on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.12.2018, 11:52

Грудень-2018

Відійшла в минуле осінь. Грудень – первісток зими – оглядає володіння. Сніг іскриться під саньми. В білих шатах ліс дрімає. Кригою взялись річки. І виблискують під сонцем, як посріблені стрічки. Навкруги панує спокій, а сусідньому дворі червоніють горобини, ніби спалахи зорі. Лідія Кир′яненко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Новости региона

30.11.2018, 11:24

День студентського самоврядування

21.11.2018, 11:38

Живописна феєрія студійців Оксани Оснач

05.11.2018, 16:11

Археологи нашли казачьи люльки

Всем известно, что трубка с ароматным табачком была казачьей утехой. А ...
> Темы > Декоративно-прикладное искусство > Декоративно-прикладное искусство Таврии > Николай Гепард: «Я готов работать во благо города»

Николай Гепард: «Я готов работать во благо города»

Недавно в «Субботнем выпуске» появилась новая рубрика «Старый Херсон в семейных альбомах». Как это ни странно, среди изображений исчезнувших городских достопримечательностей, которые читатели приносят к нам в редакцию, больше всего фотографий деревянных скульптур некогда существовавшей в парке имени Ленинского комсомола «Поляны сказок». Cказочная поляна появилась в Херсоне накануне двухсотлетия города – в 1978 году. Автором парковых скульптур был молодой художник Николай Гепард, только-только окончивший Крымское художественное училище имени Самокиша

После «Поляны сказок» Николай стал достаточно популярен в Херсоне, да и не только. Его деревянная «Сказка» стала одним из самых излюбленных мест отдыха горожан с детьми и гостей города. И не беда, что молодые, только посаженные деревца в этой еще не благоустроенной части парка почти не давали тени в летний зной – возле скульптур было всегда многолюдно!

Помимо «Поляны сказок» работы Гепарда можно было встретить в различных городских учреждениях культуры и организациях, где они являлись подлинным украшением интерьера. О работах херсонского художника-резчика писала пресса. А в 1980-1981 годы режиссер и оператор Игорь Рыков отснял короткометражный авторский фильм о нем.

Признаюсь честно, еще 30 лет назад я мечтал познакомиться с талантливым резчиком, подарившим большим и маленьким херсонцам резное диво. Однако тогда, в силу различных обстоятельств, познакомиться нам так и не довелось. Наша встреча состоялась лишь в начале нынешнего лета в его небольшой творческой мастерской, расположенной на глухой окраине Херсона.

- Николай, с чего начался ваш творческий путь и почему вы выбрали именно работу с деревом?

- В училище больше были по душе живопись, графика. Пробовал заниматься резьбой – не пошло. Однажды, спустя некоторое время после окончания училища, 1 мая во дворе дома, где живу, собрались мои друзья. Посидели, пообщались – скучно! Я вынес резцы. Попробовали резать, благо материала во дворе подходящего много оказалось. Увлеклись. Соседи вокруг собрались, дети. Всем интересно. Потом поздним вечером пришлось мне «переноску» с лампочкой во двор тянуть. Так и проработали «шутя» чуть ли не до утра. Вскоре вместо мертвых пней во дворе стояли живые сказочные персонажи. По сути это и была первая моя «серьезная» работа с деревом. При этом дерево по-настоящему увлекло меня и стало основным моим занятием на долгие годы.

- А известная «Поляна сказок», какова предыстория ее создания?

- Наверное, как каждый художник я мечтал о большой и интересной работе, а тут как раз случай подвернулся – Херсон праздновал свое двухсотлетие. Идею создания деревянной «Поляны сказок» поддержали на уровне обкома партии. Я представил эскизы будущих скульптур. Первый секретарь областного комитета КП(У) Иван Мозговой, внимательно рассмотрев мои наброски, вынес вердикт: «Роби, Миколо, оцю і цю, і оцю…» Так все 15 и утвердили. Потом мне и троим резчикам-помощникам отвели для работы пустующий эллинг в Гидропарке. Обеспечили всем необходимым материалом, и мы приступили к работе. Так как нас курировал обком, непредвиденные ситуации в процессе работы не
возникали. Все технические и организационные вопросы решались быстро, поэтому большую и серьезную работу завершили всего лишь за год. Весной 1978 года «Поляна сказок» была открыта. Ну а я после ее сдачи стал лауреатом областной комсомольской премии имени Ильи Кулика. Нужно отдать должное Ивану Алексеевичу Мозговому: даже после окончания юбилейных празднеств он продолжал интересоваться судьбой «Поляны сказок». А когда местные вандалы стали увечить скульптуры, учредил в парке постоянные дежурства милицейского наряда.

