Основание Херсона
В середине 1775 г. Екатерина II приказала найти место в устье Днепра для строительства гавани на 20 военных морских судов. Вместе с гаванью предпологалось строительство Адмиралтейства (основного центра военного кораблестроения на Черном море) и не менее 15 эллингов (сооружений на берегу для строительства судов).
Все сооружения необходимо было размещать внутри укреплений. В этом году вице-адмирал А.Н. Сенявин получил приказ обследовать устья Днепра и Буга для определения соответствующего места. Он предложил разместить порт и главные верфи у глубокой пристани в устье Днепра и одновременно строить суда у Александр-Шанца. На основании его доклада Екатерина II 11 декабря 1775 года подписала указ адмиралтейской коллегии «Рассмотреть вопрос о строительстве на Днепре верфи и адмиралтейства… усмотрев из полученных сведений, что Днепровский лиман наиспособнейшее для рейда место из всех на берегах Черного моря к границам империи прилегает… повелеваем основать гавань и верфь на Днепровском лимане при удобном урочище». На строительство из казны было выделено 15 тысяч рублей.
Угроза войны с Турцией заставила правительство ускорить начало строительства. 11 июля 1778 года князь Г.А. Потемкин, генерал-губернатор Новороссийской губернии с 1776 года, получил от Екатерины II указ от 18 июня о поручении ему совместно с графом Чернышовым окончательно выбрать место удобное для строительства верфи и города: «Известно вам предложение Наши о заведении для Черного моря гавани и верфи, о коем надлижащия изобретения и планы учинить поручено было от Нас Адмиралтейской Нашей Коллегии, желаем, чтобы вы, с Нашей Адмиралтейской Коллегии Вице-Президентом Графом Чернышовым постановили о месте к сему удобном назначивая оное по соображению выгод морских и сухопутных, хотя бы оное выше или же и на Днепре было, а потом приступили и к распоряжению о строениях. Место сие повелеваем наименовать Херсоном». Получив указ, Потемкин занялся выбором места под строительство города, а также порта и верфи для будущего Черноморского флота. Окончательно принимается решение вести строительство вблизи Александр-Шанца в 96 км от Черного моря и 28 км от Днепровского лимана.
Указом от 25 июля 1778 г. Екатерина II назначает «главным строителем» крепости и адмиралтейства генерал-поручика Ивана Ганнибала, крестника Петра Первого.
15 октября 1778 г. И.А. Ганнибал прибыл на место строительства будущего города, где его уже ожидали три пехотных полка и две мастеровые роты полковника Соколова, число которых к концу года достигло семи. Для крепости было доставлено 113 артиллерийских орудий. 19 октября началось строительство крепости и верфи, заложено два эллинга.
В конце ноября И.А. Ганнибал доносил графу Чернышову, что строительство идет успешно: строятся жилые землянки, проводятся земляные работы в крепости и адмиралтействе, жаловался на нехватку квалифицированных рабочих. В декабре Адмиралтейская коллегия отправила в Херсон 11 офицеров, 6 унтер-офицеров, 150 матросов, 12 плотников.
Работы не прекращались и зимой. В январе 1779 г. крепость обнесли валами и рвами. В короткий срок было сооружено все необходимое для верфи: кузни, жилые помещения, 4 эллинга из 5, намеченных по плану.
8 февраля 1779 г. Адмиралтейская коллегия приказала Ганнибалу строить ежегодно по 4 корабля. Нехватка людей и материалов привела к тому, что к 1779 г. был готов только один эллинг. Промеры Днепра убедили адмиралтейство о возможности строительства 60 пушечных кораблей с осадкой в 4,5 м. 26 мая, через полгода после начала строительства верфи, по приказу Потемкина был заложен первый военный корабль «Святая Екатерина» (корабль не достроили и в 1785 г. разобрали), а год спустя 7 июля 1780 г. 66 пушечный линейный корабль «Слава Екатерины». Строительство кораблей шли под наблюдением В.А. Селянинова. В 1780 г. с Донецкой флотилии адмиралтейство направило С.И. Афанасьева. Только в июне 1781 г. удалось заложить 4 корабля и начать строительство эллингов для них. На верфи строили учебные суда, камелии, ремонтировали фрегаты, приведенные в Херсон из Таганрога. В 1781 г. спущено первое торговое судно «Борисфен», построенное на верфи. Оно совершило первое плавание с грузом пеньки и железа в город Марсель во Франции.
