on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

20.04.2024, 14:28

"Ескізи вільної весни". У Херсоні художниця представила виставку картин у стилістиці самчиківського розпису

  Херсонка Олена Маляренко презентувала виставку картин у стилістиці ...
20.04.2024, 14:24

На концертах збирає гроші на потреби ЗСУ. Історія адвоката та музиканта з Херсона

  Херсонець Дмитро Ігнатов 20 років працює у правовій сфері ...
20.04.2024, 14:17

Онлайн-екскурсія Гозадінови - херсонська та маріупольська гілки династії

  19 квітня пройшов ще один віртуальний захід у межах проєкту ...
> Персоналії > Кіно > Бондарчук Сергій Федорович > Наталія Бондарчук про великого батька


Наталья Бондарчук о великом отце

28-29 сентября Херсон чествовал своего великого земляка - народного артиста СССР Сергея Бондарчука. На юбилей (25 сентября Бондарчуку исполнилось бы 90 лет) съехались гости московские и киевские, а самое главное - приехала дочь великого артиста, кинорежиссер и актриса Наталья Бондарчук. И не с пустыми руками - она привезла фильм о своем отце «И вечностью наполнен миг», над которым работала последние полгода, который частично снимался и на его родине - в Белозерке.

О фильме
Обычно, говоря о молодости Сергея Бондарчука, ограничивались двумя словами. Здесь я не ограничилась. В фильме моя мама, Инна Владимировна Макарова, рассказывает о первой встрече с Сергеем Федоровичем, о съемках в Краснодоне «Молодой гвардии», все это еще свежо в воспоминаниях. Я считала своим долгом снять картину, которая была бы объемной, от Белозерки - до последних дней. И я счастлива, потому что эти 4 месяца я побыла в ауре моего отца, я поняла небывалый масштаб его личности, открыла для себя какие-то сокровенные вещи.

О Белозерке
Как можно было мальчику, который родился, в общем-то, в деревне, прекрасной, но деревне, так себя самовоспитать, так себя самовзрастить, чтобы быть крупнейшим режиссером мирового значения! Я поняла, что это необычная земля, совсем необычная. Как-то местный историк мне сказал: «Ваш папа мог родиться только здесь». - «Почему?» - «Ну как же. Здесь скифы проходили, сарматы, здесь такая богатая земля!». И он действительно впитал в себя такие разные крови. Подумайте сами: Херсон был задуман Екатериной как третья столица, духовная столица, был огромный монастырь в Белозерке, но в 20-м году он был закрыт.

Когда мы снимали Белозерку, нам дали лодку для съемок, и мы часа четыре плавали по озеру, а оно постоянно менялось. И я поняла, что эти первые картины, на которые смотрел маленький Бондарчук, - это природные картины. Так что от Белозерки, от красоты украинских ночей, от ощущения безбрежности степи родился такой неповторимый характер. Он был южный человек, понимал красоту этого края и действительно был певцом красоты юга. Память об этой красоте выразилась в его фильме «Степь» по Чехову.

О родителях
Самое главное влияние на отца оказали его родители - баба Таня и дед Федя. Папа очень забавно рассказывал, как его отец, ухаживая за мамой, романтически настроенной женщиной, которая любила читать, всячески ее защищал и опекал - быт-то сельский, тяжелый. Папа так рассказывал: «А дедушка у меня болгарин, а бабушка у меня сербиянка, а еще были турки, казаки...». Кстати, бабушка-сербиянка рассказывала сказки, как Арина Родионовна, и папа это помнил.

О труде
Отец всегда уважал любой труд - но труд настоящий. Признавался, что мог бы быть кем угодно: и художником, и скульптором, и агрономом, единственное - не мог бы быть бизнесменом. К труду его приучил дедушка Федя. Папа уже в 4-6 лет был мужичок: у него были свои инструменты, своя грядка. Он всегда сам сажал огурцы, умел строгать, даже токарный станок имел. А еще он еще был живописцем-самоучкой, потрясающе писал маслом картины, и многие сохранились.

