on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.07.2018, 08:50

Липень-2018

Лине пісня літа Липень на осонні – Божа благодать. Сливи, ніби сонні, В шибку  стокотять. Проситься малина Губи замастить. Пісня літа лине З серця – у блакить. А вода в криниці Справді дзвонкова. Пити – не напитися… Сила ожива. Трави наче з медом Витекли із сот. Сонце власне кредо Мовить із висот. Синє і зелене В рамочці одній. Горнуться до мене Квіти запашні. І протяжним рипом Грають явори… Гарний місяць липень- Що не говори. Вадим Крищенко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новости региона

23.07.2018, 09:48

Спалахнуло чи ні?

19.07.2018, 16:07

В выставочном зале - «Хвилі мрій» от выпускницы ХГУ

В Херсонском выставочном зале НСХУ открылась 4-я выставка рисунка и ...
17.07.2018, 10:50

Драма українського режисера з Херсону перемогла на кінофестивалі в Єревані

Невидимые музеи


Одним музеем, доступным для свободного посещения, в Херсоне стало меньше. Больше десяти лет назад херсонский краевед, исследователь местных катакомб Сергей Макаров с сыном Александром загорелись идеей создать уникальный для юга Украины частный музей фототехники и фотографии. Со скрипом выбили для него маленькое помещение в старинном особняке на улице Коммунаров, где вместе с фотосалоном разместилось богатейшее собрание всего, что имеет отношение к этому искусству, — от снимков до камер, линз и увеличителей. Одних только фотоаппаратов, выпущенных еще в начале минувшего века и до наших дней, экспозиция насчитывала более трех сотен! Но запущенное помещение надо было выкупать и ремонтировать, пока его не отобрали (такие поползновения были). Для этого Александр Макаров взял банковский кредит наличными и едва его погасил — на ремонт денег пока не хватает, а в нынешнюю «затрапезную» обстановку музей просто не вписывается. Дома же коллекция не умещается, говорит Александр Макаров, поэтому ее просто собрали в коробки и до лучших времен вывезли на склад, для визитов экскурсантов мало приспособленный.


Музеи всегда и всюду являются едва ли не главной «приманкой» для туристов. Но государственных учреждений такого рода в Херсоне всего два — художественный и краеведческий. Этого явно недостаточно, к тому же из-за нехватки экспозиционных площадей и дефицита средств на реставрацию собранных произведений искусства, древних артефактов, их посетители имеют шанс полюбоваться в лучшем случае десятой частью накопленных сокровищ: остальное десятилетиями прозябает «в запасниках». Но при этом у нас также хватает и частных коллекций, которые сделали бы честь любому «официальному» собранию раритетов. Знатоки говорят, что в городе насчитывается до десятка частных музеев нумизматики, военной истории, библиографии, живой природы. Их хоть сейчас можно открывать для посетителей, однако владельцы идти на это вовсе не торопятся. Скорее наоборот: они не заинтересованы в широкой «рекламе» своих приобретений и показывать их предпочитают лишь таким же ценителям, проверенным экспертам да близким друзьям.


Причины таких опасений понятны. Только за последние годы, по меньшей мере, четыре известных херсонских коллекционера стали жертвами грабежей и краж «по наводке». В одном случае преступники польстились на антикварную скрипку, в другом — перешерстили две коллекции античных и царских золотых монет, в третьем — польстились на редкостные военные мундиры и награды прошлого и позапрошлого веков. Причем практически во всех случаях злоумышленников либо не находили, либо к моменту задержания они успевали сбыть награбленное — вещи, которые законные обладатели собирали всю свою жизнь и утрата которых оказалась для них тяжелым ударом.
Выходит, что существование обширных частных музеев в украинской провинции большей частью не приносит особой пользы обществу, а для самих коллекционеров они зачастую становятся не только смыслом жизни, но и поводом для нешуточных опасений: чем дороже и уникальнее коллекция, тем больше алчности она вызывает у «черных» собирателей, не брезгующих скупкой краденого. Между тем интересы общества и коллекционеров вполне можно было бы «примирить» к взаимной выгоде. И никаких особо хитроумных ходов и схем тут изобретать не придется: асе уже придумали до нас.


В государствах Западной Европы, которые на привлечении туристов «собаку съели», на заметке состоят все наиболее интересные частные музеи. И это не обязательно жилища известных писателей или художников, картинные галереи да собрания скульптур — эксперты отслеживают даже наиболеезначимые коллекции мебели, унитазов и предметов эротического искусства, вплоть до древнего инструментария для сексуальных игр. Причем делается это вовсе не из бюрократической приверженности к тотальному учету и контролю. Обладателям самых любопытных коллекций могут помочь с получением грантов от общественных организаций или муниципальных властей — для систематизации собраний, установки охранной сигнализации и реконструкции помещений для придания им «зрелищности». Естественно, это не чистая благотворительность: взамен хозяева частных музеев обязываются на определенных условиях открывать их для посещения и по совместительству работать экскурсоводами. Расчет вполне логичен: чем больше у гостей города возможностей блеснуть чем-то оригинальным, новыми достопримечательностями, тем больше туристов эти возможности привлекают. А с туристами сюда текут и денежки, прибыли от их обслуживания вполне окупают расходы на скромные гранты для коллекционеров.


Зато в Украине, как обычно, все получается с точностью до наоборот. Экспонаты из частных коллекций херсонцев (да и в большинстве областных центров тоже) изредка можно увидеть в залах обычных музеев, где их время от времени выставляют по договоренности с владельцами. Эта практика основывается только на личных контактах собирателей и работников музеев — собственно, на энтузиазме. Ни власти, ни общественные организации открытие частных музеев для широкой публики не стимулируют и условия для этого создавать не торопятся. Характерный пример: в Херсоне простой фельдшер Вера Писанская в своей квартире на улице Фрунзе создала настоящий музей космонавтики, с личными вещами, документами и автографами всемирно известных покорителей космоса. Он был настолько известен, что туда водили школьников на экскурсии, приезжали делегации со всех концов СССР. Горожанка мечтала, что власти рано или поздно предоставят ее жилищу официальный статус квартиры-музея, но этого так и не случилось, а в 2007 году хранительница коллекции умерла, и местонахождение экспонатов неизвестно.
Так что сокровища частных музеев у нас лежат под спудом и туристов привлекать не помогают. А потом те же чиновники уменьшение притока гостей объясняют кризисом или неблагоприятными погодными условиями, или еще чем-то. Но не в этом загвоздка: просто кризис у нас, как говаривал булгаковский профессор Преображенский, не на улицах, а в головах.


Сергей ЯНОВСКИЙ
"Новый день". - № 32. - 06.08.2009 - стр.17

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.