Основание Херсона
Правительство не жалело ни средств, ни рабочих для строительства города. В 1779 г. на строительство Херсона выделено 35689 руб. В 1780 г. город посетил Г.А. Потемкин и выделил 420 тыс. руб. на постройку крепости адмиралтейства, в 1781 г. - еще 200 тыс. руб. Основные строительные работы выполняли солдаты пехотных полков, матросы. Их в основном использовали на земляных работах, которые не требовали специальной подготовки, а также для охраны строительства. На строительстве использовали труд вольнонаемных рабочих разных специальностей. Только в крепости, работали плотники, кирпичники, стенокладчики, слесари, кузнецы, столяры, токари, бондари, черепичники, конопатчики, печники, красильщики, пильщики и рабочие других специальностей. На строительстве постоянно ощущалась нехватка рабочих рук. Г.А. Потемкин приказал нанимать специалистов из разных городов России.
В феврале 1780 г. на верфи работало 150 плотников, 50 каменщиков и 1020 человек на строительстве эллингов. По распоряжению Г.А. Потемкина в Херсон была направлена партия вольнонаемных рабочих из 500 человек, набранных в Петербурге, Туле, Олонце и др. городах. С Дона пришло три пехотных полка для усиления херсонского гарнизона и ускорения строительных работ, было 220 пушек из Елизаветграда, оружие, селитра, порох, отобранные у Запорожских казаков.
Многие рабочие приезжали с семьями и оставались в Херсоне на постоянное место жительства. На устройство хозяйства им выделялось по 5 руб. на человека и бесплатный земельный участок в пределах города.
Все необходимое для строительства поступало сухопутным и, в основном, водным путем. Железо из Сибири направлялось сначала в Таганрог, а затем оттуда морским путем в Херсон. Другие необходимые материалы шли по Днепру, лес из Воронежа и Белоруссии, инструменты и оборудование из Москвы, Петербурга, Тулы. Продовольствие привозили из Польши и Слободской Украины. Днепровские пороги и мелководье устья Днепра мешали доставке грузов. У порогов прорыли обводной канал шириной 7 м, что облегчало доставку грузов в Херсон.
Несмотря па все усилия И.А. Ганнибала строительство крепости и адмиралтейства велось крайне медленными темпами. Начальник порта капитан 1-го ранга И. Овцин проявил бесхозяйственность и растрату казенных денег. Недовольный таким положением дел Г.А. Потемкин отозвал И.А. Ганнибала в Петербург. На место И.А. Ганнибала «по военной части» назначен полковник Гакс. Вице-адмирал Ф.А. Клокачев назначен командующим Черноморского флота, начальником верфи и адмиралтейства в Херсоне. По прибытию в город он взялся за наведение порядка и ускорение строительных работ. По приказу Адмиралтейской коллегии из Севастополя в Херсон направлена партия плотников и рабочих других специальностей, с Балтийского флота отряд моряков и вольнонаемных рабочих, из Петербурга 700 плотников, число которых к 1787 г. составило 3000 чел.
С 1785 г. в Херсоне появляются первые каторжники (беглые крепостные крестьяне и солдаты) из Смоленского и Орловского наместничеств. В 1787 г. их было около 4000 чел. За хорошую работу с каторжников снимали кандалы, давали небольшую плату, амнистировали. Увеличилась доставка корабельного леса из Белоруссии, Польши, Воронежа, железа с сибирских заводов. В 1784 г. для адмиралтейства отпущено 1,533 млн. руб. сверх тех денег, которые выделены раньше на эти цели. Строительство пошло более быстрыми темпами.
Губернатор Новороссийского края Г.А. Потемкин, руководящий строительством Херсона, отводил городу роль столицы Таврического края и хотел сделать его таким же цветущим и знаменитым как древний Херсонес Таврический. Строительство города шло по проекту, составленному в 1778 г., который постоянно корректировался. Основные постройки провели за 4 года. В рапорте от 1 мая 1784 г. в Петербург полковник Н.И. Корсаков писал, что город делится на три части: 1) Крепость, 2) Греческий форштадт, 3) Военный форштадт. На месте Александр-Шанца строили крепость в форме эллипса, а адмиралтейство в форме полукруга. Они стали историческим центром города и размешались на трех террасах между двумя параллельными оврагами, спускающимися под небольшим углом к Днепру. Адмиралтейство занимало 40 десятин (44 га), крепость 90 десятин (99 га). Они были обнесены мощным земляным валом высотой до 15 м и внешним рвом. Валы насыпали землей солдаты и рабочие, принося ее в мешках и корзинах. На валах разместили 220 пушек. За пределами валов к западу были отрыты крестообразные минные галереи. Ломаная линия укреплений давала возможность вести перекрестный огонь.
