on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

24.04.2019, 09:19

Відбувся ХХV ювілейний Всеукраїнський конкурс читців Шевченка

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Любимый праздник - Новый год!

Любимый праздник - Новый год!

Ну вот и подходит к своему завершению год 2016-й. Ещё чуть-чуть – и засветятся огни на новогодних ёлках, заискрится в бокалах традиционное шампанское, и мы все дружно будем желать счастья нашим близким, родным и совершенно незнакомым людям в грядущем и неизвестном ещё новом 2017 году. Каким он будет, не знает никто, но каждый искренне надеется, что всё в нашей стране наконец-то изменится к лучшему. А наши политики… Впрочем, не будем сегодня о политиках. Сегодня, в преддверии грядущего года, пусть у всех будет предпраздничное настроение, не омрачённое никакой политикой. Посему, отставив в стороны все проблемы, поговорим о праздновании Нового года и грядущего вслед за ним Рождества в нашей стране

Путаница в календаре
Если поразмыслить, а почему сначала Новый год, а потом уж вслед за ним Рождество? Ведь летоисчисление-то мы ведём «от Рождества Христова», а тут Христос ещё не родился, а мы уже празднуем? Правильнее было бы поставить, как говорится, во главу угла именно Рождество, как это делается в Западной Европе и странах Америки. Там Рождество является, пожалуй, самым главным, любимым всеми праздником, расцвеченным яркими огнями рождественской ёлки и желанными подарками. В этом случае грядущий вслед за Рождеством Новый год становится всего лишь заключительным аккордом празднества, открывающим первую, чистую ещё страничку наступающего года.

Ну а в нашей стране и некоторых иных государствах постсоветского пространства в числе главных и любимых праздников вот уже почти столетие остаётся Новый год. И ёлка у нас новогодняя, а совсем не рождественская. Дух же Рождества умаляется и теряется в промежутке между банкетом в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января и застольем в «старый Новый год» 13 января.

Хотя, если заглянуть в корень, праздник, отмечаемый «по старому стилю» – это сугубо наше изобретение, которое упорно не воспринимается аналитическим умом иностранцев: как это – старый и вдруг новый? Парадокс! А между тем путаница с праздниками – это именно следствие нашей истории. Ведь когда только ни праздновали у нас в прошлом наступление нового года! И в марте, и в сентябре… А потом появился царь-реформатор Пётр I, не желавший отставать от западной цивилизации. В 1699 году специальным указом он утвердил время наступления нового календарного года с 1 января 1700 года. При этом в стране всё так же оставался традиционный церковно-светский юлианский календарь, введённый ещё в Римской республике Юлием Цезарем 1 января 45 года до новой эры или до Рождества Христова.

В то же самое время в католической Западной Европе уже действовал календарь григорианский, введённый папой Григорием ХІІІ в 1582 году. Конечно, одновременно действующие календари с разницей в две недели создавали существенные неудобства на различных государственных уровнях общения, потому и летописи знаменательных событий в разных странах часто разнятся в датах. Да и путешественникам, мореходам, купцам и прочему люду, пересекающему границы, всегда приходилось помнить о расхождениях в календарях.

Существенные изменения в летоисчислении произошли лишь после октябрьской революции 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров «О введении в Российской Республике западноевропейского календаря» от 24 января 1918 года в стране был введён григорианский календарь. Официально старый юлианский календарь прекратил своё существование, однако церковь отказалась следовать «большевистским новшествам» и продолжала исчисление по древнему календарю. В результате получилось, что православное Рождество стали отмечать 7 января (25-го декабря по старому стилю). Из-за этих новшеств, пожалуй, в наихудшем положении оказались верующие христиане православного толка. Ведь Новый год (по новому стилю) приходился на последнюю, самую строгую неделю Рождественского поста. Наверное, это и стало причиной того, что в быту сохранилась курьёзная традиция встречи «старого-нового» года по юлианскому календарю уже после православного Рождества.

Рождество и ёлка под запретом
После окончательной победы большевиков было сделано всё, чтобы опорочить, а потом и уничтожить само понятие христианского Рождества и традиционной рождественской ёлки. Правда, не сразу, ведь ещё в 1919 году вождь мирового пролетариата Ленин в канун Сочельника посещал «лесную школу» в Сокольниках, где играл с детьми у ёлки и дарил подарки. О чём имеются яркие свидетельства советского периода: рассказ Александра Кононова «Ёлка в Сокольниках», повесть Марии Прилежаевой «Жизнь Ленина» и некоторые другие источники. Лишь спустя два года после смерти Ленина ёлка и Рождество в советской стране подверглись гонениям и запрету.

Теперь рождественский обычай приказано было считать пережитком, мешающим строительству нового советского общества. В 1927 году на очередном съезде партии с высокой трибуны Иосиф Сталин громогласно провозгласил начало антирелигиозной кампании. Рьяные исполнители тут же бросились проводить в жизнь линию партии. Установленная в комнате вполне безобидная праздничная ёлка становилась опасной – причиной больших неприятностей. В канун Рождества группы воинствующих безбожников во главе с ответственными товарищами из госучреждений обходили квартиры для выявления «пособников буржуазии». Вскрытые в результате подобных рейдов «нарушения» попадали на страницы местных газет, а составленные протоколы – по месту работы «нарушителей», с которыми там вершили расправу – «пролетарский суд». Причём вместе с «виновными» за «потерю бдительности» мог пострадать и руководящий персонал учреждения или предприятия. «Вигадане “різдво” – зброя класового ворога для боротьби з пролетаріятом, – писала херсонская газета “Надднепрянская правда” в 1932 году, – ось чому трудящі нашої країни повинні завжди, і особливо – під час “різдва”, нещадно боротися проти оцієї експлуататорської байки».

