on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.12.2017, 14:26

Декабрь-2017

Відійшла в минуле осінь. Грудень – первісток зими – оглядає володіння. Сніг іскриться під саньми. В білих шатах ліс дрімає. Кригою взялись річки. І виблискують під сонцем, як посріблені стрічки. Навкруги панує спокій, а сусідньому дворі червоніють горобини, ніби спалахи зорі. Лідія Кир′яненко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

12.12.2017, 13:38

Херсонцев приглашают на «Историческую вечеринку»

  15 декабря состоится последняя в этом году встреча в известной ...
12.12.2017, 12:26

Каховчани - переможці конкурсу «KIEV ART FESТ»

08.12.2017, 10:15

Херсонцы окунулись в сказку

  Вчера в Херсонском выставочном зале Национального союза художников ...

Мгновения красоты

19.07.2007

Он сменил массу разных профессий, но все время возвращался к фотографии. На международных выставках имеют успех его художественные работы (так, фотография «Мои друзья» в прошлом году получила медаль Лондонского салона фотографии и ленту FIAP Международного салона фотографии в Сарагосе).

Он равнодушен к официозу, но стал членом двух творческих союзов - Национального союза фотохудожников Украины и Национального союза журналистов Украины. В мае-июне в библиотеке имени Олеся Гончара прошла его юбилейная персональная выставка «Ілюзії (зроблено власноруч)», но 50-летие он празднует в эти дни - 10 июля. Итак, Игорь Бойченко - фотохудожник, фотожурналист, юбиляр.

- Игорь, что фотография для вас - профессия, хобби, страсть?
- Пожалуй, страсть. И, как всякое сильное чувство, она очень нестабильна - разрывы сменяются периодами бурных примирений. Что-то подобное происходит у меня с фотографией, от которой я ухожу и к которой неизменно возвращаюсь, но каждый раз -по-новому.

- И с чего же асе началось?
- С того, что во втором классе мне купили фотоаппарат - «Смена 8М». Как и все подростки, мы что-то снимали: друзей, папу-маму, перефотографировали изображения «Биттлз». Но к 15-16 годам интерес к фотографии был вытеснен совсем другими увлечениями. И хотя к этому времени у меня уже был «Зенит», новый фотоаппарат большей частью доставался лишь по большим праздникам. Однако, научившись ездить на велосипеде, навыков уже не утратишь.

В 1979 г оду я познакомился с ребятами из молодежного театра при пединституте. Собственно говоря, мое занятие фотографией как искусством началось с того, что одна из моих новых знакомых - художница, модельер, посмотрев мои фотографии (в то время я много фотографировал студенток-актрис), сказала: «Ну, и что здесь такого? Красота, молодость. А ты попробуй сфотографировать обнаженную старуху!» Эта мысль крепко засела мне в голову, и я посмотрел на мир другими глазами.

И действительно, большинство окружающих нас людей не попадают под категорию стандартной красивости, стандартной глянцезости - и в то же время имеют свою, внутреннюю красоту. И я начал искать баланс, гармонию. В это же время возникло желание что-то сделать в фотографии своими руками - не просто отразить ситуацию, а вмешаться в нее: дождаться определенного света, выстроить необычную композицию, найти новый ракурс, использовать какой-то фильтр, передать свое состояние, свое отношение.

В результате, в 1980 году я оказываюсь в херсонском облаcтном фотоклубе, в 1988 начинаю заниматься фотографией профессионально, в 1993 становлюсь членом Союза фотохудожников Украины. Все шло как нельзя лучше до 1994 года. В тот год в силу изменения семейных обстоятельств, переездов, массы проблем той эпохи наступил этап, когда я фотографию «отложил на дальнюю полку» на добрых шесть лет. Вернулся к ней через журналистику - делал много репортажных фотографий. И творческое сознание разделилось надвое (этакая вялотекущая шизофрения): документальная фотография - отдельно, авторская, «искусственная» - отдельно.

- Так радикально?
-Да. В какой-то момент я подумал: вот сделал я классную фотографию. Но при чем здесь я? С одной стороны, сложился определенный ряд событий: сделала женщина новую прическу и макияж - слава визажисту и парикмахеру, фирма «Nikon» сделала великолепный фотоаппарат, компания «Kodak» - отличную пленку, сервисный центр ее проявил и напечатал хорошие фотографии. В чем же моя заслуга? Где здесь фотограф?

Говорят, хороший фотограф как снайпер: он может сутками ждать момента, и для нега главное- 1/100 секунды, момент, когда срабатывает затвор. Он «вырывает» эту долю секунды из действительности - и это и есть событие, мастерство, искусство. Но мне этого показалось мало, и я начал преобразовывать фотографии, вносить свои эмоции в явном виде. Начался третий этап нашей бурной любви с фотографией, и он очень тесно связан с компьютерной графикой. Я уже абсолютно не использовал фотографию «в чистом виде», а брал ее как основу для творчества - как холст или лист бумаги, а фотоаппарат и компьютер стали для меня инструментами - как краски и кисть для художника.

- Но ведь многие и по сей день не признают вмешательства компьютера в фотографию.
- Когда-то и фотографию искусством не признавали. Но время расставило все на свои места. Сегодня все серьезные салоны даже не отделяют цифровую фотографию от традиционной. Главное, ты производишь некий продукт, в основе которого лежит фотография с дальнейшим преобразованием. В конце концов, важен результат, а не то, каким способом получено изображение.

