on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Від контори «Нобеля» - до дверної ручки... Закінчення

 

От конторы «Нобеля» - до дверной ручки…
Криминально-курьезная смесь из херсонского прошлого        

Окончание. Начало в "СВ" №34.

Ну вот, стоило чуть отвлечься - и наше повествование о криминальных курьезах начала ушедшего века повернуло в несколько иное, хоть и курьезное, однако без всякой обещанной криминальной подоплеки, русло...

Возвращаясь к местному газетному криминальному материалу самодержавного периода, вспомню, пожалуй, еще несколько «ярких», по моему мнению, эпизодов из прошлого.

В самом начале минувшего века на просторах Херсонской губернии трудились совсем не мало «сбытчиков мнимых кладов», то есть аферистов, занимавшихся подделкой древних «золотых» монет и ценных предметов старины.

В марте 1903 года в «Юге» появилась статья основателя херсонского музея древностей и редактора газеты «Югъ» Виктора Гошкевича «Фабрика древностей», в которой он рассказывал о подпольных мастерских «древностей» и «редкостей», производивших огромное количество различных подделок под старину: «Опять начинаются споры о подлинности пресловутой золотой тиары Сайтаферна, приобретенной Луврским музеем за 400000 франков. Насколько нам известно, в этом последнем грехе виновны не парижские подделыватели, а очаковские...

Очаковские торговцы занялись выделкой не только монет, но и украшений, древних надписей на каменных плитах. Этими произведениями своего искусства они снабжают любителей древностей в Одессе, Николаеве, Киеве. Музей покойного И. К. Суручану в Кишиневе наполовину состоял из таких древностей. Одесский музей также был жертвой этих мошенников, успевших продать ему немало сфабрикованных древнегреческих надписей на камнях».

Спустя 3 месяца после появления в «Юге» статьи Гошкевича о мошенниках и упоминании об очаковском следе в деле фальшивой тиары Сайтаферна в адрес херсонского музея пришла посылка из Очакова. Виктор Иванович ее принял, а через несколько дней в «Юге» появилась информация: «Ш. Гохманом (из Очакова) принесены в дар херсонскому музею 11 глиняных статуэток с подвижными ногами комического вида грубой работы. По словам г. Гохмана, статуэтки эти выкопаны в Ольвии».

Откуда было знать почтенному хранителю херсонского музея древностей, что дар ему преподнес... сам автор аферы с тиарой скифского царя Сайтаферна! Впрочем, и не только с ней.

Штепсель Гохман и его родной брат Лейба были авторами целого ряда серьезных афер, связанных с торговлей фальшивыми древностями. Большинство подделок, упоминаемых в статье Гошкевича, попавших за весьма крупные деньги в музеи Одессы, Николаева, Киева и Кишинева, вышли из подпольной мастерской братьев-шарлатанов. Впрочем, то были мелочи. В шумном международном скандале, связанном с тиарой, почти незаметно проскользнуло сообщение из Берлинского музея о том, что купленный ими якобы найденный в Ольвии золотой скифский меч-акинак тоже оказался искусной подделкой! И в этом случае не обошлось без Гохманов и работавшего на них ювелира высшей пробы, одессита Израиля Рахумовского...

Конечно, я как человек, далекий от экспертной оценки древностей, не могу утверждать, что присланные Гохманом в дар Гошкевичу глиняные статуэтки, ныне находящиеся в экспозиции Херсонского областного краеведческого музея, - это нераспознанная специалистами искусная подделка, однако подобное совпадение - весьма интересный факт...

Впрочем, и ныне хватает специалистов по подделкам древностей - уж слишком выгодное это занятие. Да и нынешние, далеко ушедшие технологии способствуют созданию особо качественных подделок, которые порой просто невозможно отличить от настоящих старинных ценностей. Но вот так, практически вручную, как это делал Рахумовский...

Еще один интересный факт из его жизни: после разразившегося скандала, который последовал вслед за доказательством поддельности золотой тиары скифского царя, Рахумовский признал, что он является мастером, создавшим это произведение искусства, по заказу Гохманов, для якобы их приятеля-коллекционера, которого те решили поздравить с юбилеем.

Позднее, чтобы подтвердить свое авторство, ювелир отправился в Лувр, где под наблюдением специалистов по памяти воссоздал фрагмент тиары. Профессионализм одесского мастера вызвал шок и восхищение. Поговаривают, что гильдия парижских ювелиров преподнесла одесситу в знак преклонения перед его талантом памятную золотую медаль.

Перекочевали из прошлого в нашу современную жизнь и многие иные криминальные сюжеты. Помните «наперсточников» периода смутных времен «перестройки», прочно обосновавшихся в людных местах нашего города?

Следы их уводят к началу XX века, впрочем, возможно и к более древним временам, однако именно в начале XX века о них заговорили местные газеты. Одним из первых на страницы херсонского «Юга» попал аферист Игнат Доменко, который выходил на базар с лотком пряников и, пристроившись в удобном месте, предлагал «сыграть на пряник», угадав, под каким из трех наперстков находится горошина перца. Тайные же пособники Доменко, включавшиеся в «игру», помогали раскрутить потенциального клиента уже не на пряник, а на самые настоящие деньги, иногда даже не маленькие.

Случалось, в полицейскую хронику прошлого попадали совсем странные и необъяснимые с нашей точки зрения поступки. Так, в начале прошлого века газеты писали о случаях проникновения грабителей в пустующие дома, где «в отместку за преследующую их неудачу они сняли все замки и дверные ручки». Потом таких случаев стало больше, а дверные ручки со входных дверей в зажиточных домах стали скручивать практически повсеместно. Причем, грешили этим не какие-то там шайки «ручкодобытчиков», а даже великовозрастные балбесы и люди вполне мирных, гражданских специальностей.

Так, однажды городовой задержал двенадцатилетнего мальчишку со снятой уже ручкой и набором отверток и стамеской. В другой раз дворником был задержан почтальон почтовотелеграфной конторы, отвинтивший медную ручку от парадных дверей в доме Беновича. При обыске в его квартире было найдено еще не менее 20 ручек с дверей различных городских зданий.

Добытые таким путем ручки превращали в груду цветного металла, который потом продавали различным кустарным мастерским в качестве сырья. Не правда ли, очень похоже на действия «металлистов» нашего времени, которых по причине отсутствия уже легкодоступного цветного металла становится чуточку меньше?

Еще один интересный аспект из истории дверных ручек. Порой каждая такая ручка изготовлялась на заказ у именитых мастеров и поэтому представляла единственное в своем роде «произведение искусства». Во время работы над этим материалом мне посчастливилось отыскать в коллекции одного из моих знакомых такую дверную ручку, которую не успели уничтожить переплавкой. Ее владелец любезно разрешил ее сфотографировать.

Александр Захаров
Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №35 (979).- 27.08.2020.- стр.13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.