on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Мельпомена под крылом у Гоголя

С именем великого классика часто связывают какие-то мистические события. Помните, и в нашем театре перед премьерой «Страшной местью» произошла цепь травм. Та же ситуация была и в Луганске: два несчастных случая за день до премьеры «Тараса Бульбы» - то рука сломана, то нога…. Но достаточно было в обоих городах освятить спектакль и театр - как все прекратилось. Больше на Гоголя никто не жаловался.

Правда, были опасения, что Николай Васильевич «пошутит» на «Мельпомене Таврии», посвященной его 200-летию…. Но обошлось - для создания проблем достаточно было и одного финансового кризиса.

А вообще, слово «кризис» в херсонском театре считается запрещенным. Но от него не прячутся - ему сопротивляются. А потому XI Международный фестиваль «Мельпомена Таврии» не просто успешно состоялся, он был объемнее, чем предполагалось (15 театров, 17 спектаклей), а для херсонцев - очень успешным (Гран-при фестиваля было единогласно отдано нашей «Страшной мести»).

Назло кризисам
Несмотря на пресловутый кризис, фестиваль хоть и получился без прошлогоднего размаха, но совсем уж скромным назвать его нельзя. В период безденежья и спонсоры от него не отвернулись, и местные власти не остались равнодушными. Возникла проблема с городским бюджетом, но мэр Владимир Сальдо обратился с просьбой помочь к неравнодушным людям - и те не отказали. Даже любимое Министерство культуры и туризма порадовало - выделило аж 25 тыс. гривен.

Однако кризис все же внес свои коррективы в плавное течение подготовки и проведения фестиваля - оценивало спектакли не профессиональное, а журналистское жюри (правда, в его составе были весьма и весьма компетентные люди - театральные критики и журналисты из Киева, Донецка, Львова, Днепропетровска и, конечно же, Херсона); все уличные действия собрали в один день - на закрытие; на заключительный концерт звезд не приглашали - обошлись своими силами, да и приехать, к сожалению, смогли не все театры. Но посмотреть было на что!

Гоголевская пятерка…
Фестиваль посвящен был Гоголю, но по его произведениям можно было увидеть всего 5 спектаклей. Открывал фестиваль «Тарас Бульба» Луганского театра с колоритным Михаилом Голубовичем в главной роли. Многим зрителям пришлась по душе его мощь, да и мэр Владимир Сальдо отметил, что впечатления от спектакля были даже более сильными, чем от фильма, что «игра актера очень жизненна, она полностью поглощает тебя, и ты забываешь обо всем». Жюри отметило хореографию и постановку боев спектакля, а самого Михаила Голубовича удостоило дипломом за весомый вклад в развитие театрального искусства.

Безудержно притягивал зрителей «Вий» Коломыйского театра - как удастся воплотить эту мистическую историю на сцене, не прибегая к киношным спецэффектам? Появится ли сам Вий, будет ли летать гроб? Гроб не летал, но разочарования не было. Решение достаточно простое (все гениальное просто), но яркое: ужас трех ночей передан в пластике (диплом Ольге Семешкиной за лучшее пластическое решение). Необычны и декорации. Но все же самое важное в театре - актерская игра. Не забыть безумных глаз Хомы Брута в исполнении Петра Чичука (лучшая мужская роль).

О херсонской «Страшной мести» - без комментариев. Спектакль действительно был лучшим. Но надо признаться, что наши актеры, увидев «Вия», напряглись, призадумались и - сыграли, как никогда.

«Женитьба» Нежинского театра особого восторга не вызвала, самое яркое впечатление - Кочкарев в исполнении Андрея Буняева (лучшая мужская роль второго плана).

И, наконец, «Шинель» Криворожской «Академии движения» - не перестаешь удивляться их мастерству. Психология маленького человека передана без единого слова - только движение, пластика, мимика (дипломы Александру Бельскому за лучшую образно-пластическую режиссуру и Андрею Ивасих, сыгравшему Акакия Акакиевича - за лучшую мужскую роль).

… и не только
Не только Гоголь царил на «Мельпомене Таврии». В этом году можно было увидеть неимоверное разнообразие жанров и форм. От монументальных многолюдных постановок - до моноспектаклей («...Быть…» Ларисы Кадыровой), от пластических спектаклей и балета - до монооперы (этот жанр был представлен на фестивале впервые - монооперу «Ожидание» привезла из Одессы Ирина Красилина), от взрослых спектаклей до детских. На сцену выходили и профессиональные театры, и самодеятельные, и студенческие. Да и по настроению спектакли были очень уж разными: энергичный «Холстомер» театра из Румынии и неторопливые «12 новелл любви» Московского Нового драматического театра. Мурманский «Комедиограф» заставил зал рыдать, а Луганская «Легенда» зарядила оптимизмом, от херсонской «Страшной мести» мурашки по коже - а Закарпатский театр своей комедией «Куплю мужа за баксы» заставил держаться за животики…. Многие постановки не остались без наград.

Херcон forever!
Особо приятно, что херсонские театры покорили и зрителей, и гостей, и жюри фестиваля (и это отнюдь не реверанс в сторону принимающей стороны). В один голос Гран-при было отдано «Страшной мести» Сергея Павлюка. Кроме этого, спектакль получил еще ряд наград: и за лучшую сценографию (работа Натальи и Сергея Рыдванецких), и за лучшее музыкальное воплощение (Ружена Рублева), и за лучшую роль второго плана (Евгений Гамаюнов). По окончании фестиваля режиссер Сергей Павлюк признался, что на успех надеялся, хотя в качестве конкурентов «Страшной мести» воспринимал и луганского «Тараса Бульбу» и своего же «Вия», поставленного три года назад в Коломые (после чего решил, что негоже на одном фестивале представлять две свои работы).

Диплом за лучшую главную женскую роль решили не присуждать, а претендентка на лучшую роль второго плана была одна - актриса Херсонского театра кукол Ольга Шаламова, которая воплотила несколько ролей в спектакле «Дюймовочка».

А самый важный диплом вновь получил директор Херсонского театра Александр Книга - за воспитание зрительской культуры. И, действительно, зритель у нас самый лучший, самый понимающий и самый доброжелательный.

Изюминка
На фестивале «Мельпомена Таврии» люди знакомятся - и рождаются интересные идеи. Так что недаром возникла идея собрать в рамках фестиваля цвет украинского театрального искусства (режиссеров, известных не только в Украине, но и за границей) на режиссерскую конференцию, чтобы определить дальнейшие пути развития Театра. Украинский театр давно пора реформировать, обратить на него внимание государства (и не только в финансировании дело - в отношении к театру вообще). Эта конференция, собравшая театральную элиту страны, и стала изюминкой «Мельпомены Таврии 2009». На ней была создана режиссерская инициативная группа для решения проблем театра. Подписали меморандум - и вперед, работать. Желание что-то менять есть, энергии - хоть отбавляй. Глядишь - и через пару лет сами маститые режиссеры будут приезжать на наш фестиваль, чтобы презентовать херсонскому зрителю свои премьеры. Может быть, уже в следующем году…

В заключение почему-то хочется вспомнить слова городского головы Владимира Сальдо, прозвучавшие в самом начале «Мельпомены Таврии», на пресс-конференции. Не столько о том, что пока он будет городским головой, этот фестиваль будет проходить, сколько о том, что для того, чтобы фестиваль жил, его организатора Александра Книгу нужно навсегда оставить директором театра и сделать Горцем - то бишь, бессмертным. А что, хорошая идея, и даже звучит по-гоголевски…

Лариса Жарких
"Херсон маркет".- 04.06.2009

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.