О каждом из нас заботится...
И снова Херсон буквально усеян плакатами, биг-бордами, листовками. Не нужно иметь «семь пядей во лбу», чтобы понять сегодня, у кого же золотой запас в карманах. Ведь удовольствие «порадовать» горожан своим «многообещающим» обликом — не с дешевых. Наверное поэтому, рассказывая людям о кризисе, рекламными плакатами не жаль обтягивать даже многоэтажки. Яркие и темпераментные плакаты предназначены побуждать энтузиазм масс, призывать их же верить в намеченные партией планы. «Плакат — это разящий удар, направленный на голову классового врага, это возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание», — так писал когда-то художник Дмитрий Стахиевич Моор, нарисовавший за короткую июньскую ночь один из лучших плакатов гражданской войны. Красноармеец указывает пальцем прямо на тебя: «Ты,– говорит он, – записался добровольцем?».
Кстати, ранее считалось, что социальная реклама, об иной речь не шла, ориентировалась на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. В нашем городе, к сожалению, таковой почти не видно. Автору этих строк недавно довелось побывать в Кривом Роге. Удивило, что в городе помнят о проблемах СПИДа, наркомании, проституции. Все это показывают биг-борды. У нас же, оказывается, осталось верить в одно — в центре города оповещает рекламный щит «Виктор Янукович — надежда Херсона». На что хочется сказать: «Господа дорогие, если так хозяйничать будете в родном городе, то вам сам «дидько» не поможет»! У Президента страны совсем другие полномочия.
Если вернутся опять-таки к той же истории о рекламе — на четырнадцатый день после Октябрьской революции 1917 года в числе первых распоряжений советской власти был издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Из закона следовало, что важнейшей задачей большевиков было запрещение печатать объявления где-нибудь кроме газет, издаваемых Советами в провинции и в городах и центральным Советом в Питере для всей России.
Разные периоды в истории нашей страны — разные ценности и привычки. Наблюдая сегодня за плакатами, возникает вопрос: «А разве разные политические системы, ведь почерк почти один вырисовывается?». Глупо будет отнекиваться власти, ведь в реальности только подписи под лозунгами разные. Да и неизменным остается то, что часто социальную рекламу используют в политических и коммерческих целях. До определенного момента в этом может не быть ничего плохого, однако существует граница, переходя которую человек или организация вступает на очень скользкий путь морали и ответственности.
Может, я и не права, но считаю, что в наше время, когда простые люди действительно ощущают кризис, стыдно тратить приличные деньги, чтоб «толпа» узнавала. Может стоит вспомнить, что во время Великой Отечественной войны плакаты наклеивали на танки, шедшие в атаку. Вся страна помнила вдохновенно суровое лицо женщины на плакате «Родина-Мать зовет!». Плакаты защищали Родину! А что защищают они сейчас, в мирное время? Как проверить их действенность?
Татьяна Дергачева
"Новий час".- № 34 (169).- 26.08.2010.- стр. 17