В крепости находилось много каменных строений. Здесь размещались помещения для офицеров и солдат, продовольственные склады, арсенал с 600 пушками, 5 пороховых погребов, лаборатория ружейных патронов, адмиралтейские мастерские, где отливали пушки, колодцы для питьевой воды до 70 м глубиной, вымощенные каменными плитами (для подъема воды использовали специальные машины), монетный двор. Монетный двор основан по распоряжению Г.А. Потемкина со всем необходимым оборудованием для чеканки медной монеты. В 1790 г. была сделана пробная чеканка. Крепость разделена на прямоугольные кварталы: три с продольными и три с поперечными улицами.
До наших дней сохранился арсенал (дом №10 по Перекопской улице), один пороховой погреб, колодец, наполовину засыпанный землей, крепостные Московские ворота (иногда их называли Санкт-Петербургскими), которые соединяли крепость с Военным форштадтом и Очаковские, выходящие на Греческий форштадт. Крепостные ворота имели подъемные деревянные мосты через ров. От крепости к Днепру был прорыт подземный ход. Начинался он от входа в крепость, со стороны города, с правой стороны дороги в невысоком валу со сводчатым отверстием. Сохранился до наших дней и Екатерининский собор, заложенный 30 августа 1781г. на территории крепости. Екатерининский собор построен в стиле русского классицизма. 1806 г. западнее собора воздвигнута трехъярусная колокольня с большим в 112 пудов колоколом, подаренным Екатериной II. Вокруг собора находятся могилы современников Г.А.Потемкина, захороненные здесь по его распоряжению.
В соборе находится могила князя Г.А. Потемкина Таврического, руководившего освоением Северного Причерноморья и внесшего большой вклад в основание и развитие Херсона.
Южнее основных крепостных сооружений, ближе к Днепру, располагалось адмиралтейство со складскими помещениями, мастерскими, морским арсеналом, жилыми и хозяйственными постройками. С северной и восточной сторон оно было огорожено крепостными валами, а с запада, со стороны города, защищено высокой каменной стеной. Вдоль берега располагались две пристани, на одной из них установили кран для подъема тяжестей, на другой — ветряная лесопильная мельница. Посредине адмиралтейства располагалось 6 каменных двухэтажных зданий. В северо-восточной части адмиралтейства построили 7 каменных домов, где размещалась контора портового управления, квартира коменданта порта.
От адмиралтейства вдоль правого берега Днепра до Алешковской пристани выстроена свайная набережная. Вдоль реки, напротив адмиралтейства, стояли 5 эллингов для строительства военных кораблей.
Здесь же стапеля для более мелких судов. Верфь приставляла собой своего рода мануфактуру с мастерами, подмастерьями, рабочими разных специальностей. В период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. использовался труд турецких военнопленных.
Первые гражданские постройки в Херсоне производились к востоку от крепости. Они с начала строительства образовали сам город, получивший название Военный форштадт, т.к. предназначался для расположения воинских частей и рабочих, занятых на строительстве крепости и верфи. Он тянулся узкой полосой вдоль берега Днепра. В форштадте было много землянок, глиняных мазанок, крытых камышом, т.к. вся древесина уходила на постройку кораблей. Здесь жили солдаты, матросы, рабочие и их семьи. В конце XVIII в. 14 кварталов размещались вдоль улиц параллельно к реке. Между форштадтом и крепостью находилась Базарная улица, на которой располагались базарные ряды (ныне ул. Перекопская).
К западу от крепости в 300 м располагался Купеческий или Греческий форштадт. Он получил название от национальной принадлежности первых гражданских жителей Херсона — греков. Дома на винтовых сваях были заселены дворянами, купцами, мещанами и иностранцами. В 1780 г. кварталы планировались за р. Кошевой, а в 1799 г. продвинулись к Забалке и расширились на север. К началу XIX века в Купеческом форштадте находилось около 2 тыс. домов, многие из которых каменные, но в основном.
Между крепостью и Купеческим городом был разбит большой парк площадью 10 га. Возник он в 1785 г., по распоряжению Потемкина, посадили 10200 деревьев различных пород.
