"Сказочный скачок" херсонской нефтепереработки...
Любили в советском Херсоне, впрочем, как и по всей тогдашней стране, громкие лозунги, скажем: «Планы партии - планы народа» или «Коммунизм - это молодость мира и его возводить молодым».
Подобный агитационный материал реял красными полотнищами над улицами города и украшал все без исключения советские предприятия, пусть даже совсем мало что значащие. Впрочем, похоже, общее количество советских лозунгов явно уступало засилью рекламы на улицах нашего нынешнего города.
А еще вспоминаются из прошлого Херсона, лозунги сугубо отраслевые. Так на Карантинном острове, где сконцентрировались городские судостроительные предприятия, можно было увидеть длинный щит со словами: «Херсон - город корабелов». Чуть меньший, но с теми же не терпящими возражений словами, красовался среди роз на площади Ганнибала. Однако, стоило прокатиться на троллейбусе по улице Илюши Кулика до самого большого (как утверждали) в Европе Хлопчато-бумажного комбината, и можно было увидеть совершенно иной плакат: «Херсон - город текстильщиков». Считали город своим и комбайно-строители завода им. Петровского и консервщики Консервного комбината, и нефтяники Нефтеперерабатывающего завода им. Серго Орджоникидзе.
А еще, в те советские времена, родилась традиция отмечать отраслевые праздники. Так скажем, 28 августа 1965 года в «Известиях» был напечатан Указ Президиума Верховного Совета подписанный Анастасом Микояном об утверждении нового профессионального праздника Дня нефтяника, отмечаемого в первое воскресенье сентября. После распада СССР, в 1993 году, первый президент Украины Леонид Кравчук, подписал Указ «о дне работников нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей и нефтепродуктообеспечения», отныне этот профессиональный праздник стали отмечать во второе воскресенье сентября.
В 2020 году второе воскресенье сентября выпадает на 13 число, вот только праздник для херсонских нефтяников выходит совсем не праздничным…
История Херсонского НПЗ
Восемьдесят два года назад, в конце апреля 1938 года, в Херсоне произошло совсем не ординарное событие, в строй была пущена установка термического крекинга, давшая начало одному из крупнейших на юге Украины заводов – Херсонскому нефтеперерабатывающему…
Этому событию предшествовала политика советского государства, взявшего курс на превращение аграрной страны в страну индустриальную. Одной из задач индустриальной политики стало создание в СССР новой, необходимой для экономики страны и ее обороноспособности, нефтеперерабатывающей отрасли. Вот только «сразу и все» охватить не получилось и 1936-37 годы были отмечены процессами и расстрелами практически всей верхушки нефтеперерабатывающей отрасли, в том числе и руководителя ее Михаила Баринова.
В таких условиях, в это самое тревожное время строился Херсонский нефтезавод. Возводили его на участке среди сельскохозяйственных угодий в нескольких километрах от северо-западной окраины города. Оправданная удаленность опасного предприятия от города доставляла определенные неудобства строителям-монтажникам, ведь в отсутствие транспорта до ближайших жилых домов в районе современной площади Ганнибала приходилось добираться не менее трех четвертей часа по грунтовке в любую погоду. Впрочем, еще в 1936 году для удобства строителей и первых эксплуатационников, здесь по определенному графику стала курсировать «полуторка» - первый ведомственный «автобус» с дощатыми скамейками в кузове.
Нужно ли говорить, что после показательных процессов над «врагами и вредителями» в нефтепереработке строительство Херсонского нефтеперерабатывающего завода велось лихорадочными темпами, а сам завод вошел в число 182 ударных объектов, возводимых в период индустриализации в стране. 29 апреля 1938 года, ровно через полгода после расстрела начальника Главнефти орденоносца Баринова, херсонские нефтяники рапортовали о пуске первой в истории завода и города технологической установки: «Москва. Союзтеплострой. Крекинг пущен вчера, сегодня получен первый бензин».
