Монолог после премьеры
В Херсонском областном Академическом музыкально-драматическом театре 1 и 11 декабря состоялась премьера – “Разговор, которого не было”(по мотивам пьесы Р.Белецкого) в постановке молодого режиссера Влады Белозоренко (это вторая ее работа после “нешекспировского” “Гамлета”). Несомненный успех спектакля, в целесообразности постановки которого сначала сомневался Гендиректор театра Александр Книга, свидетельствует не просто об огромной работе постановщика и актеров, а об их умении “пропустить” через себя жизни героев пьесы. А она заставляет всех нас остановиться и оглянуться на собственную жизнь: все ли в ней так, как должно быть. И можно ли еще успеть что-то исправить – пока не поздно, пока не пришел тот самый, последний, час. Актеры переносят нас в совершенно реальную нереальность происходящего. Умерший несколько лет назад от наркотиков Ваня Зорин (удачный дебют Ивана Бессмолого) пришел, чтобы спасти душу решившего покончить с собой друга Сашки (великолепный Александр Мельник). И, вспоминая ушедшую жизнь, предостерег друга: “Не теряй свой шанс, как я его потерял”.
Целая череда эпизодов – смешных и грустных, веселых и трагических, а иногда пронзительных до мурашек по коже и откровенных слез на глазах. Из них складывалась жизнь наших героев. А ее они растрачивали беспечно, не задумываясь о финале. И взглянувший по-другому на свои невзгоды Саша понял: важно не то, как человек умер, важно, как он жил, как любил, как относился к близким, какие поступки совершал. В финале он кричит, обращаясь Туда, в неведомое и жуткое: “Хочу, чтобы эта смерть сама загнулась и сдохла!” А еще молит Бога: “Дай мне шанс все изменить, дай мне шанс все исправить!” И почему-то верится, что этот шанс будет ему дан… После премьеры мы встретились с Александром Мельником и он рассказал о своей работе в трагикомедии “Разговор, которого не было”.
“Пьеса “зацепила” меня мгновенно, сразу же после прочтения понял: мое, я это сыграю. Правда, в процессе постановки мы кое-что изменили в самом содержании, некоторые сцены убрали – они выбивались из общего настроения, нарушали возникшую гармонию. Я работал с огромным желанием, ведь малейший простой для артиста, отсутствие новых ролей способны свести с ума. А еще был уверен, что “Гамлет” – это мой “потолок” и выше него уже не прыгну. И тут такая интересная и сложная роль, требующая больших затрат физических и психологических сил. Приходилось буквально за 7 секунд перевоплощаться в другой образ, переходить в совершенно иную ситуацию. Так, я ужасно злился, когда мой гопник начинал говорить, как милиционер из предыдущего эпизода – настолько тяжело было мгновенно перестроиться. Там же каждой сценой словно гвоздь вбиваешь: смешно, смешно, а потом, один за другим, такие весомые удары серьезных сцен, что видишь по реакции зала: люди то ли в шоке, то ли пытаются понять и осмыслить – свое. Мои друзья говорили, что после спектакля почти у всех возникло желание позвонить родителям, близким и просто сказать: “Я тебя люблю”. Пока не поздно, пока еще есть время…
Коллеги рассказывали, что иногда у них появлялось чувство неловкости, стыда, как будто случайно подслушал очень личный разговор двух друзей. Что касается главного героя, то в нем практически все – мое. Как говорил Станиславский: “Я в предлагаемых обстоятельствах”. Это когда ты подкладываешь под текст роли свою боль – когда говорю о маме, вспоминаю, конечно же, свою, которая далеко от меня. О брате – вспоминаю своего брата, которого не видел уже лет 18-20. Я вижу их очень отчетливо, и переживаю свою боль. Если актер играет через собственную душу, а не “ в полноги”, он разрывает свое сердце на куски, которые потом трудно собрать воедино. Недаром такие земные боги, великие артисты Фаина Раневская, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, игравшие сердцем, ушли так рано. Но очень хотелось бы играть так, как они… А вообще, мне нравится просто работать. Если это интересно, если берешь новую, более высокую, ступень, то будешь выкладываться на все 300%, чтобы доказать в первую очередь самому себе: могу! И это вдохновляет необыкновенно.
Скоро 13 лет, как я работаю в театре, и две роли, о которых мечтал, уже сыграны. Это Фигаро и Гамлет. Неожиданный подарок – роль в сегодняшней премьере, она дала мне многое в плане мастерства и в плане духовном. Ведь мы, актеры, по большому счету, сродни и психологам, и экстрасенсам, и учителям с врачами. Уверен: какого зрителя мы воспитаем, такое будущее нас и ждет. И когда играем того же “Гамлета”, то пытаемся достучаться в каждое сердце, в каждую душу, и сказать: “Люди! Ведь именно так, в этом…, мы и живем!” Мне очень важно получить “обратный заряд” от зрителя, мы, актеры, это чувствуем сразу – понравилось – не понравилось, приняли–не приняли. Если пошел позитив от зала – у тебя такой прилив энергии, летать готов. После премьеры 11 декабря я не мог уснуть до двух часов ночи, и это было прекрасно!”
Нам остается еще раз поздравить Александра с успешной премьерой и ролью, поднявшей его мастерство на еще более высокий уровень, и пожелать любимому артисту успехов и “счастливых” ролей.
Татьяна Крючкова
"Вгору".- №50 (429).- 16.12.2010.- стр. 16-17
Публікація першоджерела мовою оригіналу