- Среди ваших работ огромное количество портретов, и очень разных. Что самое главное в портрете?
- Хороший портрет - это ключевой кадр в фильме, финальная сцена в спектакле или кульминация романа. Фотосессия у фотографа-портретиста - это возможность перенестись в другую страну и в другую эпоху, раскрыть внутренний мир в одном мгновении, сыграть роль в одном кадре. И не одну роль. Особенно важно это для женщин, ведь в каждой одновременно живет Джульетта и прячется леди Макбет.

А фотограф-портретист, хороший фотограф, поможет запечатлеть любимую роль. Поняв внутренний мир человека, портретист отобразит его либо так, как он воспринимает себя сам, либо так, как его видят окружающие, что далеко не одно и то же. Кому-то близко искусство эпохи Возрождения, плюс соответствующий наряд, стилизация под живопись, фото на холсте - в результате полная иллюзия живописного полотна.

Кто-то ощущает себя в будущем - тогда портрет в стиле «Матрицы». Но все это только технологии. Портрет - это своего рода компромисс между тем, как человек видит себя сам и как его видит «пленка». И получится фотография или нет - зависит в равной степени от того, кто стоит перед объективом - сумеет ли он раскрыться, и от того, кто за объективом - сумеет ли понять и запечатлеть.

- Красота - это иллюзия?
-Объективная реальность. Иллюзия же в том, что люди называют красотой на данном этапе. И стандарты красоты, например, XVIII века и 20-х годов прошлого столетия - абсолютно противоположны. И получается все же, что красота - категория иллюзорная: что для одного красиво, другой считает безобразным. Все могут восторгаться длинной шеей девушки, а она приходит фотографироваться и с порога заявляет: «Только не делайте мне гусиную шею!» И хорошо еще, если она об этом говорит прямо!

А бывает и так, что через полчаса съемки понимаешь, что девушке не нравится ее нос или уши, но сказать об этом она стесняется (здесь-то и приходит на помощь талант психолога). К сожалению, наши женщины (я имею в виду постсоветское пространство) в большинстве своем склонны себя уничижать:

я некрасивая, я толстая, у меня длинный нос. Учитесь у француженок, которые любой свой недостаток превращают в несомненное достоинство! Ну кто осмелится назвать некрасивой Мирей Матье?!

- Но ведь исправить дефекты внешности можно?
- Можно. Ракурс, свет, поворот головы, да еще и компьютерные технологии - все это способно подчеркнуть нужное и убрать лишнее.

- Сколько времени требуется для работы над портретом?
- Смотря к чему стремишься. В 1990 году на Кодак Мастер-классе в Москве я познакомился с немецким фотографом. Он показал фотографию, достойную серьезной выставки. Но это был типичный заказ. Дочке фермера из поселка исполнилось 16 лет. По этому поводу была затеяна грандиозная съемка: в павильоне сымитировали хлев, принесли сено, специально сшили сарафан с рюшами, пригласили визажиста, парикмахера, соорудили классическую немецкую прическу.

В этом антураже сделали порядка 20 снимков, из них напечатали целую серию работ: большой портрет, маленькую фотографию-медальон для ее парня, который служил в армии, отпечатали фотографии и в семейный альбом и для родственников. Сколько это стоило, фотограф не говорил. Но потрясает сам подход. Целый съемочный день был посвящен одному клиенту! Работа готовилась заранее, привлекалась масса специалистов. У нас совершенно иначе: человек забегает на 5 минут, по дороге в магазин, и хочет получить психологический портрет. А так не бывает. Для серьезной работы нужно время, и чаще всего - не одна фотосессия. Нужно взаимопонимание, очень важно доверительное отношение к фотографу.

- И что же нам мешает работать так, как в Германии?
- С моей точки зрения, за время советской власти у нас утеряна культура. Откройте свой семейный альбом: фотографии 50-х еще произведения искусства (хотя и сделаны в ателье быткомбинатов), но с 60-х и до начала нашего века - полный распад. Восстановление требует времени. Меня лично из рассказа этого немца потряс такой факт: когда во время войны его семья бежала из Дрездена, оставляли фамильное серебро, но везли с собой альбомы, которые хранились в семьях столетиями.

А попроси нашего человека показать портрет дедушки? А прадедушки? Спроси, как их звали? Кто кем был? На западе огромные культурные традиции. Там не принято поучать профессионалов. Но и фотограф не навязывает свое видение. Клиент за свои деньги имеет право получить то, что нравится ему, а не фотографу. Выразить свое «я» можно в других проектах, показать это на выставке или выставить на продажу. Если кому-то понравится - купит. Это здравая логика.

- И как же у вас рождается фотография?
- По-разному. Она может возникнуть от поставленной задачи, от интересного стилистического приема, от детали, аксессуара...

- Сделать шедевр для личного пользования - реально?
- Было бы желание приложить некоторые усилия. Небольшие. Зато на выходе - изображение практически любых размеров на бумаге, холсте, любимой кружке, футболке... да мало ли на чем еще. Технологии позволяют сохранить ваш лик на десятилетия (если не века) уже сегодня.

P.S. Для любопытных: галереи фоторабот Игоря Бойченко можно посмотреть на сайте: www. artkavun. kherson. ua

Артур Литовченко
Херсонський вісник.-2007.-19.-07
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.