on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.02.2020, 09:16

Февраль 2020

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела. Борис Пастернак

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Новости региона

24.02.2020, 15:51

Як педагоги мистецьких шкіл Херсонщини кваліфікацію підвищували

20.02.2020, 09:26

"Срібна голка і нить золота..."

17.02.2020, 16:00

Готуйте картини та резюме!

> Туризм, отдых, развлечения > Водный туризм > «Мы чувствовали себя как на Машине времени»

«Мы чувствовали себя как на Машине времени»

Херсонец Валерий Кругов недавно вернулся из необычного путешествия – исторического

Чудо-ладья
Главная необычность, пожалуй, в средстве передвижения. Моему собеседнику посчастливилось стать членом экипажа уникальной ладьи «Сварог» – точной копии судна IX века. Эту ладью из дуба и сосны назвали в честь славянского бога-кузнеца. Её смастерили умельцы из Чернигова. Ее длина – 12 метров, ширина – 3,2 метра, высота над водой – около метра. Даже по средневековым меркам судно совсем небольшое. И в старину использовалось скорее для военных целей, чем для доставки товара – ведь грузить товар фактически некуда. Ладья ходит на веслах, развивает скорость порядка 9 километров в час. Интересно, что копию старинного судна построили отнюдь не в качестве музейного экспоната, а для путешествий по самым известным историческим маршрутам – чтобы полностью воссоздать и условия, и атмосферу давних времен.

«Сварог» участвовал уже в пяти международных исследовательских экспедициях, организованных директором Департамента подводного наследия Украины Института археологии НАН Украины Сергеем Вороновым. В 2001 году на нем ходили по пути «Из варяг в греки» (из Санкт-Петербурга до Стамбула). В 2002-м ладья прошла от Киева до полуострова Тамань (этот поход приурочили к 210-летию высадки запорожских казаков на Тамани). В 2003 году «Сварог» повторил маршрут Великого шелкового пути (отправился из Мариуполя, пройдя по Азову и Дону). В 2004 году ладья преодолела путь из Киева до польского Гданьска. В июле–августе 2008-го совершила путешествие по одному из торговых путей Древней Руси по Десне (от Новгорода-Сиверского до Киева).

Валерий Кругов считает, что ему очень повезло: он принимал участие в 4 из этих 5 экспедиций.

Как становятся путешественниками
«Всё началось в 2001 году, когда я работал в Каховской администрации, – вспоминает мой собеседник. – Как-то, находясь в отпуске, случайно заглянул на работу. А мне говорят: хорошо, что зашел, есть дело. И поручили помогать ребятам со “Сварога” во время их первого плавания. Так и состоялось знакомство с необычной командой. На следующий год меня пригласили стать членом экипажа, и я с удовольствием воспользовался этим приглашением. С тех пор не пропускал ни одной экспедиции». Валерий говорит о путешествиях «по старинке» так: - Это колоссальный отрыв от цивилизации, мы чувствовали себя как в Машине времени. Ну и конечно, это большой физический труд.

Команда состоит из 14 членов экипажа, среди которых интереснейшая публика: немало ученых (в последней экспедиции принимали участие очень уважаемые специалисты: археолог и историк, химик и исследователь подводных глубин), бизнесмены, а также просто люди, которым интересны подобные эксперименты. Все участники – народ физически крепкий, ведь в пути приходится много работать веслами.

«Гребем мы посменно, – рассказывает Валерий. – В течение часа работает первая вахта из 6 человек на веслах плюс рулевой, затем ее сменяет вторая. Таким образом мы находимся в пути 15–16 часов в сутки: отплывем от берега в 5 утра, причаливаем вечером. Завтракаем и обедаем тоже посменно, не прекращая движение. И так каждый день: дождь или палящее солнце – не помеха. Вот только мозоли на ладонях образуются уже спустя два- три дня такого путешествия. Но ничего – привыкаешь. Зато в день мы проходили до 75 километров».

Женщины и курильщики не в почете
Оказывается, на этом удивительном судне действуют свои законы. Пожалуй, главный закон – это железная дисциплина, ведь маршрут расписан по часам. Второе правило – полный или хотя бы частичный отказ от вредных привычек. Валерий говорит, что первым делом путешественникам пришлось «завязать» с курением. Гребцы из курильщиков неважные: совсем немного поработают веслами и начинают задыхаться. На «Свароге» действует еще один принцип: посторонних, а особенно женщин на борт не брать!

