Карабаса Барабаса в жизни звали Всеволод Мейерхольд.
01.10.2005
Вот уже более 60 лет одна из самых популярных детских книг в нашей стране - «Золотой ключик» А.Н. Толстого. Этот шедевр детской литературы — результат переработки сказки итальянца Карло Коллоди «Пиноккио, или Нахождения деревянной куклы»: Воспользовавшись сюжетной канвой оригинала, Алексей Николаевич обогатил ее новыми красками и, как обнаружено недавно, злободневным подтекстом, рассчитанным на догадливость взрослых современников. Так что же зашифровал Толстой в «Приключениях Буратино»?
Литературовед И.Д. Галинская считает: писатель отразил театральную полемику 1920 - 1930-х гг. То время стало эпохой расцвета так называемого формалистического театра—театра «революционных» символизма и гротеска, пропагандируемых В.Э. Мейерхольдом. Всеволод Эмильевич считал, что необходимо воспитать «актера - марионетку», полностью подвластного воле режиссера. Много работавший с Мейерхольдом артист Игорь Ильинский писал, что тот всегда держался вдали от коллектива и даже противопоставлял себя ему. Он стал диктатором, стоящим выше всех. Сам новатор не без цинизма утверждал: «Режиссер должен верить в своих актеров так же, как Павлов верил в своих обезьян».
Совершенно противоположных взглядов придерживались руководители МХАТа Станиславский и Немирович-Данченко. Проповедуя идеалы реалистического искусства, они считали: актеру надо предоставить свободу творчества. Это противостояние и отразил Толстой в «Золотом ключике».
Воспользовавшись гротескными, примитивными методами самого Мейерхольда, Алексей Николаевич талантливо вывел его в образе Карабаса — Барабаса. Барабасу противопоставлен сказочный Станиславский - папа Карло, который, собственными руками создав Буратино, не подчинил его своей воле, и в первом спектакле театра «Молния» тот играет самого себя.
В «Золотом ключике» Толстой к тому же прозорливо предсказал судьбу самого формалистического театра. Как мы помним, все куклы сбежали от Карабаса — Барабаса к папе Карло, и театр его перестал существовать. Так все в точности произошло и в жизни. Не выдержав диктата Мейерхольда, большинство его актеров разбежались, а театр закрыли.
Константин Смирнов.
Журнал «Техника молодежи» №10 2005 г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу