on-line с 20.02.06

Арт-блог

24.11.2021, 16:03

Сергій Жадан "Перші дні листопада"

Перші дні листопада. Вона спить у порожній кімнаті, в чужому ліжку. А він думає: чуже місто, чужа кімната — як я її тут залишу? Третя по обіді. Суха осінь. Посиджу, доки вона спить, заговорюючи постійно. Світло таке легке. Вона четвертий день у дорозі. Хай їй хоча би тут буде спокійно. Якщо буде потрібно — поправлятиму ковдру. Якщо буде холодно — причинятиму вікна. Спробую перехитрити її застуду невиліковну. Я сам усе це вигадав, вона ні в чому не винна. Як я її залишу? Незабаром почнеться вечір. Швидко стемніє, повітря остигне. Краще вже охоронятиму її речі. Краще вже грітиму її стигми. Раптом, коли я піду, ріки затоплять кімнату, раптом птахи почнуть битися в стіни, раптом дерева обступлять її й поведуть на страту, раптом сусіди почнуть рвати тіло її на частини, раптом, щойно я вийду, вона забуде про мене, раптом забуде все, що говорила до цього, раптом серце її, золоте й шалене, буде битись тепер для когось чужого. Хай спить. ...

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

29.11.2021, 12:08

Херсонщина у Національному реєстрі рекордів України

29.11.2021, 11:18

Нa Xepcoнщинi вiдбудeтьcя 18 кiнoфecтивaль дoкумeнтaльнoгo кiнo пpo пpaвa людини

29.11.2021, 10:29

Известная херсонская художница Венера Такаева отмечает юбилей

> Персоналии > Музыка > Гоноболин Александр > «Каждая скрипка - как человек. У неё свой характер, она может изображать из себя неприступную...»


«Каждая скрипка - как человек. У неё свой характер, она может изображать из себя неприступную...»

Родители заметили у него склонность к музыке ещё в раннем детстве, когда после показанного по телевизору хоккейного матча «наших» с канадцами ребенок стал насвистывать мелодию

Оказалось, это был гимн Канады. А нынче юное дарование - уже сам автор более 200 музыкальных произведений для оркестра, ансамбля, скрипки, фортепиано. Речь идёт о херсонце Александре Гоноболине. 27 ноября заслуженному артисту Украины, талантливому скрипачу, дирижёру, композитору исполняется 60 лет. Свой юбилей Александр Чарльзович отмечает большой авторской программой: концерт состоится 30 ноября в 15:00 в Херсонском музучилище. Несмотря на насыщенную подготовку к выступлению и репетиции, Александр Гоноболин нашёл время для читателей «Гривны», среди которых наверняка есть немало поклонников музыки. А ещё его сочинения хоть раз обязательно слышал каждый, кто бывал в областном театре кукол или приводил туда своих детей. Ведь Александр Чарльзович написал музыку к большей части спектаклей.

Не спугнуть музу и.. не разбудить соседей
На вопрос о том, ощущает ли он себя на свой возраст, Александр Гоноболин улыбается: «Знаете, нет. На днях посмотрел видеокассету 10-летней давности с записью авторского концерта и удивился: неужели уже столько времени прошло? Как 5 минут... Чувствую себя молодым. Я полон энергии, творческих замыслов. Хочется писать музыку. Даже не то чтобы хочется - идёт поток информации, и я могу встать в 3-4 часа утра, чтобы записать то, что звучит в голове. Хорошо, что я живу не в квартире, а в частном доме, и не мешаю соседям».
Для примера Александр Чарльзович рассказал о своем произведении «Рождественская шутка». На Рождество встретились с друзьями, посидели. А среди ночи, когда смотреть бы десятый сон, «постучалась» мелодия. «Отмахнуться» от неё не получилось - пришлось встать и записать. К полудню же уже была готова партитура всей пьесы. В прошлом году на Международном конкурсе композиторов имени Юрия Фалика в Санкт-Петербурге она заняла 6-е место из 74 произведений. Такая вот «Шутка».

Вообще творчество - процесс непредсказуемый. Часто музыка - как любовь - приходит, когда её совсем не ждёшь. «Это может случиться, когда просто иду по улице. Тогда достаю телефон или диктофон, насвистываю или напеваю, потому что есть риск не удержать мелодию в голове, пока дойду домой», - говорит автор. К слову, он является членом французских Ассоциации композиторов и Ассоциации исполнителей. А первое своё произведение Гоноболин написал в 7 лет. Это была песенка на собственные стихи об океане. Профессионально же Александр Чарльзович начал сочинять музыку, когда ему было около 30-ти. В это время он только приехал в Херсон. Так что можно считать, что наш город стал для музыканта вдохновением.

Заочное «знакомство» с Йоко Оно
Отец Александра Чарльзовича был ремесленником. В 1950-е годы он из Ленинградской области переселился в Абхазию. Там он увлекся архитектурой, участвовал в восстановлении этого прекрасного уголка. В семье Гоноболиных любили искусство, в их доме в Сухуми часто бывала известная художница и искусствовед Варвара Бубнова. Должно быть, отчасти и поэтому младшая дочь Гоноболиных Ольга стала художницей, она много лет проработала в херсонском театре кукол. А судьбой Александра оказалась музыка. В 6 лет он начал обучаться в детской музыкальной школе в Сухуми.

«Мою первую учительницу, у которой я учился игре на скрипке, звали Анна Бубнова-Оно, - рассказывает Александр Чарльзович. - Она вышла замуж за японца и уехала с ним в Токио, прожила там 40 лет. К слову, её мужем был дядя Йоко Оно (японская авангардная художница, вдова Джона Леннона - основателя группы "The Beatles". - Прим. авт.). Тогда моей преподавательнице уже было 70 лет, она много рассказывала о Японии. Уже когда я сам стал профессиональным музыкантом, меня пригласили в Токио участвовать в концерте её памяти. Но кто-то из власть имущих побоялся, что я могу там остаться, и организаторам сказали, что я болен и не смогу приехать».

После музшколы будущий композитор учился в Киевской средней специальной школе имени Лысенко, Киевской государственной консерватории. Работал в Киеве, затем вернулся к родителям, был концертмейстером Государственного симфонического оркестра Абхазии. А когда оказался на гастролях в Херсоне, получил от местной филармонии предложение стать солистом. Александр Гоноболин признаётся: рад, что судьба занесла его в наш город, и сожаления о том, что можно было бы жить в столице, нет. «Большой город не для меня, - уверен он. - Шум, переезды отнимают много времени. Позже я много бывал за границей - во Франции, например. Там, конечно хорошо: и залы с прекрасной акустикой, и отношение к классической музыке другое. Но тамошний менталитет мне не свойственен, хотя на бытовом уровне я хорошо знаю французский язык. Переделать себя в осознанном возрасте сложно».

Играть на скрипке Страдивари? Бывало...
У Александра Чарльзовича - насыщенная творческая жизнь. Кроме сочинения музыки он много выступает. В том числе поклонники искусства могут насладиться его игрой на скрипке в... одном из херсонских ресторанов. Ничего зазорного в том, чтобы играть не на большой сцене, Гоноболин не видит. Ведь, в общем-то, не всякого музыканта пригласят играть в частном заведении. «Люди, которые приходят в ресторан, должны не только вкусно есть, но и чем-то обогащаться. Наверное, я что-то даю им в классической музыке, джазе, если уже есть посетители, которые приходят специально послушать мою игру, - говорит скрипач.- Многие подходят, благодарят со словами «Где вас можно ещё услышать?». А на концерт человек, может быть, и не пошёл бы, считая, что классическая музыка - это «не его»...»

Ко всему прочему частые выступления - прекрасная возможность совершенствовать мастерство. Ибо в музыке как в спорте: в хорошей форме остаётся тот, кто постоянно тренируется. «Скрипка любит, когда к ней относятся с должным уважением. Это значит, что она не лежит в футляре, что она звучит, - поясняет Александр Чарльзович. - Инструменту, на котором я сейчас играю, около 100 лет. Скрипка эта обычная, не эксклюзивная, но мне её удачно отреставрировали, и она отлично звучит».

Хотя, отмечает музыкант, ему доводилось играть и на «породистых» скрипках, в том числе - авторства знаменитого Антонио Страдивари. Однажды Александр Гоноболин выступал в Голландии в консерватории и согласился на «творческий эксперимент»: каждую пьесу концертной программы он играл своим смычком, но на новой скрипке. Инструменты, среди которых оказались и статусные, известных мастеров, были предоставлены коллекционерами. 13 пьес - 13 скрипок. «Это сложно, потому что каждая скрипка - как человек. У неё свой характер, она может изображать из себя неприступную, - улыбается собеседник. - Но концерт удался».
Надо сказать, что выступление любого музыканта - это физический труд и душевные затраты. На вопрос о том, сколько он за концерт теряет в весе, Александр Гоноболин смеётся: «Не взвешивался. Но могу сказать, что во время концерта и какой-то период после я мало кого вижу - нахожусь ещё в «том» состоянии, могу даже не узнать кого-то из хорошо знакомых людей. Так что прошу относиться с пониманием».

Продолжение следует
С каким «багажом» наш земляк подошёл к своему юбилею? «Я многого достиг как музыкант. У меня есть дом, семья, сын пошёл по моим стопам (он учится в Киеве, пытается сочинять музыку). Друзей немного, но их и не нужно много, - делится Александр Чарльзович. - Мечта? Сын уже начинает меня обгонять как скрипач. Хочется, чтобы он имел лучшую судьбу, чем я, - в плане признания. Ведь сейчас намного больше возможностей, чем раньше».
А ещё Александр Гоноболин рад, что на концерты всё чаще приходит молодёжь, по телефону молодые голоса интересуются, где можно приобрести билеты и диски с записями. Так что, уверен музыкант, ещё настанет время, когда культура у нас будет востребована. И с удовольствием приглашает всех ценителей искусства на своё юбилейное выступление, в котором примут участие его многие талантливые коллеги. Что ж, с днём рождения, маэстро, - и браво!

Татьяна Кирпа
«Гривна».- №48 (985).- 21-28.11.2013.- стр.13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.