on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.11.2019, 10:26

Ноябрь-2019

Шалунья-осень раздевает  Деревья в заспанном дворе.  Все от депрессии страдают,  Я — не.  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Новости региона

12.11.2019, 09:47

Творчий вечір Сергія Жадана!

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История барка "Товарищ" > Легендарный капитан парусника «Товарищ»

 

Легендарный капитан парусника «Товарищ»

Капитану дальнего плавания Олегу Павловичу Ванденко, чья судьба свыше сорока лет была связана с учебным парусным судном Херсонского морского колледжа, 25 января исполнилось 70 лет

Время славы
В августе 1974 года многие британские газеты и журналы (в том числе и «Англия», издававшийся для СССР) поместили снимок, на котором высокий покровитель СТА (Союза учебных парусников мира) супруг королевы Англии Елизаветы принц Филипп вручает награды победителю регаты «Операция “Парус-74”» капитану «Товарища» Олегу Ванденко. Это событие состоялось 3 августа. На следующий день «Товарищ» открыл парад свыше 45 парусных судов в Портсмуте.

Дни славы начались в польском городе Гдыня, где финишировали высокие корабли – участники балтийской регаты «Операция “Парус-74”» из двенадцати стран. Наш «Товарищ» впервые принимал участие в соревнованиях парусников – и победил. Это было сенсацией! Все морские газеты и журналы, специальный бюллетень комитета Операции печатали массу материалов о «Товарище» и его капитане. Рассказывая о Ванденко, журналисты как сговорились: отмечали, что он «неожиданно молод», хотя «капитанствует» на барке из Херсона уже семь лет; что начинал свой путь на нем же курсантом; что успех в гонках скромно объясняется в первую очередь везением с ветром и хорошей выучкой курсантов.

Олег Ванденко рассказывает, что организаторами этой регаты как обычно были Международная парусная Ассоциация и Ассоциация Польской Народной Республики, которая и прислала приглашение на состязание. В нем было сказано, что «Товарищу» отводится привилегированная роль в торжествах по случаю 30-летия освобождения Польши от захватчиков. И это обязывало. Из Одессы вместе с экипажем в рейс вышли 120 курсантов Одесского высшего инженерного морского училища. Отбирали добровольцев, спортсменов, самодеятельных артистов. Морскую науку в деле, когда «нажал кнопку – и спина мокрая», вахты без выходных курсанты начали постигать с первого дня. Авралы, штормы закаляли молодых моряков.

Старт балтийской регаты на 320-мильной дистанции от маяка Дрогден близ Копенгагена до Гдыни в Польше был назначен на 14 июля. В 9:30 начался парад участников регаты, который принимала королева Дании Маргрете ІІ. Полмиллиона зрителей с моря и берегов пролива Зунд наблюдали за парадом парусников. Дул шестибалльный юго-восточный ветер. Сама погода благоприятствовала тем, кто проявит сноровку, быстроту, уверенность, выносливость. В группе крупных полнорейных парусников класса «А» выступали польский «Дар поможа» (победитель «Операции “Парус-2004”»), западно-германский «Горх Фок», ленинградский «Крузенштерн», датский фрегат «Георг Стаг», бригантина «Вильгельм Пик» из ГДР и «Товарищ».

Одними из первых прошли стартовый створ «Товарищ» и «Горх Фок». В постановке парусов наши курсанты сумели опередить соперников. Штормовой ветер сразу подхватил парусник как на крыльях… «Товарищ» выжал скорость 15,7 узла (почти 30 км/час). Под креном в 30 градусов барк первым обогнул маяк и вышел в открытое море. Шторм постепенно сменяла маловетреная погода. Идущий впереди «Товарищ» дольше пребывал в зоне ветров – и никому не уступил лидерства. Он финишировал в Гдыне на 16 часов 45 минут раньше немецкого «Горх Фока» и на 22 часа 6 минут – польского «Дар поможа».

Победа «Товарища» «в родных стенах» поляков и немцев была достойно оценена на красочных праздниках в Гдыне и Гданьске. Экипажу «Товарища», как абсолютному победителю регаты, были вручены Флорентийский кубок, «Камень с мыса Горн» и «Колокол победы». Интересен эпизод, когда Олег Ванденко появился в «Лесной опере» в Сопоте на концерте международного фестиваля. Зрители встали и горячо приветствовали капитана. Повторное награждение состоялось в Портсмуте.

