on-line с 20.02.06

Арт-блог

04.06.2018, 09:37

Июнь-2018

О, как прекрасно это время года! Начало лета, сладкая черешня, И под дождем ожившая природа, И соловья заливистая песня, И маков пламенеющее поле, И яркие июньские рассветы, И ты, как прежде, счастлив и спокоен, И хочется сказать: "Ну, здравствуй, лето!" О.Назаренко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Новости региона

20.06.2018, 16:39

На территории скифского городища создадут заповедник "Амадока"

  В селе Красный Маяк Бериславского района Херсонской области планируют ...
20.06.2018, 15:52

Херсонський рок-гурт заспіває у рідному місті

18.06.2018, 13:43

На День молоді відбудеться перший у Херсоні "Шафа!фест"

> Темы > Декоративно-прикладное искусство > Декоративно-прикладное искусство Таврии > Николай Гепард: «Я готов работать во благо города»

Николай Гепард: «Я готов работать во благо города»

Недавно в «Субботнем выпуске» появилась новая рубрика «Старый Херсон в семейных альбомах». Как это ни странно, среди изображений исчезнувших городских достопримечательностей, которые читатели приносят к нам в редакцию, больше всего фотографий деревянных скульптур некогда существовавшей в парке имени Ленинского комсомола «Поляны сказок». Cказочная поляна появилась в Херсоне накануне двухсотлетия города – в 1978 году. Автором парковых скульптур был молодой художник Николай Гепард, только-только окончивший Крымское художественное училище имени Самокиша

После «Поляны сказок» Николай стал достаточно популярен в Херсоне, да и не только. Его деревянная «Сказка» стала одним из самых излюбленных мест отдыха горожан с детьми и гостей города. И не беда, что молодые, только посаженные деревца в этой еще не благоустроенной части парка почти не давали тени в летний зной – возле скульптур было всегда многолюдно!

Помимо «Поляны сказок» работы Гепарда можно было встретить в различных городских учреждениях культуры и организациях, где они являлись подлинным украшением интерьера. О работах херсонского художника-резчика писала пресса. А в 1980-1981 годы режиссер и оператор Игорь Рыков отснял короткометражный авторский фильм о нем.

Признаюсь честно, еще 30 лет назад я мечтал познакомиться с талантливым резчиком, подарившим большим и маленьким херсонцам резное диво. Однако тогда, в силу различных обстоятельств, познакомиться нам так и не довелось. Наша встреча состоялась лишь в начале нынешнего лета в его небольшой творческой мастерской, расположенной на глухой окраине Херсона.

- Николай, с чего начался ваш творческий путь и почему вы выбрали именно работу с деревом?

- В училище больше были по душе живопись, графика. Пробовал заниматься резьбой – не пошло. Однажды, спустя некоторое время после окончания училища, 1 мая во дворе дома, где живу, собрались мои друзья. Посидели, пообщались – скучно! Я вынес резцы. Попробовали резать, благо материала во дворе подходящего много оказалось. Увлеклись. Соседи вокруг собрались, дети. Всем интересно. Потом поздним вечером пришлось мне «переноску» с лампочкой во двор тянуть. Так и проработали «шутя» чуть ли не до утра. Вскоре вместо мертвых пней во дворе стояли живые сказочные персонажи. По сути это и была первая моя «серьезная» работа с деревом. При этом дерево по-настоящему увлекло меня и стало основным моим занятием на долгие годы.

- А известная «Поляна сказок», какова предыстория ее создания?

- Наверное, как каждый художник я мечтал о большой и интересной работе, а тут как раз случай подвернулся – Херсон праздновал свое двухсотлетие. Идею создания деревянной «Поляны сказок» поддержали на уровне обкома партии. Я представил эскизы будущих скульптур. Первый секретарь областного комитета КП(У) Иван Мозговой, внимательно рассмотрев мои наброски, вынес вердикт: «Роби, Миколо, оцю і цю, і оцю…» Так все 15 и утвердили. Потом мне и троим резчикам-помощникам отвели для работы пустующий эллинг в Гидропарке. Обеспечили всем необходимым материалом, и мы приступили к работе. Так как нас курировал обком, непредвиденные ситуации в процессе работы не
возникали. Все технические и организационные вопросы решались быстро, поэтому большую и серьезную работу завершили всего лишь за год. Весной 1978 года «Поляна сказок» была открыта. Ну а я после ее сдачи стал лауреатом областной комсомольской премии имени Ильи Кулика. Нужно отдать должное Ивану Алексеевичу Мозговому: даже после окончания юбилейных празднеств он продолжал интересоваться судьбой «Поляны сказок». А когда местные вандалы стали увечить скульптуры, учредил в парке постоянные дежурства милицейского наряда.