«Как-то мы сделали исключение, – рассказывает Валерий. – Во время одной из экспедиций познакомились с очень необычной молодой парой. Они путешествовали по городам как бродячие артисты и попросились на борт. Плыли они с нами недолго, зато в тот же день мы едва не получили пробоину, поломали несколько весел... Больше решили не рисковать. Еще одно правило: где бы мы ни плыли, обязаны там искупаться. Следуя этому принципу, приходилось нырять даже в очень холодную воду. Иногда температура воды не превышала 6 градусов, но никого из команды это не пугало: очень даже бодрит».

Об опасности
«Такая ладья как “Сварог” не приспособлена для дальних морских путешествий», – объясняет Валерий Кругов. По его словам, на ладье хорошо плыть вдоль берега реки. Впрочем, маршрут иногда проходит и по более «веселым» местам.

«Во время путешествия по Великому шелковому пути мы находились в Азовском море и попали в 6-балльный шторм. Тогда не оставалось ничего другого как рубить мачту: спасать и судно, и себя. Возникали непредвиденные ситуации и во время последнего плавания – даже на тихой, казалось бы, Десне. Неожиданно подул сильный встречный ветер, так что наша скорость упала до 1 узла (менее 2 километров в час). Пришлось добавить еще двух гребцов из второй вахты, подходить вплотную к берегу и буксировать лодку по пояс в воде. Хуже всего то, что ступая по илистому дну, нам приходилось то и дело натыкаться на острейшие ракушки, коряги и камни. Хорошо, что на борту был врач, потому что трое членов экипажа травмировали ноги.

Как отдыхали и набирались сил
Каждый вечер, около 20 часов, ладья приставала к берегу. Гребцы ставили палатку для ночлега (кое-кто предпочитал спать прямо в ладье, под открытым небом). Ступив на землю, уставшие путешественники разводили костер и начинали готовить ужин. Обычно приготовлением пищи занимался бортовой кок вместе с дежурным. Варили суп или уху (команда предусмотрительно захватила с собой удочки), кашу, а также заваривали чай. Часть приготовленной на костре еды сразу убирали с тем расчетом, чтобы на другой день было чем позавтракать уже в пути. А на обед шли бутерброды с салом и овощами – вкусно и калорийно.

Кстати, одним из главных почитателей сала на борту считался Валерий. Именно он в свою первую экспедицию захватил 10 килограммов «национального продукта». И такую инициативу члены экипажа очень оценили. Дело в том, что спонсором этого плавания стала компания – производитель кофе, так что поначалу продовольственные запасы для команды из 12 крепких мужчин состояли из банок с бодрящим напитком и двух огромных пакетов сладких кукурузных палочек. Но и этому гребцы были рады – в населенных пунктах эти сладости без проблем меняли на любые другие продукты. В том числе на хлеб и сало.

Зачарованная река
Маршрут последней экспедиции (из Новгорода-Сиверского до Киева) проходил по удивительным местам, – говорит Валерий. – Очень запомнились красоты Десны. Прав был Александр Довженко, прославивший эту замечательную реку в своей повести «Зачарована Десна». Красивейшие берега: правый – высокий, поросший сосной, лиственными породами деревьев и кустарниками. А на пологом левом берегу – песчаные пляжи.

Еще в начале пути мы видели на суше немало живности: лис и змей, аистов и диких уток, красивейших птиц. Но, к сожалению, ближе к Чернигову пейзаж изменился не в лучшую сторону: берега замусорены, вода уже не прозрачная и почти нет рыбы. У сидящих на берегу рыбаков попадались по 2–3 совсем небольшие рыбешки. А то и вообще ничего – почти всю рыбу в округе истребили электроудочками и сетями...

Что еще осталось, так это красивые берега и сёла с удивительными названиями: Вишенки, Черешенки, Салтыкова Девица. А ниже Чернигова нас поразил городок Остер – один из самых древних городов Руси. Там сохранились остатки земляной крепости времен Владимира Мономаха и часовня, построенная Юрием Долгоруким. Мы как будто совершили путешествие во времени и пространстве. Теперь с нетерпением будем ждать следующего плавания на «лодке времени».

Ирина ПАВЛОВА
Гривна , 2008-08-28 (стр. 16)
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.