Уроки регаты «Операция “Парус-74”» стали достоянием истории парусного спорта, описаны в книгах и показаны в документальных фильмах во многих странах. Надо сказать, что в 1972 году «Товарищ» совершил переход через Атлантический океан и принял участие в праздновании в США 175-летия спуска на воду парусного фрегата «Констелейшн» и его ровесника – города Балтимор. Наградой за этот мужественный поход, в котором будущих штурманов экзаменовали тропический циклон «Керри», ураганы «Бэтти» и «Сюзанн», стали «Золотой кубок Атлантики» и символический ключ от города Балтимор. Капитану вручили диплом почетного посетителя города.

«Операция “Парус-76”» была трансатлантическим соревнованием больших учебных парусников мира по маршруту Плимут (Англия) – Ньюпорт (США). Участники гонки за два месяца прошли свыше 4 тысяч миль. Как абсолютному победителю первого этапа, в Санта-Крусе на Канарских островах Олегу Ванденко вручили главные призы: «Морской кубок Испании» – за победу в классе «А» и «Королевский кубок» – за первое место в общем зачете. Финиш второго этапа гонки состоялся в порту Гамильтон на Бермудских островах. И снова победителем гонки стал «Товарищ». Губернатор вручил Олегу Ванденко главные призы – «Камень с мыса Горн» и кубок герцога Эдинбургского. По итогам трех этапов «Товарищ» был объявлен победителем «Операции “Парус-76”». Большой парад 224 парусных судов и яхт на реке Гудзон 4 июля принимал на авианосце президент США Джеральд Форд.

- Олег Павлович, вам приходилось рисковать в гонках? – спросил у капитана.
- Конечно. Разумный риск – благородное дело. Я разделяю мнение Френсиса Чичестера, который на яхте совершил кругосветное плавание в одиночку: «Жизнь должна быть вызовом, в противном случае из нее испаряется соль».

Под счастливой звездой
Профессия моряка Олегу Ванденко, можно сказать, была дарована свыше, досталась по наследству. Он родился на острове Русском в заливе Петра Великого под Владивостоком в семье военного моряка-сверхсрочника во время тяжелейшего тайфуна, который обрушился на Приморье. Но родом по отцовской линии он из Скадовска. Его прадед Тимофей Афанасьевич Петухов в 1853–1955 годах во времена Нахимова был участником обороны Севастополя. Он стал полным кавалером – получил четыре Георгиевских креста. Тимофей Петухов прожил 106 лет. Большое влияние на Олега оказал его дядя – выпускник Херсонского морского техникума, капитан дальнего плавания Яков Артемович Гребченко.

Жизнь Олега на острове Русском изобиловала морскими приключениями. Так, в двенадцать лет его резиновую лодку внезапно подхватил шквал и понес в открытое море. «Держись, сынок!» – крикнул отец, а сам побежал к матросам, чтобы с ними на шестивесельном яле догонять лодчонку, которая начала выпускать воздух. В 1947 году семья Ванденко вернулась в Херсон. Олег после окончания восьмого класса средней школы № 20 поступил на судоводительское отделение Херсонского мореходного училища. В июне 1955 года получил штурманский диплом с отличием. Его назначили четвертым помощником капитана на учебное парусное судно «Товарищ».

Середина ХVIII века была временем расцвета на морских просторах парусных фрегатов. В начале ХІХ века их славу перехватили чайные клиперы. Это была золотая эпоха парусов, время деревянных судов и железных людей. Стать достойным дела великих мореплавателей – об этом мечтал 20-летний штурман Олег Ванденко.

Добрая слава всегда сопутствовала учебному паруснику «Товарищ». Всемирное признание белокрылый барк получил после назначения его капитаном Олега Ванденко, в 1968 году. К тому времени он уже имел большой практический опыт, в котором решающую роль сыграли херсонские специалисты. Его первым учителем парусного дела был Михаил Дворовенко – представитель знаменитой плеяды збурьевских мореплавателей, многолетний старпом довоенного «Товарища». В те годы Михаил Федорович был самым опытным «парусником» на Черном море, считай, отцом послевоенных моряков «Товарища». Старшими товарищами, наставниками Олега Ванденко были председатель клуба знаменитых капитанов в Москве Г. А. Мезенцев, капитан-наставник И. А. Ман и другие.