- Создавали ли вы впоследствии что-либо такое же «масштабное», подобное херсонской «Поляне сказок»?

- В 1990 году в Новой Каховке, в сквере у летнего кинотеатра, была открыта каховская «Поляна сказок». Сказочные персонажи здесь несколько иные, чем в Херсоне, и было их немного больше. Затем по приглашению венгерских друзей-художников работал наездами в Венгрии, где у меня также осталось около двух десятков садово-парковых скульптур. Там же, в Венгрии, для одного из храмов резал 14 рельефов-икон для иконостаса, отображающих путь Христа от судилища Пилата до Вознесения. Делал ряд скульптурных работ для общественных учреждений венгерского города Залакарош (за эти работы и ценный вклад в развитие культуры Николай Гепард был удостоен медали и звания Почетный гражданин города Залакарош. – Прим. авт.) Много деревянных скульптур было и в самом Херсоне, к примеру, в театре кукол или при входе в областную детскую библиотеку.

- Вы говорите о своих работах в прошедшем времени. Как сложилась дальнейшая их судьба?

- Там, где любят свою страну, свой город – я говорю о Венгрии, берегут и тщательно хранят свою культуру. Все мои венгерские работы содержатся в прекрасном состоянии. За ними осуществляют надлежащий уход, так что им не страшны погодные условия и вандалы. У нас всё наоборот. С первого же дня парковые скульптуры подвергались варварскому уничтожению. Их пачкали краской, резали ножами, жгли, сбивали детали и элементы резьбы. Это ж сколько нерастраченной на добрые дела энергии нужно было применить, чтобы сорвать с места такую массивную деревянную фигуру!

К примеру, внушительных размеров крокодила Шерри не раз выуживали из «лебединого озера», куда его сталкивали местные вандалы. Также не единожды приходилось реставрировать и другие испорченные скульптуры. Однажды, будучи в Венгрии, я показал несколько фотографий своих херсонских работ со следами подобного варварского обращения. «Наверное, у тебя в Херсоне много врагов?» – спросили меня. Им не уяснить того, что у нас поступают подобным образом от большой скуки или просто по великой дурости. Поэтому и херсонская, и каховская «Поляны сказок» в таких условиях смогли простоять всего лишь чуть более 10 лет. Хотя запас прочности у деревянных садово-парковых скульптур достаточно велик, конечно, при соответствующем уходе и бережном к ним отношении.

- И всё же есть ли в нашем городе такое место, где во всей красе можно увидеть ваши неиспорченные вандалами работы?

- К сожалению, осталось единственное такое место – больница водников на проспекте Ушакова. Здесь погибший ствол дерева после соответствующей обработки резцами стал украшением больничного двора. Есть мои работы и в самом больничном здании. Благодаря попечительству главного врача Евгения Карабелеша. За работами производится надлежащий уход, поэтому за их судьбу я спокоен.

- «Поляна сказок» в воспоминаниях херсонцев осталась одной из самых ярких достопримечательностей Херсона 1980-х годов. Читатели, приносящие фотографии для газеты «Субботний выпуск», довольно часто сетуют на то, что город лишился этого своего украшения. Возможно ли сейчас, на фоне всеобщих разговоров о возрождении Херсона, создание чего-либо подобного? Взялись бы вы еще раз за такую серьезную работу?

- Любая работа всегда требует каких-либо затрат, которые должны как-то компенсироваться. В нашем же городе к этому свой оригинальный подход. Шесть лет назад возникла необычная идея (кстати, с подачи газеты «Гривна». – Прим. авт.) превратить ствол погибшего исторического вяза на улице Суворова в оригинальную скульптуру. Мэрия идею горячо поддержала – и только. В начале сентября 2005 года, вкладывая свои средства, я начал работу. С тех пор немало воды утекло. Финансирование проекта мэрией прекратилось, так и не начавшись. На все вопросы один дежурный ответ: «У города нет денег, ищите спонсора…» Если бы хоть кто-то хоть самую малость был бы заинтересован в возрождении нашего Херсона! Я готов и хочу работать во благо своего города, и если появится такая возможность, с радостью приложу к этому все свои силы, знания и умение.

Александр Захаров
Субботний Выпуск.- № 27 (451).- 02.07.2010.- стр. 13

 

1. 07.03.2018 14:42
Светлана
Спасибо Николаю Гепард и его помошникам за красоту, которая у нас осталась в памяти. И так хочется, чтобы повторилось это и в нашем городе опять, но только с хорошим будущим. Очень интересно, есть сейчас специалисты, пеньки то появляются....

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.