К концу XVIII в. в Херсоне построено 5 церквей. Первая церковь Святого Михаила Архангела построена из дерева в крепости. Греки, поселившиеся в Херсоне, построили в 1780 г. Греческую церковь Святой Софии (Греко-Софийский собор). Это самая старая из всех существующих церквей в Херсоне. В 1786 г. в крепости построили церковь Святой Великомученицы Екатерины. В 1798 г. по просьбе купцов и мещан построен Успенский собор (по современной ул. Ленина). Одна церковь построена на Военном форштадте.
Западнее Купеческого города, за Забалкой. В XVIII веке это был малозаселенный район. Здесь располагались военные казармы и госпиталь.
На восточной части острова Кошевого (ныне Карантинный) проходили карантин матросы, прибывающие в Херсон морским путем. Вскоре здание карантина было занято таможней, которая осуществляла контроль за ввозом и вывозом товаров. Здесь появились складские помещения, построена площадь.
К северу от крепости находились мельницы и этот район получил название Мельницы. Севернее его располагалось городское кладбище.
В основе плана строительства Херсона была прямоугольно-сетчатая система. Основные широкие улицы расположены параллельно Днепру, второстепенные — перпендикулярно к берегу. Они делили город на прямоугольные кварталы. Это хорошо прослеживается в старой части города Херсона. Основная часть сформирована к концу XVIII - началу XIX вв. С расширением строительства крепости и верфи увеличилась и численность населения города. В 1782 г. гражданского населения «... купцов, мужска - сто пятьдесят душ, женска - сто две души, мещан: мужска - шестьсот сорок восемь душ, женска - двести двадцать пять». Общая численность населения, вместе с военными, составляла приблизительно около 11 тыс. человек, а в 1787 г. - около 45 тыс. человек. Кроме русских и украинцев в Херсоне проживали греки, французы, итальянцы, поляки, сербы, немцы, евреи.
В 1782 г. Новороссийская губерния разделена на уезды. В ее состав вошел образованный Херсонский уезд. Херсон превратился в крупный административный и культурный центр. В нем разместились не только уездные учреждения, но и управление морского и военного ведомств юга России. Г.А. Потемкин заботился о заселении и развитии края, вводил различные льготы для вновь прибывших. Раздавал бесплатно земли вокруг Херсона для устройства загородных домов и садов, бесплатно выделялись участки земли под застройку для вольнонаемных и крестьян, выдавались небольшие суммы из казны на заведение хозяйства. По распоряжению Потемкина в Херсон направлялись не только работные люди, но и ученые, специалисты (врачи, живописцы, архитекторы, садоводы). В феврале 1783 г. он подписал контракт с англичанином Мофетом о разведении садов и лесных плантаций, как в городе, так и вокруг него. По его личному указанию в Херсоне было устроено два сада, высажено до 20 тыс. деревьев.
Потемкин приказывает спешить со строительством города, т. к. ожидалось посещение Екатерины II в новые южные районы России. Летом в город прибыл капитан 2-го ранга Ф.Ф. Ушаков во главе экипажа моряков из 700 человек и свыше 3000 мастеровых для укомплектования экипажей семи кораблей и ускорения их строительства.
В Середине 1783 г. в Херсоне вспыхнула чума. Чуму завезли в Херсон суда из Турции. Первые признаки чумы появились в конце мая 1783 года, а в начале октября эпидемия охватила город. Начальник верфи контр-адмирал Ф.А. Клокачев приказал приостановить работы и вывести войско с казарм в степь, а часть - за Днепр. Жителям города рекомендовалось из домов не выходить. Закрылось адмиралтейство, работы на верфи прекратились. За балкой установили карантин для больных. Каторжники возили мертвых и зарывали в ямы по 50 человек. За 5 месяцев (с мая по октябрь) скончалось 385 военных и адмиралтейских рабочих, на судах Азовской флотилии, охраняющих Херсон, скончалось 137 человек, жителей Херсона и вольнонаемных рабочих - около 10 тыс, каторжников - 800 человек. Существование города, строительство Черноморского флота было поставлено под угрозу. Все силы бросили на борьбу с эпидемией.
Федор Ушаков и, прибывший в 1784 г. в Херсон, доктор Д.С. Самойлович (один из основоположников эпидемиологии в России) с группой врачей в результате принятых мер быстро погасили эпидемию. Вещи умерших и их жилые помещения сжигали. Вновь прибывших в город не пускали. Больных и подозреваемых в болезни помещали в отдельную землянку. Пищу и воду им приносили, не вступая в контакт.
