on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

Мастер "чужого" лица


Лариса Николаевна Теплякова, гример-постижер нашего муздрамтеатра им. Н.Кулиша, 25 августа отметила свой 75-летний юбилей. А в херсонском театре она работает уже 29 лет. Через ее умелые руки “прошли” лица и прически практически всех актеров. А еще она – единственный в Херсоне мастер такого высокого класса.

Постижер – это специалист по изготовлению париков, усов, бород, “дремучих” бровей, бакенбардов, шиньонов. Профессия древняя и нелегкая, требующая большой усидчивости и терпения. Ведь для того, чтобы изготовить парик, надо работать, причем, как говорится, не покладая рук, не меньше двух недель. Перед тем, как сшивать из полосок готовый парик, у волос нужно обязательно найти срез и конец, и ни в коем случае их не перепутать, иначе вся работа пойдет насмарку. А с самого начала делается лекало, на которое наклеивается особая ткань – театральный газ или тюль, и только затем через нее специальным тоненьким заостренным крючком протягивают по одному (!) волоску.

Совсем особая статья – этот самый крючок, главная драгоценность, которую берегут, как зеницу ока. Его очень трудно достать, ибо мастеров по изготовлению такого деликатного инструмента почти не осталось. Лариса Николаевна показывает лекало с двумя парами роскошных “казацких” усов с проседью, над обновлением которых сейчас работает: быстро мелькает в руках крючок, мгновенно закрепляются петельки – и усы становятся еще пышнее. Стены постижерного цеха заставлены полками с париками, их великое множество – из разных времен и эпох, от седых и пудренных до огненно-рыжих, из синтетики и натуральных волос.

Лариса Николаевна рассказывает: “ Самыми лучшими всегда считались сделанные из натуральных волос – их можно легко мыть, завивать, красить, лакировать. Ценятся и парики из шерсти, состриженной с живота буйвола ( кстати, во время гастролей в Киеве, заведующая костюмерным цехом театра им. И. Франко позавидовала тому, что у нас в театре такие еще сохранились). В советские времена еще изготавливали парики из специальной синтетики, с которой можно было проделывать почти то же самое, что и с натуральными. Да и с последними не было проблем: в театр приносили настоящие волосы и просто отдавали. Я сама на втором курсе училища прямо на паре согласилась остричь надоевшую косу, ее просто выбросили, тогда натуральне волосы не ценились так дорого, как сегодня. Но и в продаже готовых париков тогда практически не было.”

Одесское театрально-художественное училище и специальность художника-гримера она выбрала не случайно: мама очень любила и хотела рисовать, у дочери сохранились ее картины маслом. Но дед сказал: “Стране нужны строители” и мама получила образование техника-строителя, но любовь к творчеству смогла передать дочери. Художником был и отчим Ларисы. А еще стал живописцем ее сын Александр Тепляков, который в свое время оформлял спектакль “Засватана, невінчана.” Сама Лариса с детства рисовала, любила придумывать модели платьев себе и маме, а во время учебы подсматривала, как шьют и кроят девочки с костюмерного отделения, и – училась у них. С тех пор всегда обшивала себя, даже пальто как-то сшила. И сейчас иногда что-то себе мастерит. И всегда любила театр, в Одессе пересмотрела весь репертуар большинства театров – не потому, что студентов обязывали, а потому, что очень нравилось.

“В училище мы все терпеть не могли постижерные работы, больше увлекались гримом. Было очень интересно гримировать “до полной неузнаваемости”, особенно это касалось создания образа исторической личности (например, Максима Горького, Гоголя, Пушкина) или расового грима. Кроме того, студентам-натурщикам платили за работу по рублю в час. Мы изучали пластическую анатомию и лепили черепа, глаза, руки, уши, носы – это все потом пригодилось в работе. А на госэкзамен я так загримировала своего однокурсника Витю Королева под наркома Луначарского, что его никто из преподавателей не смог узнать. Несколько лет назад был у нас интересный случай, когда мать нашего молодого актера Александра Мельника просто не узнала сына в гриме царя из спектакля “Про Федота - стрельца” и поинтересовалась, кто он такой и что делает в его гримерке.”

В 1962 году, сразу после окончания театрально-художественного училища, она по распределению пришла работать в Рижский театр оперетты и задержалась там почти на девятнадцать лет. В оперетте было две труппы: латышская и русская (тогда в Риге 60% населения составляли русские), и определенный антагонизм между ними всегда существовал. Классические постановки дублировались на обоих языках, а хор и балет – один, учили роли на обоих языках. Среди актеров было много талантливых людей, но встречались и придиры , и зануды, всякое случалось. Зато когда она уходила оттуда, один из актеров даже прослезился: “Кто же теперь будет из меня красавца делать?” В ее париках и усах сильно лысеющий артист выглядел просто неотразимым и всегда играл героев.

Лариса Николаевна хорошо помнит постановку пьесы “Сестра Керри” и маэстро Раймонда Паулса, которого почти десять лет уговаривали написать музыку к мюзиклу. И он, наконец, сдался. Присутствовал на всех репетициях и, кажется, остался доволен. Климат Прибалтики оказался тяжелым для Ларисиной мамы и они решили переехать на юг. В херсонском областном академическом музыкально-драматическом театре им. Н.Кулиша Лариса Николаевна работает с 1981 года, причем, сначала – в костюмерном цеху, так как не было свободной вакансии гримера-постижера. Эта работа тоже была интересной: приходилось иногда и эскизы делать, и ткани сами подбирали, и фантазировали. После ухода из театра другого замечательного мастера – Татьяны Васильевны Русовой на преподавательскую работу Лариса вернулась к своей специальности и с тех пор с ней не расстается.

Заведующая гримерным цехом Ольга Михайловская рассказывает: “Лариса Николаевна – уникальный мастер своего дела, сейчас – единственная в Херсоне. Она очень трепетный и трудолюбивый человек, мы ее любим, уважаем и бережем. И еще – совершенно не чувствуем разницы в возрасте, для нас она – Лорик, Лариса. ” Любовь Калюжная, заведующая литературной частью театра, продолжает: “В театре главное – не возраст, а мастерство, ведь грим, парик – часть образа актера. Это именно то внешнее, что помогает актеру постичь внутренний мир своего героя, “настроиться” на него, войти в образ. И Лариса Николаевна в своей профессии – просто волшебница.”

Она любит сложный грим – как, например, в нашумевшей “Страшной мести” по Гоголю: вспомните образы самого Николая Васильевича, колдуна, мертвецов, это одна из ее любимых работ, трудоемкая, но интересная.. Что же касается париков, то “потемкинские” она выделяет особо, их два: молодого Потемкина и уже “в возрасте”, несколько для Екатерины 2-й и много-много других. Среди них и парики для детских спектаклей – баба Яга, дед Мороз, Снежная королева, различные зверюшки, клоуны и прочие сказочные герои. Лариса Николаевна, невзирая на огромный профессиональный опыт, живо интересуется новинками своего дела, по крупицам собирает литературу по специальности (сожалея, что сейчас таковой практически не выпускают!). Ее вклад в успехи нашего театра неоспорим. Ее энергии и интересу к жизни и работе можно позавидовать, ведь сегодня она у нас в городе одна такая – единственная и действительно уникальная, настоящая волшебница грима и постижерного искусства.

 

Татьяна Крючкова
"Вгору".- №34 (413).- 26.08.2010.- стр. 12-13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

1. 16.12.2018 12:52
Ольга
Здравствуйте ! Лариса Николаевна ! Где можно продать свои волосы ? Т 0661197260,

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.