on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

24.04.2019, 09:19

Відбувся ХХV ювілейний Всеукраїнський конкурс читців Шевченка

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

Лирика, просто "Лирика"

01.11.2006

Наш город можно поздравить. В Херсоне вышел поэтический сборник на русском языке. Впервые лет за двадцать. А может и за девяносто. На украинском языке, согласен, были попытки написать-издать что-то стоящее, а вот на языке Пушкина - увы. Конечно, сборники издавались. И даже в немалом (и всё угрожающе возрастающем) количестве. Вот только к поэзии этот девятый вал рифмоплётства имеет косвенное отношение...

Пардон! Я не учёл полукустарным образом изготовленные книжицы самого автора сборника, вошедшие в оный в качестве разделов. Они, слава богу, регулярно появлялись с 1995 года. Вот только полноценными изданиями назвать их нельзя, что Женя Яненко и сам понимает, А вот теперь - да! Всё как положено: глянцевая бумага, прекрасные иллюстрации, гарнитура Arial. Лучшее за десять лет из девяти сборников. Хотя... эти тексты уже давно вошли в городской фольклор: «Я бросил пить по выходным - ещё суровей стали будни», «Мне б ходить по свету в форме пистолета, но хожу пока в образе виска», «Ни денег, ни другого зелья...», «Подайте мне принцессу духа и тела (мне не надо - крови)». Их даже не надо расписывать по строкам - и так выстреливает. Если объявить всепланетный конкурс на самое ироничное двустишие рубежа тысячелетий, то в финал выйдет: «Своё-то я смогу, но как терпеть несовершенство - мира?» или скромное: «Ты так намучилась со мной, природа, отдохни на детях». А вот - лучшее лирическое поздравление возлюбленной в десять слов (по существу, конкретно и ничего лишнего): «Я тебя поздравляю и желаю увидеть и услышать и просто».

Когда-то в 90-е годы, читая первую подборку Яненко «Не без названия», я придумал экспресс-тест на способность к писанию стихов. Претенденту нужно дать подстрочник знаменитого стихотворения Перси Шелли «Good Night» и попросить сделать перевод на русский язык с соблюдением всех формальных особенностей поэтического текста оригинала. И сразу станет ясно, кто чего умеет (один кондомный графоман на это мне ответил: я не переводчик, я - пойе-е-эт.); перевод Яненко не только удачнее всех известных мне, он - абсолютный предел, лучше это двенадцатистишие не переведёшь. Особенно мне нравятся заголовки его стихотворений: «Романс», «Пролог», «Элегия». Точнее, полное соответствие: заголовка - тексту, так сказать, замаха - удару. Кстати, как не хватает сейчас поэтических конкурсов в духе «Сатурналий», придуманных когда-то «Levыми Straussaми» (Лысюком и Яненко). Тогда, ограничив конкурсанта жёсткими рамками формы, можно было сразу понять, на что он способен.

А теперь о том, что не понравилось. Показательно полное отсутствие какой бы то ни было авангардности. Это напрягает. На земле, где жил Кручёных, тусовались Хлебников с Маяковским, похоронен Гнедов, нужно было что-нибудь продыр-бул-щирить, хотя бы из вежливости. Не поверю, что автор не экспериментировал. Но в книге этого нет. С другой стороны, в итоговый сборник десятилетия можно было не включать подростковые стенания по поводу отпускного запоя, суицидальных настроений, «моих и твоих истерик», собственного инфантилизма и прочего похмельного синдрома. Вообще два последних раздела (сборнички 2004-го и 2005-го годов) можно было бы уполовинить. Все поэты сначала такое пишут, а затем уничтожают, дабы у поклонников не создалось впечатление, что большой талант достался маленькому человеку. Не хватает, особенно в последних разделах, больших стихотворений на 40, 60 и более строк.

Похоже, после 2002 года поэт Яненко стихи писать бросил и лишь по привычке записывает мимолётные впечатления максимум в два-три четверостишия. Чтобы «выстрадать лучшие строки», явно не хватает детей, пелёнок, подёнщины, ночных подработок, разводов, алиментов и прочих обычных в жизни любого зрелого поэта источников вдохновения.

Отдельное спасибо издателям, филантропу-иллюстратору, «анонимным Меценатам» и той, кто их нашёл. Отдельное «фэ» типографии «Стар» - листы из книжки уже выпадают, чёрт возьми.

Михаил Подгайный
"Бивни" ноябрь 2006
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.