on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.04.2020, 12:07

Апрель-2020

Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь — туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору. И тихо дремлет бор зелёный, И в серебре лесных озёр Ещё стройней его колонны, Ещё свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор! Иван Бунин

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

06.04.2020, 10:17

Музеи всей Украины требуют от власти защитить их во время кризиса

Более 300 музейных работников из всех регионов Украины подписались под ...
31.03.2020, 12:55

Херсонці проводять онлайн лекції та майстер-класи

31.03.2020, 12:48

Херсонщина хоче розвивати спа- та велнес-туризм

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История барка "Товарищ" > Одиссея барка «Товарищ»

 

Одиссея барка «Товарищ»

Парусник «Товарищ» - одна из достопримечательностей Херсона, его гордость. К сожалению, уже много лет мы не видим его на привычном месте стоянки. Мы знаем, что наше судно где-то в Англии, на ремонте. Когда вернется - неясно. Но все сведения, что мы узнаем о «Товарище», мы получаем от наших же херсонских земляков. А как выглядит история с «Товарищем» с точки зрения англичанина, живущего в том же городе, где сейчас стоит парусник? Как они оценивают все происходящее?

Вот уже несколько месяцев, как мы общаемся с помощью интернета с людьми, которые бывают на «Товарище» постоянно, хорошо знакомы с нашими моряками, живущими на паруснике. Более того, это те люди, которые активно помогают в поиске денег для ремонта, в обустройстве наших моряков.

Мы расскажем, как складывалась судьба «Товарища» в Англии, что происходит сейчас, чего команда парусника и его «болельщики» ждут от будущего. Возможно, что рассказы наших английских друзей несколько отличаются от того, как это видится из Херсона или из Киева. Но у этих писем есть одно преимущество - это рассказ о том, как обстоят дела сейчас, сегодня. Барк «Хорх Фош» (именно так звучит первоначальное имя «Товарища») был построен в Гамбурге в 1933 году как учебный корабль для курсантов военно-морских училищ Германии. Постройка корабля заняло всего 99 дней, но произведение германских мастеров-корабелов превзошло все ожидания.

Во время Второй мировой войны барк использовался для транспортировки военных грузов на мелководьях Балтики. В 1945 году команда затопила корабль, чтобы он не достался победителям в качестве репарации. В 1952 году барк был отремонтирован Советским Союзом, и получил имя «Товарищ». На протяжении многих лет он был учебным кораблем советского торгового флота, но после распада Советского Союза отошел к Украине, оставаясь в ведении Херсонского морского колледжа. В 1993 году «Товарищ» принимал участие в гонках «Катти Сарк».

Именно тогда и началась наша история. Дело в том, что группа молодых ребят из организации «Северо-Восток Англии» находилась на корабле во время парусных гонок. Совместный переход связал крепкой дружбой молодых моряков из Англии и Украины После возвращения в Ньюкасл английские курсанты, своими глазами видевшие скудный рацион моряков «Товарища» и знавшие по рассказам своих новых украинских друзей о трудной жизни на их родине, решили помочь кораблю и его команде. В течение нескольких недель группа активистов собрала деньги, продукты и одежду (и даже детскую одежду), которые, как они знали, трудно приобрести на Украине. Все было погружено на грузовик, и четыре английских активиста поехали в конечный пункт гонок - датский порт Эсбьерг. Там ребята узнали, что кораблю нужен новый двигатель, и они с энтузиазмом решили помочь. Но это было только начало!

В конце 1994 года старший помощник капитана Анатолий Качалов был приглашен в Ньюкасл для того, чтобы обсудить вопросы, связанные с ремонтом «Товарища». Первоначальные затраты оценивались в 350 гысяч фунтов стерлингов. Эту сумму подтвердили и специалисты по двигателям, побывавшие в Херсоне для осмотра корабля. Руководство «Общества друзей парусников» запланировало даже большую сумму - 500 тысяч. И соглашение о ремонте было заключено. «Товарищ» прибыл на прославленные судоремонтные верфи Тайн, и все ожидали, что очень скоро барк вернет былую славу. В мае 1995 года корабль был поставлен в сухой док. Менеджер Боб Уолкер был полон энтузиазма: «Дайте мне в материалы, и через три месяца он будет как новенький». Самая разнообразная помощь от местного бизнеса и населения поступала ежедневно, все жили ожиданием скорого кругосветного похода «нашего» корабля, его будущим участием в трансатлантических гонках Тысячелетия. Все надеялись, что «Товарищ» вернется домой к Рождеству. Но по мере того, как продолжался осмотр повреждений корабля, надежд оставалось все меньше. Отныне плохих новостей становилось все больше. В ходе обследования были обнаружены дефекты, которые не могли быть выявлены при первоначальном осмотре.

В конце июня 1995 года руководство верфи сообщило Коалиции, которая взяла на себя тяжесть финансирования, что новая стоимость ремонтных работ составит примерно 2 миллиона фунтов стерлингов. К сожалению, Устав Коалиции не разрешал ей привлекать такие значительные средства для таких проектов, и Коалиция вынуждена была отказаться от финансирования ремонта. Поскольку к этому времени сертификат корабля также утратил свою силу, группе поддержки пришлось искать новое место стоянки для барка. С помощью владельцев доков место было найдено в доке Альберта Эдварда, и там «Товарищ» находился до марта 1997 года. Сразу же после этого главной заботой группы поддержки стало обеспечение команды всем необходимым. И с этим мы справились успешно! Еды, топлива, одежды было в достатке.

Кроме того, мы пытались зарабатывать деньги разными способами. Например, изготовили значок с изображением «Товарища». Мы все, члены команды и группа поддержки корабля с гордостью носим этот значок. Кроме того, средства от его продажи также идут в фонд «Товарища» и помогают ему пережить эти трудные годы.

В октябре 1996 года Корпорация развития Тиссайда предложила свою помощь - грант в 400 тысяч фунтов стерлингов, и финансирование полного ремонта корабля. В свою очередь Корпорация хотела бы получить право эксплуатировать корабль в течение двух лет в качестве флагмана Национального Центра Парусников. Однако Центр столкнулся с собственными трудностями, и не смог достигнуть договоренности о ремонте корабля. В марте 1999 года окончился срок действия контракта с Тиссайдом. К этому времени грант в 400 тысяч был израсходован на содержание корабля и команды, в то время как надежды на доходы от использования корабля не осуществились. Будущее корабля оставалось неопределенным. Он стоял у причальной стенки, но о нем не забыли.

В декабре 1998 года группа поддержки «Товарища» получила письмо от одной германской фирмы. В письме говорилось о том, что есть возможность перевести корабль для ремонта в немецкий порт Вильмсхафен в марте 1999 года и что город Вильмсхафен возьмет на себя заботу о корабле и его команде во время ремонта. Мы надеемся, что история «Товарища» завершится счастливо. Мы знаем, что на Украине колеса крутятся медленно, и что решения там принимаются очень неспешно. Мы понимаем, что 2 миллиона фунтов стерлингов - это большие деньги. Но мы надеемся на лучший исход.

Попутного ветра!

(Продолжение в следующем номере)
По материалам херсонской прессы

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.