on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.10.2019, 14:32

Жовтень - 2019

Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо мной; слагаются из них В волшебном очерке чудесные созданья И люди движутся, и глубже каждый миг Я вижу души их, достоинства их мерю, И так уж наконец в присутствие их верю, Что даже кажется, их видит черный кот, Который, поместясь на стол, под образами, Подымет морду вдруг и желтыми глазами По темной комнате, мурлыча, поведет...  Аполлон Майков  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новости региона

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

03.10.2019, 09:49

Студенти училища культури пройшли «Шляхом сови»

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История культуры и краеведение > Нерадостный юбилей херсонского порта...

Нерадостный юбилей херсонского порта...

18 июня исполнится 235 лет со дня подписания указа о строительстве Херсона. Столько же «стукнет» и херсонскому порту, основанному вместе с городом
Водные артерии рек на долгие годы стали основными магистралями доставки большого объема грузов и путями быстрого и менее опасного сообщения. Один из таких путей, связавший в древние времена северную Скандинавию и южную Грецию, проходил по Днепру-Славутичу, несущему свои воды по территории современной Херсонщины. Однако места эти были довольно дикими и не имели крупных прибрежных поселений с удобными для стоянки гаванями, где мореходы чувствовали бы себя в безопасности. Пожалуй, первое упоминание о речной гавани на Днепре можно найти в летописях за 1492 год. Крымский хан Менгли-Гирей построил на одном из днепровских островов крепость Тягин (район современного села Тягинка Бериславского района).

18 июня 1778 года был подписан указ Императрицы Екатерины II об основании Херсона: «...Адмиралтейская Коллегия, признавая, по свидетельству посланных ею для осмотра положения и измерения глубины вод, удобным урочище на лимане, именуемое Глубокая Пристань, полагает между тем, доколе тамошняя гавань и верфь не совершенны будут, строить корабли на Днепре при Александровском шанце». Вместе с Херсоном под защитой крепостной артиллерии была основана первая причерноморская гавань империи. Но несмотря на то, что официальная гавань числилась в пределах города, по сути, главным перевалочным пунктом оставалась бухта Глубокая Пристань (сегодня здесь расположено село Софиев-ка Белозерского района), где груз с тяжелых, низко сидящих морских судов переваливали на легкие речные суденышки, ибо большие корабли по причине мелководья не могли подняться по Днепру в Херсон. И хотя порой князя Потемкина обвиняют в «неудачном» выборе места для строительства города, нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что гавань Глубокая Пристань, одно из мест, где планировали возводить город, была открытой и совершенно беззащитной перед нападением турков, граница с которыми проходила практически в зоне видимости. Таким же беззащитным был бы и Херсон, будь он основан на пустынном берегу лимана.

Одним из первых иностранных купцов, посетивших херсонский порт и заключивших торговое соглашение на взаимовыгодную торговлю, стал французский купец-негоциант Антуан. Уже в январе 1784 года в адрес торгового дома, основанного им в Херсоне, два купеческих судна доставили груз и товары из Марселя. Так было положено основание торговли Северного Причерноморья с Западной Европой.
В след за Антуаном в Херсон потянулись торговые корабли негоциантов других стран. Уже спустя 9 лет после основания города и гавани французский посланник в России граф де Сегюр, посетивший Херсон в мае 1787 года в составе свиты, сопровождавшей путешествующую Императрицу Екатерину II, отмечал: «Адмиралтейство со всеми принадлежностями, арсенал, заключающий в себе до 600 орудий, два военных корабля и фрегат, снаряженные к спуску. Публичные здания, воздвигаемые в разных местах, несколько церквей прекрасной архитектуры: наконец целый город, уже торговый, с 2000 домов и лавками, полными греческих, константинопольских и французских товаров. В гавани его заходили и стояли до 200 купеческих судов...»

