on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Чоловіки з косичками і зубні черв'ячки...

 

Мужчины с косичками и зубные червячки...

Ещё столетие назад Китай был малопонятной и практически неизвестной простым херсонским обывателям страной, расположенной где-то немыслимо далеко, на самом краю Земли

О Китае и китайцах рассказывали разные неправдоподобные истории и небылицы, преисполненные элементами народной фантазии, далёкой от истины. Причём иногда не могли удержаться от этого даже вполне уважаемые официальные источники информации - газеты. Так, в начале века херсонский «Родной край» доверительно делился со своими читателями: «Самый длинный национальный гимн - у Китая. Для того, чтобы сыграть его и спеть до конца, нужно ни много ни мало, а половину дня».

Правда, чуть позднее, наверное, устыдясь своего непроверенного заявления, эта же газета сообщила, что в Китае вообще нет своего национального гимна. Такими, порой смешными, а порой и не очень, побасенками «здешнего разлива» потчевали друг друга «знатоки» китайских традиций.

И даже степенные херсонские старообрядцы углядели в своих священных книгах связь с китайцами - пророчество о конце света, грозящем Земле в случае войны между европейцами и представителями жёлтой расы. Причём пророчеству этому нашлось скорое подтверждение уже в июне 1900 года, когда в Пекине произошла ужасная «Варфоломеевская ночь», во время которой были вырезаны практически все христиане в городе, а чуть позднее, в 1904 году, началась русско-японская война на Дальнем Востоке. И пусть в качестве одной из сторон конфликта здесь выступал уже не Китай, а островная и такая же далёкая таинственная Япония, сущность пророчества не менялась.

Понятно, что теперь в нашей современной жизни с развитием новейших технологий и главным образом с появлением в быту Интернета самые далёкие экзотические страны, в том числе и Китай, стали гораздо ближе к нам. Стоит только оглядеться вокруг - и в поле зрения обязательно попадёт что-либо «эдакое» с неизменной маркой Made in China. Теперь, пожалуй, только ленивый не делает покупки по прямым поставкам из самого что ни на есть Китая - легко, приемлемо и сравнительно дёшево в отличие от наших «кусающихся» рыночных цен.

Впрочем, китайские товары (конечно, не в таких космических объёмах) попадали в нашу страну и прежде. Скажем, до начала советско-китайского конфликта в конце 1960-х годов в СССР довольно высоко ценились товары китайской лёгкой промышленности и некоторые продукты питания, в том числе чай и рис, а на государственном уровне - стратегическое сырьё для советской военной промышленности. В свою очередь в дружественный тогда Красный Китай, образованный в 1949 году, СССР поставлял станки, оборудование, машины для различных отраслей народного хозяйства.

Конечно же, до разрыва отношений между двумя странами в преддверьи 1970-х речь совершенно не шла ни о каком экспорте сложной китайской электроники, которой попросту не существовало и в помине. Это уж потом, в конце 1980-х, восточная страна, как по мановению волшебной палочки вырвавшаяся на новую орбиту технологического развития, заполонила мир своей продукцией. Вначале пресловутой горбачёвской «перестройки» на разваливавшуюся и трещавшую по всем национальным швам советскую страну обрушился вал китайских товаров, не оставивший еле теплившемуся отечественному производителю никаких шансов даже на длительную агонию...

Издавна херсонские обыватели были знакомы с товарами китайского происхождения, время от времени доставляемыми сюда. Да и как же иначе, ведь Херсон всё-таки был портовым городом. Ну, о китайском чае, поставляемом в Россию ещё с конца XVII века, и говорить не приходится. Местные херсонские магазины, продовольственные лавки и торговые склады наперебой предлагали покупателям различные сорта фасованного и развесного китайского чая. Причём иногда даже расфасованного не только в привычные жестяные коробки с крышками и мини-замочками с ключиками, но и в оригинальные расписные фарфоровые ёмкости с плотно притёртыми крышечками.

Стоит отметить, что до середины XIX века по причине транспортировки его гужевым транспортом от границ Китая через всю Сибирь в Европейскую часть империи цена на чай была сравнительно высока. Чуть позднее, во второй половине того же века, транспортировка китайского чайного листа морским путём и появление новых источников импорта, таких как Цейлон и Индия, значительно сократили его потребительскую стоимость. И всё же чай оставался дорогим. В начале XX века развесной китайский чай в Херсоне продавали по цене от 2 руб. 50 коп. фунт (453 г). Даже на зёрна кофе цена держалась гораздо ниже, начиналась всего от 50 копеек за фунт. Впрочем, под видом «настоящего китайского» чая в те времена можно было приобрести и отечественную подделку. Ведь, по информации компетентных источников прошлого, в это время в империи подделывалось до 50% всего потребляемого объёма чайной продукции.

Кроме чая в страну, и в частности в Херсон, ввозилась масса различной кустарной китайской пустячной мелочи. В одном из своих первых номеров в конце XIX века газета «Югь» писала: «Хорошо и даже бойко шла торговля различными ярмарочными пустяками: китайскими веерами и карманными зеркалами... булавками и лентами». А в Государственном архиве Херсонской области среди собрания фотопластин расстрелянного в 1937 году местного журналиста-фотографа Александра Петражицкого имеются несколько фото херсонок из дореволюционного прошлого с китайскими зонтиками от солнца над головами.

Магазины старого Херсона, торговавшие тканями, предлагали покупателям чистый китайский шёлк различных расцветок, чесучу и нанку китайского производства. Словом, китайская продукция была хорошо известна и в дореволюционном Херсоне. Вот только с представителями таинственной китайской нации, похоже, до поры городским обывателям встречаться не приходилось. Наконец в 1902 году из Александровска (теперь это Запорожье) в Херсон приехали четыре самых настоящих китайских торговца, которые привезли с собой крупную партию чесучи (в дореволюционной транскрипции че-су-чи).

Совершенно не похожие на местных обывателей ни обликом, ни одеждой, ни манерами поведения, китайские гости сразу же привлекли внимание толпы. А как же иначе, ведь газета «Югъ» представила торговцев как «невиданных у нас до сих пор иностранцев». За китайцами ходили толпы обывателей, заглядывавших им в глаза и вслушивавшихся в интонации чужого, непривычного уху европейца языка. Впрочем, китайские торговцы немного изъяснялись по-русски и даже охотно отвечали на вопросы любопытствовавших.

Не было покоя представителям Поднебесной империи от любопытства херсонцев и в гостинице, где они остановились. Как писал местный «Югъ»: «Вчера уже в Лондонской гостинице, где остановились редкие в нашем городе торговцы, успели побывать многие херсонцы не столько с целью что-нибудь купить, сколько из желания посмотреть людей с косичками».

Впрочем, экзотический вид иностранцев, притягивавший к ним толпы любопытных, иногда был весьма сомнительной рекламой, притуплявшей действия здравого разума. Так, лет через пять после появления первых представителей Поднебесной в губернском городе в сельской глубинке уезда оказалась супружеская пара китайцев (по крайней мере, так они себя называли), которая путешествовала по окрестным сёлам в своём восточном одеянии под видом врачевателей-зубников.

Конечно же, плохое питание и несоблюдение правил личной гигиены местным крестьянством приводило к тому, что практически всё взрослое, да и детское население тоже, имело проблемы с зубами. Ну а лечение в те времена сводилось лишь к полосканиям больного зуба травами да нашёптыванием и заговорами, в крайнем случае - удалением его без всякого рентгена и наркоза.

Конечно, у парочки, вводившей население в ступор своим живописным видом и рекламировавшей своё зубоврачебное искусство как эффективное и безболезненное, отбоя от клиентов не было. Цены же «услугам» китайские врачеватели положили от 20 до 50 копеек - не намного меньшие, чем скажем, в зубной лечебнице херсонского дантиста Каценбогена, у которого удаление зуба стоило 30 копеек, пломба - 50, а искусственный зуб - 75 копеек.

Ну а само «лечение» состояло в том, что китаянка, делая над головой больного магические пассы руками и бормоча под нос «заговоры» на непонятном для всех языке, в какой-то момент брала поднесённую ассистентом-мужем тонкую палочку и начинала слегка постукивать ею по больному зубу. Естественно, всё это происходило на глазах многочисленной толпы страждущих, которые вдруг в один момент замечали, как из «больного зуба» на подставленную ладонь падали какие-то маленькие беленькие... червячки!

Естественно, червячки сыпались совсем не из зуба, а из искусно замаскированной полости внутри палочки, но поражённые увиденным, крестьяне об этом не догадывались. Обманутые пациенты, подвергнувшиеся такой психологической обработке, даже чувствовали действительное облегчение... на какое-то короткое время. И только после того, как парочка, собрав достаточное количество монет, исчезала, а боль в хворых зубах вновь возвращалась, все понимали, что их в очередной раз провели... Ладно уж тёмные, неграмотные крестьяне, но, как писала газета «Родной край»: «Даже сельская интеллигенция  и та дала себя обмануть, так как некоторые из неё также обращались к так называемой китаянке».

Прикидываться «китайским лекарем» оказалось весьма прибыльным занятием, и время от времени подобные лекари-шарлатаны, не имевшие не то что никакого представления о Китае, но и даже никогда в глаза не видавшие сколь-нибудь «настоящего» китайца, говорившие на непонятном никому «тарабарском» языке, появлялись со своими цирковыми трюками в глубинке, дуря и обирая доверчивых крестьян.

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №14 (958).- 02.04.2020.- стр.13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.