Реабилитация
Но если с Рождеством и прочими религиозными праздниками боролись не одно десятилетие, то опала с ёлки была снята уже спустя восемь лет. С одобрения «Хозяина» в 1935 году в газете «Правда» появилась статья второго секретаря ЦК КП(б) Украины, первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!».

В том же году правительство приняло решение о возобновлении празднования Нового года в СССР. Резкий поворот политики партии совершенно не обескуражил поборников «советской моральной чистоты», которые так же рьяно бросились исполнять новые указания. Правда, теперь ёлка уже называлась не рождественской, а новогодней, пролетарской или советской. И соответственно идеологическую нагрузку возрождённый праздник нёс иную, советскую, прославляя выдающиеся достижения во всех сферах советской жизни.

Стоит ли говорить, что «новая» традиция во мгновение ока была принята советским народом и 1937 год праздновали повсеместно уже с ёлкой. В том же году была устроена «главная» ёлка страны в Колонном зале Дома Союзов. Впрочем, название «главная» она тогда ещё не имела, ибо, согласно воспоминаниям бывших партфункционеров, на вопрос о «главной» ёлке Сталин ответил: «В нашей стране теперь каждая ёлка “главная”»… Как я уже говорил, с 1937 года праздничная ёлка несла идеологическую нагрузку. Наркомпросом был разработан ряд методических пособий, в которых подробно описывалось, как, чем и в какой последовательности нужно было украшать ёлку. И это при том, что новые отечественные производства, специализировавшиеся на ёлочных игрушках, только делали свои первые шаги. В будущем ёлочные игрушки также составили часть советской идеологии. Вместо «безликих» украшений, шаров и конфет новые советские ёлочные игрушки были выполнены в виде аэростатов, ракет, космонавтов, танков, автомобилей, стеклянных солдат, шахтёров, докторов и даже кукурузных початков, символизирующих достижения страны. Встречались игрушки-шары с портретом «горячо любимого» Иосифа Виссарионовича. Да и официальные новогодние поздравления никак не могли обойти упоминание имени Сталина.
«В розцвіті сили, в буйнім зрості
Країна йде до комунізму.
І новорічні наші тости – 
За Сталіна, за Вітчизну!» – открывала первую свою страницу херсонская газета «Надднепрянская правда» 1 января 1950 года.

Можно вспомнить и то, что до 1947 года для взрослого населения страны новогодний праздник был самым обыкновенным рабочим днём, и лишь с 1947-го день 1 января было объявлен «красным», выходным.

Новый год в Херсоне
В послевоенные годы в СССР уже, пожалуй, никто не мыслил встречу Нового года без ёлки. Вот только полностью удовлетворить на неё спрос оказалось не совсем легко, в особенности в степных зонах страны, где в те времена ёлки были ещё редкостью. Тем не менее о главном атрибуте праздника не забывали. Скажем, на Херсонщину, где молодое Голопристанское лесохозяйство могло предложить к празднику около 3–4 тысяч сосенок, основное количество их завозили по железной дороге из Черновцов и Калининской области. Открыв «Надднепрянскую правду» за декабрь 1964 года, читаем: «На станцію Херсон прибув вагон ялинок. Одразу ж було дано наказ – негайно розвантажити його. Так, 10 тисяч ялинок – посланців далекої Калінінської області – першими потрапили в торговельну мережу міськпромторгу, а звідти – численним покупцям нашого міста. Зараз на станцію Херсон щодня прибувають усе нові й нові вагони з зеленими красунями. Колектив залізничників розвантажує їх якнайшвидше». На территории Херсона продажей новогодних хвойных деревьев занимались 25 государственных торговых точек, расположенных для удобства покупателей в разных частях города. В сущности, несмотря на приличные объёмы поставляемых в розничную продажу ёлок, они всё так же оставались в дефиците.

Вспомните хотя бы более поздние периоды советской истории, когда местные лесхозы уже в полном объёме могли удовлетворить спрос на хвойные деревца. Потенциальные покупатели ждали завоза зелёных красавиц у пустых ёлочных базаров, а потом штурмом брали гружёный ими транспорт. Ёлки продавали прямо с машин, и нужно было иметь недюжинную силу и выдержку, чтобы «выхватить» подходящий пушистый, по-настоящему новогодний экземпляр. Единственное, что радовало в процессе «добычи» ёлки, так это низкие государственные цены, которые сразу же взлетали раза в три, если приходилось брать хвойное дерево с рук, у спекулянтов. Цены на ёлки в СССР всегда были стабильными и не превышали десятка рублей. За «червонец» можно было приобрести настоящую пушистую лесную красавицу.

Вот только погоней за ёлкой предновогодние заботы херсонцев в советское время не заканчивались. Нужно было приобрести ещё что-либо не совсем привычное из продуктов питания для праздничного стола. Но если с горячительными напитками в 1960–1970-х годах проблем не было, то за остальным приходилось не только побегать, но и отстоять длиннющую очередь в магазине. А так как обычно в канун праздника на прилавках появлялся различный продуктовый дефицит, то отстаивать приходилось не одну очередь.

Впрочем, новогоднее настроение, созданное окружавшей праздник предпраздничной атмосферой, в котором не было и намёка на различные бытовые трудности, целиком и полностью компенсировали подобные неудобства…

http://www.grivna.ks.ua/archive/subbotnij-vypusk/1535-sv-2016/sv-2016-52/58798-lyubimyj-prazdnik-novyj-god

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.