on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.04.2020, 12:07

Апрель-2020

Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь — туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору. И тихо дремлет бор зелёный, И в серебре лесных озёр Ещё стройней его колонны, Ещё свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор! Иван Бунин

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

08.04.2020, 16:08

Фестиваль «Чорноморські ігри» перенесено на наступний рік, "Мельпомену Таврії" - на осінь

07.04.2020, 09:03

Docudays UA стане першим українським кінофестивалем, що відбудеться онлайн

06.04.2020, 10:17

Музеи всей Украины требуют от власти защитить их во время кризиса

Более 300 музейных работников из всех регионов Украины подписались под ...

Не погасший свет меноры

Менора - это культовый иудейский семисвечник. Раньше такие светильники были в каждом еврейском доме. А значит, и во многих домах херсонцев. Каждую субботу в их неярком спокойном свете собирались верующие - прихожане херсонских синагог. До 1922 года в нашем городе действовали 23 синагоги и один молельный дом. Это и не удивительно, ведь, по сути, еврейские поселенцы жили здесь еще раньше, чем Херсон появился на картах. Согласно указу Екатерины II в начале XIX века их массово расселяли на таврийских землях, поближе к поселениям немцев, дабы те научили иудеев земледелию.

Не знаю, велика ли в том заслуга херсонских немцев, однако в 1939 году колхозы херсонской области, созданные на базе исконных еврейских поселений, давали самые большие урожаи по стране. Но это вовсе не спасало представителей этой нации от репрессий. Все религии в те времена пребывали в опале, но если православие просто «загнали в резервации», сократив число церквей до минимума, то иудаизму во время коммунистического режима грозило полное уничтожение. До наших дней сохранилось здание одной из самых старых херсонских синагог - Большая синагога, построенная всего через два года после основания нашего города. Во всех мировых религиях храм принимал на себя функции взаимосвязи между миром земным и миром небесным. В эпоху научного атеизма это назначение Большой синагоги было оригинально переосмыслено в духе времени: с 1960 года в здании располагается городской планетарий. Куда более печальная судьба постигла два других иудейских храма, находившихся в конце улицы Суворова - рядом с сегодняшним планетарием. Когда-то здесь на одном участке находились Большая синагога, Малая синагога и Главная Николаевская синагога, построенная в 1840 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Карла Акройда.

В николаевские времена было очень популярно обращение архитекторов к готике. Именно поэтому здание Главной синагоги украшали стрельчатые окна, пирамидальные столбики, фланкирующие треугольные фронтоны с обеих сторон. Из-за них херсонцы окрестили синагогу «рогатой». К сожалению, это красивое необычное для Херсона здание не дожило до наших дней. В апреле 1922 г. по распоряжению Советского правительства из Николаевской синагоги изъяли церковную утварь, а в 1926 г. все три синагоги были закрыты. Поначалу Главная синагога была переоборудована в Дом еврейской рабочей культуры, а в 30-м году - в кинотеатр «Спартак» на 580 мест. В конце шестидесятых Главная и Малая синагоги были снесены. А на их месте возведен Райком партии (ныне - исполком Комсомольского района). Подобная судьба постигла и многие православные храмы, и лютеранскую кирху. Так адепты научного атеизма боролись с распространением «опиума для народа». Ни архитектурная ценность зданий, ни мнение самого народа по данному поводу никого не интересовало. Во «времена развитого социализма» в Херсоне осталось пять действующих церквей и ни одной синагоги. Последняя - синагога Аавах Ахим на улице подпольной закрылась в 1958 году.

Конечно, и иудеев в городе оставалось немного. Тысячи евреев были расстреляны во время фашистской оккупации, те, кто смог, - подались в эмиграцию. Среди тех, кто остался, жили согласно традициям, пожалуй, лишь немногие пожилые люди. Целое поколение херсонских евреев выросло, не имея возможности приобщиться к религии своих предков. Лишь в 90-м году Херсонской религиозной еврейской общине было возвращено здание синагоги Хаббат по улице Горького. Она была построена в 1895 году и действовала до 1941 года. Спустя почти полвека ее двери вновь открылись для верующих. Сегодня синагогаХаббат является единственной действующей синагогой в Херсоне. Религиозные и национальные общины в Херсоне переживают возрождение. Вновь расцветает и еврейская община. При благотворительном центре Хесед Шмуэль открыт музей еврейства на Херсонщине. Значительный вклад в создание этого музея внес херсонский историк Борис Зиновьевич Невинский, сейчас работающий над стендом о синагогах нашего города. Редкие сведения, собранные им для музея, могут быть интересны не только узкому кругу национальной общины, но и всем херсонцам, неравнодушным к истории своего города. К примеру, знаете ли вы о том, что бабушка Исаака Дунаевского жила когда-то в Херсоне и владела хлебзаводом и мацепекарней? Или о том, что премьер-министр Израиля Моше Шарет учился в 20-й гимназии?
 

Редакция нашей газеты благодарит Бориса Зиновьевича Невинского за помощь, оказанную в создании этого материала.
 

Лина Ефимова
«Такі справи».- №15 (117).- 01-07.07.2004.- стр. 7

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.