on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > Візуальне мистецтво > Третьяк Николай > Микола Третяк: чим ширше можливості, тим більше граней

Николай Третьяк: чем шире возможности, тем больше граней

Николая Третьяка можно было бы назвать известным херсонским фотографом. Если бы не одно обстоятельство: вот уже несколько лет он живет и работает в Москве. Правда, Херсон он не забывает: с друзьями регулярно общается (человек он душевный), кому-то даже из Москвы помогает решить херсонские проблемы, да и в город время от времени наведывается. В один из визитов Николая в Херсон мы и поговорили о его житье-бытье в Белокаменной, о работе и творчестве

- Николай, как же херсонского фотографа вдруг занесло в Москву?
- Идея переезда в Москву была озвучена лет 5 назад. С одной стороны - глядя на наше экономическое положение, с другой - хотелось, чтобы дочка окончила школу и поступила в Москве уже как россиянка. Я лично упирался до самого последнего, потому что считал, что мне как человеку, который нашел себя как фоторепортер, и здесь хватает работы и авторитета. Немаловажный фактор - влияние членов Херсонского землячества в Москве, которые встали на позицию моей супруги и последние 2 года нашего пребывания в Херсоне просто лоббировали ее интересы - это генерал Николай Егорович Гореликов, фотограф Вася Климов, оперный певец Саша Цилинко. Они внесли определенную лепту в решение вопроса о переезде. Но последней каплей стало то, что мы купили квартиру. Умерла теща, и старшая сестра моей жены настояла: переезжайте, будете жить вместе с нами. Так что сейчас живем в одном доме с нашими родственниками в Долгопрудном (это север Москвы).

- Ваш переезд как-то был связан с программой возвращения россиян?
- Когда переехали, о программе не знали. Предполагали, что подавать документы на ПМЖ можно будет через 3 года проживания в России. Но оказалось, что мы как раз попали под программу восстановления семей (сестра супруги проживала в Москве с 1970-х годов), так что гражданство мы получили через год после переезда.

- Московскую прописку получить сложно?
- Если у тебя нет своего угла - сложно, другое дело, если ты прописываешься на свою жилплощадь.

- Получить серьезную работу в Москве реально?
- Херсонское землячество буквально окружило меня заботой и вниманием, а председатель Николай Егорович Гореликов чуть ли не считал своим долгом трудоустроить меня. Поэтому мои самостоятельные действия дополнялись возможностями членов нашего землячества. На одном из заседаний я познакомился с Борисом Гавриловичем Фадеевым, который приехал в Москву в 1961 году вместе с Ларисой Латыниной и последние 20 лет возглавлял Московский Международный Марафон Мира. Было принято решение, что я буду работать у него. Первое время я там и работал - и как фотограф, и как организатор спортивных и общественных мероприятий, соревнований. Была забота обо мне со стороны и Татьяны Богатиковой, и Василия Климова, но «клюнул» на то, что выстрелило первым.

- Слышала, что Вы работали в Большом театре...
- Нет. Большой театр находился на ремонте, но я делал портреты, их оценили, и с помощью этих портретов я вышел на тех людей, которые могли мне заказать фотосъемку различных концертов. Я фотографировал и Хитяеву, и Быстрицкую, и Мирошниченко, снимал вечера памяти нашего земляка Евгения Матвеева, Юрия Богатикова. После этого меня стали приглашать не только на театральные, репортажные съемки, но и на юбилей газеты «Московская правда», на спортивные мероприятия. Когда есть какие-то заказы, человек обрастает определенным комом.

- Многие обвиняют москвичей в высокомерности, а Вы с таким отношением сталкивались?
- Нет, все это преувеличено. Еще не получив гражданства России, я фотографировал одну из субботних поездок Лужкова по Москве (это довольно интересная программа, наверное, не все мэры совершают подобные поездки в субботний день). Будучи фотокорреспондентом, репортажником, я в скором времени после переезда познакомился с руководителем пресс-центра Лужкова Сергеем Цоем, мужем певицы Аниты Цой, который и пригласил меня в эту поездку. Я работал плечо к плечу непосредственно с фотографом мэра, был без гражданства, снимал камерой попроще... Но считается, раз ты попал в какую-то обойму, то ты это заслужил, и люди к тебе соответственно относятся.