О «Войне и мире»
Вы знаете, что у него была клиническая смерть на «Войне и мире»? Это напряжение вообще ни с чем не сравнимо. В его дневниках сказаны ужасные вещи: «Мосфильм не приспособлен для такой картины, ничего нет, мы не можем добиться того, что нужно…». Отец так пострадал во время съемок «Войны и мира», что отказался от Кодака и стал снимать на советской пленке, которая потом стала разлагаться. Чуть не погиб фильм, его спасали. Кстати, негатива фильма в Москве нет - говорят, он где-то на Украине. Я не знаю другой картины, которая бы обошла столько стран и получила столько наград. Хотя сами кинематографисты ее не приняли: Наташа голубоглазая не та, Андрей Болконский не тот, Пьер слишком стар. Замечаний было очень и очень много.

О режиме
Картина «Молодая гвардия» пострадала от замечаний Сталина, блестяще сыгранная отцом роль Валько сократилась донельзя - остался всего один эпизод. Все вырезали потому, что, как сказал Сталин, «не было хаотического отступления - отступали на заранее подготовленные позиции». Хорошо, что эпизод с мамой сохранился. Но именно Сталин, увидев «Тараса Шевченко», сказал: «Так ведь это настоящий народный артист!» Через день папа стал народным. От режима он практически получил все - лауреат Ленинской премии, лауреат Сталинской премии, герой соцтруда и так далее.

О западном кинематографе
Он ко всем наградам относился скептически, и к западному кинематографу тоже. Несмотря на то, что это он одним из первых снимался на Западе и снимал на Западе. Пообщавшись с западными звездами, он увидел разницу: мы все нараспашку, а там это не принято. И если ты будешь раскрываться - ты просто глупый человек. А когда он приехал от Копполы, однажды мне сказал: «Наташа, я думал, что мы отстали от них на какие-то годы – в техническом плане мы отстали от них навсегда».

О работе
Я не имела счастья сниматься у отца, но имела счастье работать с ним как режиссер с актером. Мы, молодые режиссеры, как-то пригласили его читать от имени Салтыкова-Щедрина «Пошехонскую старину». Он должен был прочесть тексты на портретах Салтыкова-Щедрина, сделал 40 дублей! И вспотел так, что от него жар шел. И говорит: «Эй, режиссеры! А что вы там замечания не даете?» И мне пришлось за всех отдуваться. Он превращался полностью в актера.

О планах
Сколько нереализованных проектов на Украине было! Сколько он мечтал здесь снимать! А задумки всегда были космического плана, например, ни много ни мало - хотел воплотить «Божественную комедию» Данте Алигьери, и я даже видела эскизы. А о «Тарасе Бульбе» он мечтал всю свою сознательную жизнь.

О последних годах
У него не просто драматическая судьба художника, а трагедийная. 10 последних лет жизни Сергея Федоровича окрашены таким сгустком зависти, которая вылилась в знаменитом V съезде кинематографистов, на который его даже не выбрали делегатом. Я была на том съезде, когда кричали, вопили… Это был трагический момент не только в жизни Бондарчука, но и Наумова, Ростоцкого, посмертно Герасимова, - хотели все уничтожить, разрушить. А предложить нечего. Сейчас пытаются сделать так же с Никитой Михалковым. Тогда началась активная травля, особенно в прессе. В последнем интервью он говорил, что капли яда были на кончике пера. Были огромные неприятности с «Тихим Доном» - его буквально отлучили от фильма. Был еще один проект, о котором совсем мало кто знает, - «Александр Македонский». Он уже написал сценарий - и тоже не пошло. Все это и привело к уходу отца из жизни.

А потом, как всегда бывает, люди вдруг опомнились: «Боже мой, что мы сделали с Бондарчуком?» И даже те, кто принимал участие в этой травле, каялись. Но тогда был негатив к людям, которые олицетворяли советское кино. Менялось все в стране. Отец тогда предсказал разрушение Советского Союза и небывалое падение культуры в целом. Если был золотой век культуры - XIX век, был серебряный век 20-х годов, то здесь я даже медного века не наблюдаю.

… Напоследок Наталья Сергеевна призналась: «Вы растрогали меня до слез. Я сюда вернусь, потому что фильм о своих родителях я хочу сделать художественным, и лучшей натуры я не видела в жизни». А еще во время этого визита в очередной раз была озвучена идея назвать улицы именами тех людей, которых родила Херсонщина: Гринько, Матвеев, Бондарчук, - и поставить им памятники. И дай Бог, чтобы она когда-нибудь реализовалась.

Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс». - №40 (245). - 07-13.10.2010. - стр.4,19

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.