on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XX століття > Легендарний командир-підводник з Херсона

Легендарный командир-подводник из Херсона

«…Один из торпедоносцев Северного флота (командир экипажа капитан Протас), не имея оповещения о нахождении в районе Гамвика нашей подлодки, обнаружил её в надводном положении, вышел в атаку и потопил торпедой. Подводная лодка “Щ-402” и весь экипаж из 45 человек и капитана III ранга Александра Каутского погибли…»
(Из сводки военных действий по Северному флоту от 21 сентября 1944 года)

Трагедия
В 6:42 утра 21 сентября 1944 года «Щ-402» находилась в пяти с половиной милях севернее Гамвика (Норвегия). В это же время самолет-торпедоносец «Бостон» 36-го минно-торпедного авиационного полка Северного флота сбросил торпеду. Она попала в корпус «Щ-402» и взорвалась, став причиной гибели подлодки и всего экипажа. Так нелепо и трагически закончилась судьба Краснознаменной гвардейской подводной лодки «Щ-402». По оценке командования Северного флота, трагедия подлодки «Щ-402» стала следствием грубого нарушения боевого управления в частях флотских ВВС...

«Прославленная субмарина погибла во время своего 16-го боевого похода, в тот период, когда казалось, что победа уже близка и считанные дни отделяли североморцев от освобождения Советского Заполярья и Северной Норвегии. Тем более горькой и тяжёлой для всего флота, и особенно для подводников, была эта неожиданная и столь нелепая утрата. Никому не хотелось верить, что один из самых лучших экипажей, возглавляемых уроженцем Херсона Александром Каутским, уже никогда не вернётся с моря», – сообщалось в газете «Ветеран-подводник».

«Отец был незаслуженно забыт многие годы, так как из некоторых источников следовало, что экипаж под его руководством не сделал ничего возможного, чтобы спасти подлодку, – вспоминал сын капитана Игорь Каутский. – И только к 50-летию Победы Объединенный совет ветеранов-подводников, подняв огромное количество архивов, сумел доказать, что экипаж “щуки” не виноват в ее гибели. Дело в том, что командующий флотом в 1940-е годы адмирал Головко начал проводить военные операции при участии разнородных сил флота – надводных кораблей, подлодок и авиации. Увы, советские воздушные и подводные силы 21 сентября 1944 года пересеклись – лодка была атакована своим же самолетом».

С мечтою о море
Александр Моисеевич Каутский родился 1 марта 1906 года в Херсоне. Его отец, рабочий лесопильного завода, скончался от тифа в 1919 году, мать, домохозяйка, умерла от голода в 1921-м. Паренёк успел окончить лишь три класса народной школы. И в 14-летнем возрасте он начал трудовую деятельность – курьером, посыльным, затем рабочим на мельнице, прессовщиком на маслобойне.

И всё это время Александр мечтал о море. Огромной первой жизненной удачей было для Каутского известие, что он будет призван в Военно-морской флот и зачислен в школу подводного плавания. Вначале была служба на подлодке «Барс-5». А на субмарине «Д-3» он совершает поход на Север. Успешно заканчивает курсы Высшего военно-морского училища имени Фрунзе. В выпускных документах значится: «Александр Каутский – дисциплинирован, исполнителен, выдержан, опрятен. Проявил отличные способности в учебе, волевые качества. Море и военно-морскую службу любит, отличный гимнаст. Может быть назначен на должность командира минно-торпедной боевой части подводной лодки. Достоин присвоения звания лейтенанта».

Служба на флоте
Флотская деятельность Каутского началась в должности командира минно-торпедной боевой части подлодки «Д-2». Через два года он выполняет обязанности флагманского специалиста по минно-торпедной части 2-го дивизиона. Позже в книгах мемуарах адмирала Григория Щедрина прочитаем: «Разве можно забыть, что оптимизму ты учился у Шуйского, хладнокровию и выдержке – у Котельникова и Бондаричева, расчетливости – у Сушкина, а крепкой товарищеской дружбе – у Каутского».

С теплотой вспоминает о Каутском и Герой Советского Союза Иван Колышкин в книге «В глубинах полярных морей»: «“Щ-402” вышла в море. Каутский держался собранно и уверенно. В том, что он стал командиром, нет случайности: Александр Моисеевич не только добросовестный служака. О том, что он подводник до мозга костей, утвердившийся в призвании, свидетельствует вся его биография…»

Анатолий Андреев
«Субботний Выпуск».- № 51 (475).- 17.12.2010.- стр. 13

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.