on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Новости региона

19.09.2019, 14:12

У Херсоні розпочався проект "Коли книги оживають"

19.09.2019, 11:17

Яскравий потік свідомості Валерія Кописова

16.09.2019, 14:15

«Кронау-Fest»: у Високопіллі пройшов масштабний етно-фестиваль

Мейерхольд в Херсоне

Всеволод Мейерхольд (18741940 гг.) - настоящее имя - Карл Казимир Теодор Майергольд, режиссер, реформатор театра. 2 февраля 1940 года был расстрелян как враг народа. В 1955 году посмертно реабилитирован.
15 августа 1902 года московсковским поездом прибыл в Херсон невысокий худощавый господин в щегольском костюме. Двадцативосьмилетний актер Всеволод Мейерхольд, рассорившись со знаменитым режиссером, основателем Московского художественного театра Константином Станиславским, решил начать все с нуля - собрать единомышленников, уехать в провинцию и попробовать себя в режиссуре. Он не знал тогда, что в этом провинциальном городке начинается его трудная дорога к мировой славе.

Из письма телеграфиста Ивана Опушникова (ноябрь, 1902 г.):
«22 сентября снявшие здесь антрепризу московские господа В.Э. Мейерхольд и А.С. Кошеверов представили на суд публики пьесу модного писателя Антона Чехова «Три сестры». Приняли их хорошо, бисировали неоднократно, телеграмму Антону Павловичу, пребывавшему на лечении в Ялте, отправили: «Сегодня в Херсоне состоялось открытие сезона Вашей пьесой «Три сестры». Громадный успех». В театре, называемом «Товарищество новой драмы», давали спектакли по мизансценам Московского художественного театра. Аншлаги, хорошие сборы, приятное общество в буфете, дамы к каждой премьере платья шили.

Блестящий фельетонист, скрывающий истинную фамилию под претенциозным псевдонимом Принц де Линь, публиковал в газете «Юг» рецензии, в которых чаще хвалил пьесы, акторов и режиссуру господина Мейерхольда, однако, когда нужно, то и указывал на недостатки, невзирая на чины и звания. Не постеснялся назвать пьесу графа Толстого «премированной макулатурой», а игру актера Ивана Певцова и актрисы Наталии Костромской признал вялой и неубедительной. Хотя наши дамы с ним не согласились: господин Певцов - такая душка! И бывало, что при театральном разъезде один почтенный отец семейства хватал за пуговицу другого и, отворачивая ее от волнения, говорил: «А вы знаете, батенька, ведь к тому, что тут у нас в театре делается, в столицах прислушиваются! Да-с!»
И это была абсолютнейшая правда - в обеих российских столицах с нетерпением ждали писем из Херсона, потому что в маленьком городе на окраине огромной Российской империи рождался новый театр.

Из письма Антона Павловича Чехова (1902 г.):
«В Херсонском театре Мейерхольду будет нелегко. Там нет публики для пьес, там нужен еще балаган. Ведь Херсон - не Россия и не Европа...»
Из письма Алексея Ремизова Валерию Брюсову (август, 1903 г.):
«Поступил к Мейерхольду в театр пьесы подбирать для репертуара. Думает он ставить Мстерлинка, Пшибышевского, устраивать вечера памяти Эдгара По, Шарля Бодлера, Что из этого выйдет - не знаю. Город прежде всего глупый, потом - косный. Стихов не любят, даже самых доступных... Но, удивительное дело, слово «декаденство» знают, оно у них вроде «желтого билета». А пьесы подбирать придется во утешение публики...»
Из письма Валерия Брюсова Алексею Ремизову (сентябрь, 1903 г.):
«Дело Ваше в Херсоне все конечно безнадежное. Из По, Бодлера, Метерлинка здесь ничего не выйдет, ибо это уже не Вологда и еще не Париж. А слово «декаденство» в столицах перестает быть ругательством».

Из письма телеграфиста Ивана Опушникова (ноябрь, 1903 г.)
«Господин Мейерхольд испытывает терпение херсонской публики. Если в первом сезоне его спектакли были жизнеподобны, игра актеров трепетна, а декорации просто роскошны, то теперь, увлекшись модными авторами-символистами, он заставляет нас слушать шепот и завывания на убогом фоне кулис. Премьера пьески некоего Генрика Ибсена «Женщины моря» обошлась без громкого скандала, но дамы скучали, и никто ничего не понял в диалогах странных персонажей. Наш рецензент Принц де Линь вежливо намекнул режиссеру: «Образы в большинстве случаев слабо очерчены, раздражает неопределенность игры актеров». Господин же Мейерхольд не внял увещеваниям и поставил пьесу Пшибышевского «Снег».

Об отсутствии моральных принципов у сего господина, о его попойках с художником Эдвардом Мунком и литератором Августом Стринбергом в берлинском кабачке «Черный поросенок», о смерти его бывшей жены Дагни Юлль писала вся европейская пресса. И этого автора представлять на нашей сцене! Скандализованная херсонская публика выразила свое негодование прямо в зрительном зале. Свист, крики и шиканье - вот наш отпор безнравственности и символистским опытам. Наутро две уважаемые херсонские газеты разнесли премьеру в пух и прах. Кажется, господин Мейерхольд собирается покинуть наш город».

Сонный, провинциальный город не принял идей великого театрального реформатора В.Э. Мейерхольда. Но время все расставило на свои места. И наш Херсон - исходная точка маршрута грандиозной идеи «условного театра», отсюда она разошлась по всему миру. И здесь у нее есть продолжатели. Они организовали Центр им. Вс. Мейерхольда и удивляют публику своими новаторскими пьесами. Возможно, в наше ироничное время они столь же искренне верят в то, что писал Алексей Ремизов в 1904 году. Тогда эти слова не казались пафосными, тогда верили в то, что писали.
Из письма Алексея Ремизова Валерию Брюсову (январь, 1904 г.)
«В «Весы» напишу не о том, что было, а о чем мечталось в «Театре новой драмы» ... Театр не забава и развлечение, театр не копия человеческого убожества, а театр - культ, обедня, в таинствах которой скрыто, может быть, Искупление».

Энциклопедическая справка
К 1902 г. творческие разногласия между К. Станиславским и В. Мейерхольдом достигли апогея. Мейерхольд собрал труппу из актеров-единомышленников и уехал с ними в Херсон. Так начались «провинциальные сезоны». Здесь формировались принципы будущей системы Мейерхольда - «условного театpa». В 1903 г. Всеволод Эмильевич пригласил в Херсон своего друга, писателя Алексея Ремизова, на должность заведующего репертуаром. Алексей Михайлович определял свою должность как «театральный пастух» или «театральный настройщик с вывертом и наперекор». Он стал интеллектуальным центром театра. По
его подсказке к постановке были намечены пьесы Ибсена, Метерлипка, Гауптмана и Пшибышевского. Работа шла в жестком режиме, характерном для любого провинциального театра того времени, спектакли выпускались один за другим. В 1902-1904 гг. Мейерхольд поставил около 170 спектаклей.

Нина Самойленко
«Булава».- №32-33 (835-836).- 02.09.2010.- стр.19
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.