- Создавали ли вы впоследствии что-либо такое же «масштабное», подобное херсонской «Поляне сказок»?

- В 1990 году в Новой Каховке, в сквере у летнего кинотеатра, была открыта каховская «Поляна сказок». Сказочные персонажи здесь несколько иные, чем в Херсоне, и было их немного больше. Затем по приглашению венгерских друзей-художников работал наездами в Венгрии, где у меня также осталось около двух десятков садово-парковых скульптур. Там же, в Венгрии, для одного из храмов резал 14 рельефов-икон для иконостаса, отображающих путь Христа от судилища Пилата до Вознесения. Делал ряд скульптурных работ для общественных учреждений венгерского города Залакарош (за эти работы и ценный вклад в развитие культуры Николай Гепард был удостоен медали и звания Почетный гражданин города Залакарош. – Прим. авт.) Много деревянных скульптур было и в самом Херсоне, к примеру, в театре кукол или при входе в областную детскую библиотеку.

- Вы говорите о своих работах в прошедшем времени. Как сложилась дальнейшая их судьба?

- Там, где любят свою страну, свой город – я говорю о Венгрии, берегут и тщательно хранят свою культуру. Все мои венгерские работы содержатся в прекрасном состоянии. За ними осуществляют надлежащий уход, так что им не страшны погодные условия и вандалы. У нас всё наоборот. С первого же дня парковые скульптуры подвергались варварскому уничтожению. Их пачкали краской, резали ножами, жгли, сбивали детали и элементы резьбы. Это ж сколько нерастраченной на добрые дела энергии нужно было применить, чтобы сорвать с места такую массивную деревянную фигуру!

К примеру, внушительных размеров крокодила Шерри не раз выуживали из «лебединого озера», куда его сталкивали местные вандалы. Также не единожды приходилось реставрировать и другие испорченные скульптуры. Однажды, будучи в Венгрии, я показал несколько фотографий своих херсонских работ со следами подобного варварского обращения. «Наверное, у тебя в Херсоне много врагов?» – спросили меня. Им не уяснить того, что у нас поступают подобным образом от большой скуки или просто по великой дурости. Поэтому и херсонская, и каховская «Поляны сказок» в таких условиях смогли простоять всего лишь чуть более 10 лет. Хотя запас прочности у деревянных садово-парковых скульптур достаточно велик, конечно, при соответствующем уходе и бережном к ним отношении.

- И всё же есть ли в нашем городе такое место, где во всей красе можно увидеть ваши неиспорченные вандалами работы?

- К сожалению, осталось единственное такое место – больница водников на проспекте Ушакова. Здесь погибший ствол дерева после соответствующей обработки резцами стал украшением больничного двора. Есть мои работы и в самом больничном здании. Благодаря попечительству главного врача Евгения Карабелеша. За работами производится надлежащий уход, поэтому за их судьбу я спокоен.

- «Поляна сказок» в воспоминаниях херсонцев осталась одной из самых ярких достопримечательностей Херсона 1980-х годов. Читатели, приносящие фотографии для газеты «Субботний выпуск», довольно часто сетуют на то, что город лишился этого своего украшения. Возможно ли сейчас, на фоне всеобщих разговоров о возрождении Херсона, создание чего-либо подобного? Взялись бы вы еще раз за такую серьезную работу?

- Любая работа всегда требует каких-либо затрат, которые должны как-то компенсироваться. В нашем же городе к этому свой оригинальный подход. Шесть лет назад возникла необычная идея (кстати, с подачи газеты «Гривна». – Прим. авт.) превратить ствол погибшего исторического вяза на улице Суворова в оригинальную скульптуру. Мэрия идею горячо поддержала – и только. В начале сентября 2005 года, вкладывая свои средства, я начал работу. С тех пор немало воды утекло. Финансирование проекта мэрией прекратилось, так и не начавшись. На все вопросы один дежурный ответ: «У города нет денег, ищите спонсора…» Если бы хоть кто-то хоть самую малость был бы заинтересован в возрождении нашего Херсона! Я готов и хочу работать во благо своего города, и если появится такая возможность, с радостью приложу к этому все свои силы, знания и умение.

Александр Захаров
Субботний Выпуск.- № 27 (451).- 02.07.2010.- стр. 13

 

1. 07.03.2018 14:42
Светлана
Спасибо Николаю Гепард и его помошникам за красоту, которая у нас осталась в памяти. И так хочется, чтобы повторилось это и в нашем городе опять, но только с хорошим будущим. Очень интересно, есть сейчас специалисты, пеньки то появляются....

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.