Вот только долго поработать херсонской крекинг-установке не пришлось, спустя три года грянула война. Уже в конце июня 1941 года, в ожидании быстро продвигавшегося на восток врага, было принято решение об эвакуации оборудования установки по производству бензина, обслуживающего ее персонала и членов их семей. Тем не менее даже в период подготовки оборудования к демонтажу, пока существовала возможность, крекинг-установка продолжала работать на оборону, снабжая армию и тылы дефицитным бензином.
В двадцатых числах июля 1941 года всё демонтированное ценное оборудование предприятия железнодорожными составами отправили в Поволжье, в город Сызрань. Там с 1940 года велось строительство завода по переработке сернистой нефти. Херсонским нефтяникам, сопровождавшим груз, предстояло возводить завод на уже подготовленных площадях и не теряя времени включаться в работу по снабжению фронта бензином. Забегая вперед, отмечу, что ныне Сызранский нефтеперерабатывающий завод, основу которого составило оборудование эвакуированного в 1941 году херсонского крекинга, является крупнейшим в своей отрасли российским предприятием.
Несмотря на то, что по причине стратегической важности нефтяники официально получали «бронь» от призыва в действующую армию, многие из них стремились добровольцами на фронт. Освободившиеся места на технологических установках занимали их жены и несовершеннолетние дети. И ныне еще у проходной бывшего нефтеперерабатывающего завода в Херсоне стоит возведенная в 1960-х годах стела с именами 20 херсонских нефтяников, погибших в боях за Родину.
Возрождение херсонской нефтеперереработки
Только в 1946 году наши нефтяники вернулись в Херсон, где приступили не к восстановлению, а фактически к строительству с нуля нового нефтеперерабатывающего завода. Несмотря на экономическо-социальные трудности послевоенного периода, работу вели ускоренными темпами. А рядом с заводом, на отведенной городом территории, развернулось строительство индивидуальных домов и бараков нового поселка Нефтяников. Большую часть домов строили пленные немцы. Для пуска завода в эксплуатацию понадобилось всего пять лет.
В 1951 году начала давать продукцию установка термического крекинга, а вслед за ней – по тем временам самая мощная установка АВТ-1 (атмосферно-вакуумная трубчатка). Рядом с АВТ-1 появилась установка для производства нефтебитумов, которых в восстанавливающейся после войны стране катастрофически не хватало. Немного позже (в 1960-е годы) на территории предприятия построили более мощные по производительности установки АВТ-2 и Битумную-2. Уже в первые годы своей деятельности завод покрыл дефицит нефтепродуктов южного региона, а в Херсоне началась всеобщая «асфальтизация» городских улиц.
В конце 1960-х началось строительство установки коксования мощностью 639 тысяч тонн в год. Огромные реакторы для коксовой установки доставили в город в собранном виде на баржах, а к месту монтажа эти многотонные конструкции везли на специальных платформах, через весь город, предварительно убрав с пути следования все электрические провода.
В январе 1972 года вошел в строй нефтепровод Кременчуг – Херсон. С освоением его проектной мощности в 1973 году количество перерабатываемой нефти и выпуск нефтепродуктов увеличились более чем в четыре раза. А к 1980-м годам современный завод занял третье по мощности место среди однопрофильных предприятий Украины. Уже тогда объемы переработки достигали более 8,5 миллиона тонн нефти в год (примерно столько, сколько ее тогда добывали в республике). В 1980-х годах на заводе действовало 11 технологических установок.
Херсонский нефтеперерабатывающий завод имени Серго Орджоникидзе впервые в Украине стал выпускать сжиженный газ для промышленности и бытовых нужд. Первым в Советском Союзе освоил производство уникальных нефтебитумов, таких, как пластбит и переокисленный битум, который использовали в нефтедобыче при бурении сверхглубоких нефтяных скважин. Продукцию завода экспортировали за рубеж – в Непал, Йемен, Лаос, Алжир, Вьетнам, Тунис и другие страны.