С 1951 по 1959 годы одним из руководителей палубной команды был старейший черноморский боцман, збурьевчанин – легендарный Николай Илларионович Бабич, участник трех войн. Именно он стал прототипом персонажа романа «Берег любви» Олеся Гончара.

В дальних походах наш учебный барк, экипаж и капитан Олег Ванденко всегда были посланцами доброй воли. Только после визита в 1972 году херсонского парусника в Балтимор, где его посетили дочь президента США Джулия Никсон Эйзенхауэр и другие высокие гости, лед «холодной войны» тронулся – и в порты США стали заходить советские суда. Надо было видеть радость посла СССР в Норвегии херсонца Юрия Кириченко, когда в Осло в 1977 году на прием на борту судна «Товарищ» прибыл министр иностранных дел Норвегии. Это был сигнал к потеплению отношений между нашими странами. В том рейсе «Товарищ» стал первым советским учебным судном, которое посетило Лиссабон. И таких примеров немало.

В мае 1993 года «Товарищ» под украинским флагом в регате «Операция “Парус-93”» занял почётное третье место.

- Пройденного «Товарищем» у нас никто не заберет, – сказал мне курсант-новокаховчанин Юрий Андриенко, с которым мне пришлось участвовать в многотрудном представительском рейсе вокруг Европы в 1977 году. А ведь эти слова могли сказать более 14 тысяч курсантов 22-х морских учебных заведений страны. 1500 практикантов выросли до капитанов пассажирского, транспортного, вспомогательного, рыбопромыслового и исследовательского флотов.

«Бог дисциплины» – так называли курсанты Олега Павловича в том штормовом рейсе. Дважды колотил наши души Бискайский залив. На обратном пути записал в блокнот «Бискай уже в сердце». Капитан посоветовал написать «в печенке». На Северном море «Товарищ» попал в сложную ситуацию. Его сносило к берегу. Четыре советских балтийских судна изъявили готовность прийти к нам на помощь. Один из курсантов пошутил: «Начальник училища приказал вернуться живыми». Другой ответил: «У Ванденко все всегда возвращаются домой». Нужно сказать, что при всех капитанах над парусником «Товарищ» сияла счастливая звезда: из всех походов все члены экипажа и курсанты возвращались живыми и здоровыми.

Самая романтическая страница в биографии «Товарища» – участие в съемках более сорока фильмов. В 1960–1961 годах в фильме «Алые паруса» дебютировала в кино юная Анастасия Вертинская, снимались Василий Лановой, Олег Анофриев, Иван Переверзев. Херсон – город моряков. Помню несколько лет назад спросил у Олега Павловича: «Если бы сейчас надо было выйти в море “Товарищу”, удалось бы собрать команду?» И услышал ответ: «Стояла бы очередь от железнодорожного вокзала до морского колледжа».

Херсон – город капитанов. Думается, назрело время отдать дань признания этим отважным людям. Воспитатель моряков, капитанов Олег Павлович Ванденко достоин того, чтобы за служение отечеству и городу херсонцы и власть удостоили его звания почетного гражданина города Херсона.

О. П. Ванденко – мастер спорта международного класса, награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Дружбы народов». 14 мая 1997 года Олег Ванденко в последний раз сошел на берег по трапу «судна своей судьбы». Сейчас он продолжает служить морю, работает капитаном-наставником судоходной компании «Вестра».

Григорий Кучеренко,
участник (матрос-рулевой ІІ класса) рейса парусника «Товарищ» вокруг Европы в 1977 году
«Гривна».- № 5 (525).- 27.01.2005.- стр. 6

http://www.grivna.ks.ua/legendarnyj_kapitan_parusnika_tovarisch.htm

 

1. 25.09.2019 13:37
игорь
по семейным легендам,а практика показала что многое в них оказывается правдой, к Товарищу имел отношение один из друзей отца моего-Скачевский Игорь. не вспомните ли вы о нем-есть ли в памяти такой капитан илистарпом или еще в каком то качестве.?

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.