С холодами чума отступила. В ноябре подразделения вернулись на зимние квартиры, но и здесь принимались меры предосторожности. В других экипажах случаи чумы были до середины лета 1784 г. Ф.Ф. Ушаков за борьбу с эпидемией и сохранение команды награжден орденом Святого Владимира IV степени.
Впоследствии Д.С. Самойлович написал книгу о чуме в Херсоне, о ее причинах и методах лечения. Основной причиной он назвал тяжелые условия жизни строителей, антисанитарию, голод. Издание книги запретили.
В конце декабря 1783 г. вместо умершего от чумы контр-адмирала Ф.А. Клокачева назначен вице-адмирал Я.Ф. Сухотин. Главным строителем Херсона назначен инженер-полковник Н.И. Корсаков. При нем шире развернулись работы в крепости. Были укреплены оборонительные линии, построен арсенал, госпиталь, пороховой погреб, двухэтажное здание аптеки, 16 сентября 1783 г, опущен на воду первенец Черноморского флота 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины» 49 м длиной, 13 м шириной, осадки 5,8 м (таких кораблей на верфи построили 8) и 50-пушечный фрегат «Георгий Победоносец». Два месяца потребовалось, чтобы провести линейный корабль по мелководью в 2,6 м фарватеру Днепра в лиман. По Днепру могли пройти суда с осадкой не более 8 футов (2,4 м), но даже без артиллерии и оснастки линейные корабли имели осадку 15-16 футов (4,5-4,8 м), поэтому недостроенные суда на камеях, соединенных попарно канатами для подводки под днище корабля в целях его приподнятия, перевозили в Глубокую пристань под охрану Кинбурнской крепости. Здесь их дооснащали, устанавливали вооружение.
В конце августа 1784 г. «Слава Екатерины» под охраной фрегата «Херсон» появились перед Очаковым. Турки знали, что в Херсоне строятся военные корабли, но не предполагали, что на речной верфи, возможно построить и провести по мелководью большие корабли.
Вскоре около «Славы Екатерины» возникла небольшая эскадра, которая осенью 1784 г. прошла перед Очаковым в Севастополь. 12 октября 1784 г. спущен на воду 66-пушечный линейный корабль «Святой Павел» под командованием капитана 1-го ранга Ф.Ф. Ушакова (звание присвоено в январе 1784 г.). Летом 1785 г. корабль был проведен в Днепровский лиман на рейд Кинбурской крепости, и после дооснащения и вооружения отплыл в Севастополь.
С 1784 по 1786 гг. в Херсоне спущено на воду по одному военному кораблю, с 1787 г. - по два. За все время существования Херсонской верфи построено 33 линейных корабля, из них 16 - в XVIII веке. Линейные корабли составляли основу военного флота. Они имели по 2-3 палубы, 66-110 пушек. На верфи строили 10, 14, 20 и 22 пушечные фрегаты, но в основном 30-50 пушечные, их было построено 16. Кроме того, до 1824 г. построено: 2 яхты, 5 галер, 7 плавучих батарей, 1 бомбардирское судно, 10 шлюпок, 3 транспортных судна, 12 понтонов, 20 плашкоутов, 31 канонерскую лодку, 29 военных баркасов, 2 шаланды. Корабельные мастера на верфи, в XVIII в.: Ситников, Афанасьев, Иванов. 15 лет в Херсоне работал корабельный мастер С.И. Афанасьев. Он построил 10 линейных кораблей, строил и другие суда.
За 7 лет со дня основания Херсона был построен Черноморский флот. В 1785 г. он состоял из 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов (часть военных судов прибыла с Азовской флотилии). Указом от 13 августа 1785 г. Г.А. Потемкин назначен главнокомандующим Черноморского флота и Черноморского адмиралтейства, которое открылось 27 сентября 1785 г. в Херсоне. Город стал центром Черноморской, Азовской, Каспийской флотилий.
В 1972 г. на набережной Днепра установлен памятник первым корабелам. На высоком постаменте 40-тонный макет парусного судна из кованой меди. По бокам постамента барельефы, отображающие начало строительства кораблей в Херсоне и развитие судостроения в наши дни.
Коротецкий A.А.
Джерело інформації: «Летопись о Херсоне»
Андрей.