Сегюру вторит и автор исторического очерка, помещенного в херсонском адрес-календаре в 1896 году: «В продолжении 1787 года торговля на Черном море приняла громадные размеры. В Херсоне поселились австрийский и неаполитанский консулы. Генуя, Ливорно и Триест имели сношения с ним, отправляя туда свои грузы и получая обратно русский зерновой хлеб. Франция приобретала здесь же для себя запасы для флота, снабжаемая Херсоном крупным сосновым лесом...»
Громадные объемы товарооборота в гавани способствовали развитию и становлению города, привлекали сюда новых поселенцев. Впрочем, очень скоро всё изменилось. На побережье Черного моря появились новые города-порты: Феодосия, Евпатория, Одесса. В полную силу шло строительство соседнего Николаева. Постепенно основные объемы морских грузоперевозок переместились в новые, более удобные гавани. Начался стремительный отток населения из города. Пришло время, когда количество жителей Херсона составляло всего около 2000 человек, без воинского гарнизона.

Тем не менее основанный вместе с городом порт жил и как неотъемлемая часть Херсона разделял с городом все его подъемы и падения. С потерей былой значимости главным видом портовой деятельности стали в основном хлебные и каботажные перевозки. К слову, в тот период еще не существовало привычного для нас понятия порт как отдельной независимой производственной структуры. Порт включал в себя ряд пристаней и складов, принадлежавших различным компаниям и владельцам, самостоятельно и независимо от других осуществлявших свои операции.
В 1840 году в Херсоне появилось новое сословие - вольные матросы. Оно пользовалось государственными льготами, освобождалось от рекрутской повинности, от платежей податей и земских повинностей. А создано оно было именно для расширения каботажного судоходства в Северном Причерноморье и в качестве резерва на случай войны.

Во второй половине XIX века грянул период реформ императора Александра II, в немалой степени способствовавших очередному возрождению Херсона. Но главной причиной, сдерживавшей восстановление херсонского порта, всё также оставалось мелководное устье реки. Единственной возможностью, которая смогла бы существенно повлиять на возрождение города и порта, стал дорогостоящий проект углубления фарватера Днепра. Александровские реформы застали работы по углублению отрезка водного пути от Херсона до Днепро-Бугского лимана в полном разгаре. Работы начались еще в 1841 году, после почти 10-летнего изучения и исследования днепровских гирл.
Однако создание удобного судоходного канала, связавшего глубокие воды лимана с херсонским портом, растянулось на долгих 60 лет! Финансовые трудности и непрекращавшиеся иловые наносы, сводившие на нет работу землечерпалок, стали главной причиной затягиваний работ.

Тем не менее в начале XX века судоходный канал был сооружен. Средства, затраченные на углубление фарватера, исчислялись миллионами! А 14 июля 1901 года весь Херсон встречал Черноморскую эскадру, которая после 80-летнего перерыва вновь пришла в Херсон. Это событие было отмечено радостным известием о том, что Херсон отныне официально получил статус морского порта. Впервые крупные низкосидящие морские суда получили возможность без помех подниматься вверх по Днепру для совершения погрузочно-разгрузочных операций, что не замедлило сказаться на экспорте хлеба из Херсона. И если его экспорт в 1902 году составил всего 34100 пудов, то в 1911 году из Херсона было вывезено уже 59 миллионов пудов зерна.
После революционных событий 1917 года, изменения политического строя в стране и национализации средств производства, херсонский порт вступил в новую фазу развития. Как самостоятельное предприятие, потом преобразовавшееся в Херсонский морской и Херсонский речной порты.

Советский период развития портов, прерванный Великой Отечественной войной, заставившей начинать всё сначала, тем не менее был самым успешным. Он отмечен ростом производства и качества работы портовиков, введением в строй современных портовых мощностей. Из года в год увеличивались объемы перевалки грузов, росла и провозная способность флотов. Вместе с тем возрастало и личное благосостояние портовых работников и членов их семей.
Но... 90-е годы XX столетия отбросили оба предприятия далеко назад, и нынешний свой юбилей - 235-ю годовщину существования предприятия - портовики встречают с самыми скромными показателями.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- № 24 (604).- 07.06.2013.- стр.13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.