Лоция ТОН "Ключ"
1989
Боги, водители мудрости светлой
Молю вас, внемлите!
(Прокл. Гимн всем богам.)
Есть ли начало у источника? Пожалуй, да. Только где начало начала, где середина начала, где конец начала и где начало всех начал? С ответом на этот вопрос не преуспели и античные философы.
С началом, как видим, не все так просто. Но вряд ли начало ключа там, где он бьет из-под земли. Потому что какой-то путь вода проделала еще до того, прежде чем выбраться на поверхность и получить название. А название наш источник не собирался получать и даже вовсе не думал об этом. Тем более, какие времена не возьми, практически всегда назвать обстановку благоприятной для творчества язык не поворачивается. Правда, не все дожидаются благоприятных времен.
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном, -
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может
Она все льется - и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.
(Ф.Тютчев)
Почему он это делает? Да, наверное, потому что так устроен. Вот и все.
Моей звезде не суждено
Тепла, как вам, живым и смертным.
Вам теплый дом под лампой светлой,
А ей - лишь горькое вино.
(Б.Г.)
Впрочем, вино было уже позже. А пока:
Только поздно, уж мы на вершине
И теперь только вниз босиком...
(Б.Г.)
Или еще лучше:
Вот взобрался я на вершину,
Сижу здесь радостен и тих.
Ты к людям, ключ, спешишь в долину -
Попробуй, каково у них!
(Ф.Тютчев)
У них, как известно, хватает всякого. Еще большего недостает.
Вот в ноябре 1989 года, например, обострилась у нас проблема эстетического воспитания молодежи. Поэтому через преподавателя Херсонского музучилища, Татьяну Дембницкую, некоторым сотрудникам завода «Заряд» поступило предложение проконтактировать с Лабораторией эстетики АПН Украины.
Проблемы эстетики и завод - сочетание, конечно, для нас довольно необычное. Впрочем, и «Заряд» тоже не относился к ординарным заводам и заводикам. И не из-за того, что в то время он был филиалом одного из монстров ВПК СССР - Херсонского полупроводникового завода. Хотя «Заряд» и сам был «почтовым ящиком», но выпускал вовсе не военную продукцию, а бытовую электронику, включая музыкальные инструменты и даже детские игрушки. Может быть, поэтому завелся в «почтовом ящике» народ игривый и вольнодумный.
Среди них был Олег Ивченко, организатор первой дискотеки в Херсоне, который в разгар «застоя» заслушивался в компетентных органах на предмет политически невыдержанной музыки. Дескать «Сегодня он играет джаз, а завтра...» Не смешно? Тогда тоже было не смешно. Потому что «дяде Алику», как Олега привыкли называть друзья, попортили-таки немало крови.
Не избежал бы этого и Юрий Топунов, вздумай он в то время выставлять на суд цензуры свои иллюстрации к книгам «неканонических», так сказать, поэтов и писателей. Поэтому до поры об этом знали только самые близкие друзья. Другие были знакомы, разве что с коллекцией шаржей и карикатур.
Николай Кошелюк любил фотографировать на слайды крымские пейзажи. Снимать пейзажи, во-первых, не возбранялось, во-вторых, ничего другого он просто не умел. Или почти не умел...
Вот эта «троица из почтового ящика», которая откликнулась на призыв Лаборатории эстетики, и стала со временем основателями ТОН «Ключ».
Здесь будет нелишне сделать первое «мистическое» отступление. Ибо «первичная» и «вторичная» реальности где-то должны, по идее, соприкасаться. То есть, где-то должен быть между ними мостик или туннель с тайной калиткой или воротами. В общем, что-то вроде двери там должно присутствовать. И не для всех, к сожалению (или к счастью?) эта дверь открывается. Значит существует своеобразный замок.
...И ключ?
В мистические вещи, всякого рода совпадения можно верить или не верить. Но некоторые факты все же стоит упомянуть. Завод «Заряд» расположился на северной окраине Херсона у поселка Степановка, получившего известность из-за расположенного там местного «mental institution» или, по привычному, психиатрической лечебницы. Так сказать, место для ненормальных. Как известно, творческих люде тоже сложно отнести к нормальным.
Но дело не только в этом. В Херсонском краеведческом музее хранится стела III века до н.э., обнаруженная у с.Степановка, изображающая Кибелу, сидящую на троне со львом на коленях. (Древности Херсонщины. Краткий справочник. Симферополь: Таврия 1989).
Культ ее пришел из Малой Азии. Кибелу называли Великой матерью богов, считали божеством все производящим, создательницей и покровительницей мира растений и животных, городов и государств. Владычица гор и лесов, она выступает в окружении диких зверей (львов, пантер) и ... своих безумствующих спутников - демонов корибантов и куретов. (Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах. - Симферополь: «Бизнес-Информ» 1994)
Тут поневоле призадумаешься. Но в 1989 году никто ни о чем таком особо не думал. Творческое сотрудничество Ю.Топунова, О.Ивченко и Н.Кошелюка пока ограничивалось совместной работой над слайд-фильмами. Причем первый выступал в качестве художника, второй - музыкального редактора, а третий - фотографа и режиссера. Так увидели свет «Таврика-89», «Аверс» и «Театр звал под взмахи кулис» (*Н.К), отмеченные в конце года на областном конкурсе Херсонского киноклуба.
Продолжение следует в Лоция ТОН "Ключ" 1990
Начало здесь
Публікація першоджерела мовою оригіналу