Огромное внимание на предприятии уделяли культурной и социальной жизни его работников и их семей. Школа, ясли, два детских сада, поликлиника, две столовые, комбинат бытового обслуживания, пионерский лагерь, пансионат, общежитие для одиноких, общежитие для семейных, заводской теплоход, стадион «Нефтяник» со своим тиром. Большой и светлый Дом культуры с массой кружков художественной самодеятельности, в которых занимались заводчане, члены их семей и жители близлежащего района. Вводили в строй новые жилые дома, в которых семьи нефтяников получали бесплатные квартиры… Пожалуй, всего и не перечислить! Словом, с развитием нефтеперерабатывающей отрасли росло и благосостояние херсонских нефтяников, ведь зарплаты на предприятии были достаточно высоки…
Деструкция под видом реконструкции…
Так продолжалось до начала 1990-х годов, когда предприятие, ставшее вдруг «экономически невыгодным» для государства, пошло «по рукам». Впрочем, был у Херсонской нефтепереработки и светлый период во времена усугубляющегося всеобщего кризиса — сотрудничество с партнерами «Казахойла» и «Казмунайгаза», во время которого предприятие начало свое возрождение. Вот только новые временщики-владельцы завода жаждали прибыли, а не возрождения агонизирующей отрасли. А ведь по словам президента «Казмунайгаза» Киинова, чтобы повысить эффективность работы нефтеперерабатывающего предприятия требовалось вложить в реконструкцию завода 250 млн. долларов.
Однако владельцы вкладывать средства не спешили, но, как всегда много обещали для возрождения былой мощности херсонской нефтеперерабатывающей отрасли. На деле же под видом реконструкции уничтожали всё, что оставалось здесь ценного. Причем, начиная с 2005 года, с момента остановки предприятия «на реконструкцию» и до нынешнего времени, – всё это под лозунгом якобы ее проведения.
Так в информационной справке от 1 августа 2005 года говорилось: Херсонский НПЗ был остановлен на подготовительные работы по реконструкции. Комплексная программа реконструкции рассчитана на период до 2010 года и предполагает строительство установки гидрокрекинга по переработке прямогонного вакуумного газойля и тяжелых дистиллятов мощностью 950 тысяч тонн в год; блока изомеризации бензинов (90-150 тыс. тонн); установки гидроочистки реактивного и дизельного топлива (1,2 млн. тонн), обеспечивающей выход продукции с содержанием серы не выше 0,005% и другое. Кроме того, будут реконструированы установка замедленного коксования и установка первичной переработки АВТ-2. Ориентировочная стоимость запланированных работ превысит 500 млн. долларов США…».
Однако, миновал 2009-й… 2010-й, а обещанной реконструкцией на заводе так и не запахло. Зато за эти годы появлялось немало оптимистических уверений о начавшихся работах и грандиозных планах на будущее. Пожалуй, не сыскать в истории Херсона мэра, губернатора либо еще какого «обличенного властью» лица, не пообещавшего, что в самое ближайшее время завод, уже не принадлежащий государству и прошедший через десяток частных рук, теперь точно начнет работать и наращивать производство. «Это будет просто сказочный скачок Херсонской области вперед!»
P.S.
Теперь уже о херсонской нефтепереработке вслух давно не говорят и не пишут в газетах. Предприятие, лишившееся большинства своих технологических установок, а главное - людей, профессионалов-нефтяников, вроде как бы даже есть, вот только «пациент скорее мертв, чем жив». Так, что и поздравлять с профессиональным праздником остается лишь тех из нефтепереработчиков, кто отдав свои лучшие годы работе на ХНПЗ и пережив ликвидацию предприятия, ныне находится на заслуженном отдыхе.
С нашим профессиональным праздником, коллеги!
Джерело: "Херсонъ - забытый Югъ. Блог Виктора Хмеля"
Публікація першоджерела мовою оригіналу