- Фотографическая жизнь Москвы отличается от херсонской?
- Москва - город большой, Херсон - чуть меньше. Но должен сказать,что и там, и
там слои общественности, слои интересов, слои фотографов, которые занимаются совершенно разными жанрами съемки, - те же самые. Как только я переехал в Москву, как только установил Интернет, зарегистрировался на московских фотосайтах, выставил свои работы - и получил возможность общаться. Одним сам давал советы, к мнению других прислушивался. Кроме всего прочего, через 3 месяца после приезда в Москву я все-таки нашел нашу землячку Лену Мартынюк (она фотограф с мировым именем), созвонился, и мы вновь начали общаться. Непосредственное, живое общение не только подстегивает тебя, но еще дает возможность понять, как люди добивались того или иного результата в фотографии.

- Не могу не отметить, что за время пребывания в Москве уровень работ вырос...
- Каждый фотограф старается исходить из своих возможностей , а чем шире возможности, тем больше граней. Я в основном занимаюсь репортажной съемкой, модельной, съемкой обнаженной натуры. Здесь мне открылись другие горизонты, другие обстоятельства, и эту часть своего творчества я разнообразил.

- Херсонские модели отличаются от московских?
- Модели, которые у меня были в Херсоне, сейчас живут в разных странах, а те, которые есть в Москве, делятся на 2 категории - одни занимаются творчеством для себя, другие хотят зарабатывать деньги.

- С какими работать интереснее?
- Я выбираю творческий подход. Коммерческая фотография требует более хладнокровного подхода, более просчитанного, а творчество позволяет вести себя спокойно, более вдумчиво, вносит какое-то разнообразие - потому что ты не думаешь о деньгах, а думаешь о фотографии.

- Кстати, о деньгах. Уровень заработка московского фотографа намного больше, чем в Херсоне?
- Честно говоря, снимая свои первые репортажи, я боялся озвучить ту цену, которую хотел бы получить. Тогда за один час работы я получил 200 долларов. Думаю, на тот период это было хорошо. Сегодня моя работа стоит больше. Вообще, московские фотографы очень разные. Одни пытаются заработать на жизнь, другие — заработать на хорошую жизнь (цена одной фотографии может доходить до 1000 долларов), а есть мастера, которые уже не зарабатывают фотографией, а продают свое умение и свой опыт -организовывают мастер-классы. На них собирают, как правило, до 20 человек, каждый желающий поучиться платит по 2,5 тысячи рублей, в итоге, за проведение такого мастер-класса фотограф зарабатывает 1000 евро. Хотя для таких самодостаточных людей, как Лена Мартынюк, мастер-класс является, скорее, общением, а не средством заработка.

- Заработка хватает, чтобы в Москве жить безбедно?
- Хватает.

- А как насчет персональной выставки в Москве?
- Была у меня такая возможность, но ее я «отдал» своему коллеге Василию Климову - мои работы нужно было печатать, а у Василия они уже были готовы. Практически, я стал сопродюсером его фотовыставки по поездкам в Шри-Ланку и Африку, посвященной очередной годовщине нашего Херсонского землячества.

- Кстати, в землячестве состоите?
- Конечно, еще и в николаевском землячестве. А еще в Москве есть украинское землячество, в которое входят землячества ряда городов Украины. Участвуя в общественной жизни землячества, я познакомился с теми людьми, о которых слышал, которые являются гордостью нашей земли - это Игорь Болгарин, Андрей Николаевич Гиренко и многие другие.

- Что-то новое открыли для себя в Москве?
- Спортивную съемку. Если ты ее не чувствуешь, процесс может стать неуправляемым. С другой стороны, это настолько благодатная почва, настолько колоритная, что глаза поначалу разбегаются. Надо себя мобилизовать, настроить на конкретные кадры - иначе что-то снять невозможно. Приходишь на съемку, успокаиваешься, думаешь о том, что по протокольной части ты хочешь снять, и тогда все получается.

- Что из снятого в Москве Вы можете назвать победой?
- Это связано не с Москвой. Я считаю, что любой фотограф, попадая в новую среду, видит мир другими глазами. Когда в Херсоне в 1994 году проводили пленум, наших гостей - фотографов из более чем 20 городов Украины - мы вывезли на природу, в то место, где я уже несколько лет снимал моделей. И вот Сережа Бусленко сфотографировал там девушку, которая помогала нам организовывать мероприятие, - и получил за эту фотографию награду в Бразилии. А для меня это место немножко приелось. Так что на меня, скорее, действует не Москва сама по себе, а новые обстоятельства.

Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №43 (249).- 27.10-03.11.2010.- стр.19

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.