается, назрело время отдать дань признания этим отважным людям. Воспитатель моряков, капитанов Олег Павлович Ванденко достоин того, чтобы за служение отечеству и городу херсонцы и власть удостоили его звания почетного гражданина города Херсона.

О. П. Ванденко – мастер спорта международного класса, награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Дружбы народов». 14 мая 1997 года Олег Ванденко в последний раз сошел на берег по трапу «судна своей судьбы». Сейчас он продолжает служить морю, работает капитаном-наставником судоходной компании «Вестра».

Григорий Кучеренко,
участник (матрос-рулевой ІІ класса) рейса парусника «Товарищ» вокруг Европы в 1977 году
«Гривна».- № 5 (525).- 27.01.2005.- стр. 6

http://www.grivna.ks.ua/legendarnyj_kapitan_parusnika_tovarisch.htm

 

1. 25.09.2019 13:37
игорь
по семейным легендам,а практика показала что многое в них оказывается правдой, к Товарищу имел отношение один из друзей отца моего-Скачевский Игорь. не вспомните ли вы о нем-есть ли в памяти такой капитан илистарпом или еще в каком то качестве.?

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.