on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.01.2019, 11:04

Январь-2019

Дзвенять у відрах крижані кружальця. Село в снігах, і стежка ані руш. Старенька груша дихає на пальці, Їй, певно, сняться повні жмені груш. Їй сняться хмари і липневі грози, Чиясь душа, прозора, при свічі. А вікна сплять, засклив мороз їм сльози. У вирій полетіли рогачі. Дощу і снігу наковтався комин, і тин упав, навіщо городить? Живе в тій хаті сивий-сивий спомин, улітку він під грушею сидить. І хата, й тин, і груша серед двору, і кияшиння чорне де-не-де, Все згадує себе в свою найкращу пору. І стежка, по якій вже тільки сніг іде... (Ліна Костенко)

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новости региона

16.01.2019, 10:38

“Краща книга Херсонщини”

16.01.2019, 10:18

Дом-музей превращается в руины

От одного из самых оригинальных музеев Херсонщины вскоре может остаться... ...
16.01.2019, 10:16

“Кам`яні вишиванки” – у центрі скандалу

> Темы > Музыка > Из музыкальной истории Херсона > Мелодия двух душ: Самуил и Софья Майкапар

Мелодия двух душ: Самуил и Софья Майкапар

В мире высокой музыки нет ни одного человека, который не знал бы о Самуиле Майкапаре - известном пианисте, композиторе и музыкальном писателе ушедшего столетия. А, между прочим, Самуил Моисеевич - уроженец города Херсона.

Родился 18 декабря 1867 года в Херсоне. Через некоторое время в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами вся семья вместе с маленьким Самуилом переехала в Таганрог. Там будущий пианист поступил в Таганрогскую гимназию и уже с шести лет начал брать уроки музыки. В 1885 году юноша поступил в Петербургскую консерваторию, где его основными наставниками по фортепиано и композиции стали знаменитые педагоги Игорь Вейс (российский органист) и Николай Соловьев (музыковед). Параллельно Самуил поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и успешно завершил обучение в 1891 году. По окончании консерватории до 1898 года совершенствовался как пианист под руководством известного польского пианиста Теодора Лешетицкого преимущественно в Вене, но в то же время концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

Последующие два года выступал в концертах с известным всей Европе музыкантом Леопольдом Ауэром и чешско-русским скрипачом Иваном Гржимали. Вернулся в Россию по инициативе А. Глазунова, директора Петербургской консерватории.
В 1901, набравшись опыта и заработав весомое имя в богемных кругах, Самуил основал музыкальную школу в Твери. Последующие семь лет, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически выступал с концертами в Германии.
Все это время Майкапар принимал активное участие в работе руководимого Сергеем Танеевым московского научно-музыкального кружка, а начиная с 1910 года, посвятил более двадцати лет преподавательской деятельности в Петербургской консерватории, где в 1910-28 гг. (профессор с 1917 г.) вел класс фортепиано и воспитал около 40 профессиональных пианистов. Но все же судьба не всегда была благосклонна к великому композитору.

После революции Майкапар числился в рядах «консерваторов», главным образом - за нежелание одобрить навязанные консерватории реформы (в том числе «отсев» абитуриентов непролетарского происхождения), и в 1928 г. был вынужден уволиться. Умер великий композитор через десять лет в городе Ленинграде. Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества, обнаруживающих изящный вкус и дарование. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», его романсы и «Музыкальный слух» (Москва, 1900).

Мастерство и дарование Майкапара - пианиста и композитора - были отмечены композиторами Антоном Рубинштейном, Эдвардом Григом и Поставом Энгелем. Значителен вклад его и в создание музыки для детей и юношества: им написано свыше 200 пьес, большинство которых поныне входит в учебный репертуар начинающих пианистов. Хотя они и написаны на доступном юным исполнителям и вместе с тем высокохудожественном музыкальном языке.
Майкапар - автор книг по теории и истории музицирования: «Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития», «Значение творчества Бетховена для нашей современности», «Годы учения» (или «Почему и как я стал музыкантом» - одно из редких в мировой литературе произведений для юных читателей о начале пути концертирующего музыканта).

Огромную роль в жизни нашего известного земляка сыграла жена Софья Майкапар - профессиональная певица, известная под псевдонимом Нина Ормели. Софья Майкапар училась пению в Германии частным образом. До начала Первой мировой войны, с 1905 по 1914 годы, вместе с мужем Самуилом Майкапаром гастролировала в Германии, Австрии и Франции. В Германии, в частности, их концерты проходили в Берлине, Кёльне, Эрфурте, Франкфурте-на-Майне, Кобленце и других городах. В 1912-1913 гг. Софья Майкапар была солисткой оперы в Теплице (Австрия).
В Германии творческая дружба Софьи и Самуила Майкапаров связывала их с такими известными музыкантами, как: пианисты Осип Габрилович и Игнац Фридман, скрипач Ефрем Цимбалист, известный немецкий композитор Зигфрид Карг-Элерт. Особенно дружеские отношения у них были с композитором Александром Гречаниновым. Программы концертов в Германии свидетельствуют о том, что Софья Майкапар была одной из первых исполнительниц ряда вокальных сочинений Гречанинова.

Среди друзей Майкапаров был и пилот Вильхельм Кайдель, который предложил Софье испробовать в действии его аэроплан. Это был биплан, имевший в длину 12 метров, снабженный совсем небольшим мотором. Полёт состоялся 30 июля 1910 года на аэродроме Еханисталь в Берлине. Перед собственным вылетом певице пришлось наблюдать неудачное приземление другого аэроплана, но это ее не остановило. Софья Майкапар стала первой женщиной в России, совершившей полёт на самолёте в качестве пассажира. В начале XX века это стало сенсацией.
После возвращения с гастролей в Россию, Софья Майкапар занялась педагогической деятельностью.
Живя в Москве, она давала уроки вокала в музыкальной школе им. С. И. Танеева. С 1938 по 1948 гг. работала в ГИТИС, ведя одновременно вокальные занятия в театре им. Е. Вахтангова.

Династию известных музыкантов продолжил их внук Александр Майкапар. Музыкальное образование он получил в Российской Академии музыки (по классу фортепиано проф. Теодора Гутмана) и в Московской консерватории (по классу органа проф. Леонида Ройзмана). Широкую концертную деятельность музыкант начал в 1970 г. в качестве солиста клавесиниста, органиста и пианиста. До сих пор он выступает в России и за рубежом (страны СНГ, Польша, Германия, Австрия, Бельгия). Неоднократно принимал участие во многих европейских музыкальных фестивалях - в Берлине, Потсдаме, Дрездене, Шверине, Вене, Варшаве, Брюсселе, Шарлеруа, Будапеште и многих других городах. Единственный в России и один из очень немногих музыкантов в Европе Александр Майкапар исполнил в концертах и записал на радио Полное собрание клавесинных произведений Иоганна Баха. Этот цикл состоит из 15-ти концертных программ. Пытается строить музыкальную карьеру и правнук известной на всю Европу пары Викентий Майкапар.

Руслана Митюхина
«Наддніпрянська правда плюс».- №11.- 11.12.2013.- стр.6

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.