Не нужно бояться аутсайдера
24.12.2004
19 декабря в Центре молодёжных инициатив «Тотем» открылась необычная выставка, способная поставить в тупик любого, кто хоть раз заходил в выставочный зал или галерею.
На выставке представлены работы двух авторов из Белозёрки - Александра Печёрского и Александра Жука. Дело в том, что ребята не имеют никакого художественного образования, работают в мебельной мастерской, а картины пишут в свободное время. При этом их не заботит ни художественная, ни коммерческая ценность произведений, как и то, будут ли их картины «признаны». Они всё делают, что называется, для души. Результат ошеломляет.
Почему вдруг возник интерес к такому «странному», самодеятельному искусству? На самом деле феномен Искусства Аутсайдеров (Outsider Art - искусство «посторонних», англ.) профессионалы изучают с конца XIX века. Первые его яркие образцы были взяты из клиник для душевнобольных. Но в дальнейшем под Искусством Аутсайдеров стали подразумевать работы непрофессиональных художников, которые не следуют в своем творчестве каким-либо культурным (академическим) или народным традициям. Аутсайдеры чаще всего вообще не осознают себя художниками и руководствуются исключительно своей внутренней потребностью творить. Их искусство - интуитивное и изобретательное, свободное и искреннее.
Именно поэтому их работы производят настолько сильное впечатление, что аутсайдерам часто завидуют даже самые профессиональные художники. " Елена Афанасьева, директор «Тотема», рассказала, что недавно херсонцы познакомились с уникальным московским Музеем творчества аутсайдеров. Оказалось, что во всём мире работы аутсайдеров ценятся очень высоко (так, в этом году работа одного из английских художников-аутсайдеров, который практически не выходит из клиники для душевнобольных, была продана в Лондоне за 100 тысяч фунтов стерлингов). И в цивилизованном мире уже прошли те
времена, когда ценность таких картин подвергалась сомнению, а их авторы - насмешкам.
Постепенно непонимание «другого» искусства и нетерпимость к его создателям со стороны большинства зрителей-современников сменились живым интересом и восхищением. Творчество аутсайдеров во многом отвечает на вопросы о том, как достичь полной откровенности в искусстве. Всегда ли мы способны разглядеть и признать этот дар? Кого следует называть истинным художником?
XX век открыто противопоставил Аутсайдер Арт ценностям официальной культуры. Во времена тоталитарных режимов вообще нельзя было говорить о каком-то «другом» искусстве. Художник должен был отражать действительность только так, как ему говорили «партия и правительство», - будь то режим Сталина или Гитлера. А отголоски такого тоталитаризма чувствовались не только в хрущёвские и брежневские времена - они есть до сих пор. Чиновники «от культуры» перестают бояться «другого», «непонятного» искусства аутсайдеров только тогда, когда рушится вся тоталитарная система. Выставки аутсайдеров призваны показать и доказать, что другой, непохожий на всех остальных человек имеет право на свой, индивидуальный взгляд на мир - пусть даже это идёт вразрез с устоявшимися понятиями о том, как «надо» смотреть на мир.
Идея выставки Аутсайдер Арта в Херсоне принадлежит нашему художнику Стасу Волязловскому, который вспомнил о ребятах из Белозёрки и предложил собрать их работы в одном зале Центра «Тотем». Некоторые работы Александра Печёрского впервые были показаны в прошлом году в «Галерее 51», затем - в музее современного искусства Валерия Машницкого. Конечно, вероятность того, что кто-то эти картины купит, почти равна нулю - на такое искусство у нас пока нет покупателей, хотя в Москве или Лондоне они наверняка нашлись бы... Возможно, мы ещё не «доросли» до понимания того, сколько стоит настоящая свобода - и свобода творчества в том числе.
Анна ИСТОМИНА
"Гривна" 24 декабря 2004г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу