on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Миноносец родом из Херсона

Миноносец родом из Херсона

Накануне празднования Дня Победы нелишне вспомнить малоизвестные героические страницы истории борьбы с немецко-фашистскими захватчиками

1941 год, фашистские войска рвутся вперёд. Уже оставлены Николаев и Херсон, идут тяжелые бои в Крыму. Из последних сил героически противостоит врагу Одесса…

Единственной ниточкой, связывающей осажденный приморский город с «большой землёй», остаётся лишь морской путь, по которому в город доставляют боеприпасы, вывозят раненых и гражданское население. Стоит ли говорить, что вражеская авиация всеми силами старалась лишить защитников Одессы этой связи. В воздухе над морем стоял гул моторов гитлеровских бомбардировщиков, выискивавших добычу…

21 сентября 1941 года неподалёку от западной оконечности Тендровской косы (ныне территория Херсонской области) во время работ по спасению моряков с затопленной канонерской лодки «Красная Армения» подвергся массированному авианалёту эскадренный миноносец Черноморского флота «Фрунзе». В неравном бою с 8-ю «Юнкерсами» эсминец, получивший тяжкие повреждения, начал тонуть. Для спасения личного состава корабля командир эсминца, капитан 3-го ранга Василий Ерошенко принял решение идти к Тендровской косе, однако плавучести израненного судна оказалось недостаточно. На подходе к Тендровской косе эсминец затонул на глубине 9 метров. В этом бою погибла треть экипажа корабля – 53 моряка-краснофлотца.

Сегодня с помощью Интернета и специализированных сайтов можно без труда установить фамилии и «географию» погибших моряков с «Фрунзе»: батальонный комиссар Дмитрий Золкин родом из Орловской области, челябинец воентехник Владимир Зызак, краснофлотцы Андрей Арбузов из Керчи, Николай Васильев из Баку, Михаил Дёмин – Владикавказ, Пётр Егоров из Запорожья. Были среди них москвичи, николаевцы, астраханцы, киевляне... Словом, почти полная география Советской страны. Сам же героически погибший эсминец «Фрунзе» имел самое непосредственное отношение к нашему городу, ибо был построен и спущен на воду в Херсоне. Правда, первоначально нарекли его совсем иным именем…

Начало и боевой путь
Незадолго до начала империалистической войны «Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования» собрал средства для разработки и строительства первого турбинного миноносца «Новик». После успешных испытаний корабля, показавшего блестящие результаты, комитет разработал технические условия, по которым сборку миноносцев такого типа могли производить силами небольших частных заводов. Собирать военные корабли для Черноморского флота решили непосредственно по месту их будущей службы.

На наших «югах» контракты на сборку миноносцев заключили с николаевским заводом «Наваль» (5 миноносцев) и херсонским заводом Александра Вадона (3 миноносца). Благодаря государственному заказу владельцем крупных на то время херсонских предприятий, чугунолитейного завода, ремонтных мастерских и судоверфи, осуществлявшей ремонт и строительство пароходов, в Херсоне на Карантинном острове была основана новая верфь для сборки миноносцев.

В октябре 1913 года на новой судоверфи Вадона состоялась закладка корпусов судов «Счастливый», «Пылкий» и «Быстрый», а уже 16 марта 1914-го при огром­ном стечении народа на воду спустили первый из херсонских миноносцев «Счастливый». 25 мая того же года был спущен на воду «Быстрый» (будущий «Фрунзе»), а 15 июня – «Пылкий». Боевой путь «Быстрого» в период Первой мировой войны начался в составе 22-го дивизиона минной бригады Черноморского флота и был достаточно успешным – с активом до полутора десятков потопленных турецких судов, в том числе миноносца «Хамид Абад».

В послереволюционный период с конца декабря 1917-го по май 1918 года «Быстрый» входил в состав Красного Черноморского флота. А затем «кочевал» из рук в руки, меняя флаги на мачтах. Несколько месяцев под литерой «R 02» входил в состав ВМС Германии, потом «принадлежал» англо-французским интервентам, у которых был вновь отбит красными, хотя, впрочем, ненадолго. В июне 1919-го миноносец был захвачен белогвардейцами, которые затопили поврежденный корабль в севастопольском порту в период бегства в 1920-м.

Восстановление миноносца потребовало достаточно много времени, так как только в 1927 году под новым именем «Фрунзе» корабль был включен в состав Военно-Морских Сил Черноморского флота. Ключевыми моментами в мирной биографии корабля в советский период стали «визиты дружбы» в мае – июне 1928 года в Стамбул и в августе – сентябре 1929 года в Неаполь.

К началу войны эсминец претерпел серьезную модернизацию. Полное водоизмещение корабля увеличилось до 1700 тонн, а экипаж – до 172 человек. С началом войны «Фрунзе» участвовал в эскортировании транспортных судов, занимался установкой мин на пути вражеских судов к Одессе. Накануне своего последнего боя у Тендровской косы эсминец вышел из Севастополя в Одессу под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Владимирского…

Послесловие и память…
Спустя 2 дня после гибели затонувший эсминец обследовали советские водолазы, искавшие секретные документы. Бумаги нашли случайно – в наволочке, к которой был привязан груз. 6 октября 1941 года затонувший миноносец «Фрунзе» был исключен из состава Военно-Морского флота. В 1948 году к погибшему судну спускались водолазы экспедиционного отряда аварийно-спасательных и подводно-технических работ. Они же обследовали «Фрунзе» и в 1952 году.

С 1965 года исследованием миноносца, покоившегося на грунте, занялись члены Николаевского клуба подводного поиска «Садко». Они провели ряд экспедиций и обнаружили массу ценных военно-исторических находок. На поверхность подняли сейфы с документами, списками личного состава, приборы, механизмы и личные вещи моряков. Члены клуба демонтировали и передали в Николаевский музей судостроения и флота орудия главного калибра эсминца «Фрунзе». Пополнился ценными экспонатами периода Великой Отечественной и Музей обороны Одессы. Энтузиасты клуба сумели разыскать оставшихся в живых после войны моряков – свидетелей и участников последнего боя. Благодаря их воспоминаниям были реконструированы драматические события 21 сентября 1941 года.

В сентябре 1971 года, к тридцатилетию гибели миноносца, энтузиасты «Садко» своими силами установили на пустынном берегу Тендровской косы напротив места его гибели памятник. Это 7-метровый, видимый издалека шпиль с бронзовой звездой. У основания – огромный корабельный якорь, поднятый с места гибели эсминца. На лапе якоря – табличка из нержавеющей стали со словами: «Морякам эсминца “Фрунзе”, погибшим в боях за Родину».

Александр Захаров

Источник информации

 

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.