on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.11.2017, 10:10

Ноябрь-2017

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Пушкин А.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

21.11.2017, 13:40

В Херсоне стартовал флешмоб «Ангелы добра»

Третьего декабря волонтеры Херсонского областного общества людей с ...
21.11.2017, 10:52

У Хмельницькому покажуть "Життя на "нулі"

21.11.2017, 10:08

Книги відомого письменника презентували у Херсоні

Отзвуки истории

26 июня 2007 года Постановлением Совета Министров Украины бывший Херсонский морской колледж преобразован в Государственный морской институт. За время своей почти 2-х вековой истории это учебное заведение претерпевало многократные преобразования, всегда оставаясь первоклассной кузницей специалистов морского дела. Об одном из выпускнике 1902 года капитане Максимилиане Михайловиче Трубицыне нам хотелось рассказать.

В его нелегкой и непростой судьбе отразилась сложная и горькая история страны, пережившей революцию, которая, кроме нового уклада жизни, всегда порождает насилие, неизбежные репрессии, произвол...
Все это сполна испытал капитан М.М. Трубицын.
О.Ф. МЕЦ, кандидат геолого-минералогических наук, внучка М.М. Трубицына.
Г.П. ВАКУЛЕНКО, заведующая музеем истории Херсонского Государственного морского институту.

Максимилиан Михайлович Трубицын родился 18 октября 1880 г. в г. Харькове. Мать его была из обедневшей дворянской семьи, себя он относил к мещанскому сословию (см. Прошение о поступлении на учебу). После окончания гимназии в 1898 г. поступил в Херсонские мореходные Императора Александра П. трехразрядные классы под начало полковника К.О. Космачевского, бывшего для своих учеников настоящим отцом и наставником. За время учебы в мореходных классах М.М. Трубицын ходил по Азовскому и Черному морям в должности матроса на пароходе «Палермо» (1898 г.) и паруснике «Три Святителя» (1899 г.). На греческом судне «Фотини»(1900г.) впервые побывал заграницей. В 1901 г. он получил направление в Добровольный флот для приобретения недостающего плавательного ценза (рекомендация К.О. Космачевского), возможно, это была «кругосветка».

В начале 1902 г. М.М. Трубицын женится на дочери отставного унтер-офицера, выпускнице педагогического класса Херсонской Мариинской 1 женской гимназии Анне Гавриловне Матвеевой. Венчание происходило в Покровской церкви г. Херсона. В том же году в марте месяце, после успешной сдачи выпускных экзаменов ему вручают диплом шкипера каботажного и штурмана дальнего плавания. 16 марта 1902 г. начальник мореходных классов полковник К.О. Космачевский не без гордости сообщает редакции газеты «Юг», издающийся в г. Херсоне, об очередном успешном выпуске своего заведения. После окончания мореходных классов в 1902 г., несмотря на повторную рекомендацию К.О. Космачевского о направлении М.М. Трубицына в Добровольный флот, его призывают на военную службу в Военно-морской флот.

Только в 1906 г. увольняют в запас в чине прапорщика с формулировкой «за излишне либеральное отношение к нижним морским кадрам». В том же году он устраивается в Добровольный флот, о чем мечтал со времен окончания училища. На торговых кораблях Добровольного флота, базирующего в Одессе, Севастополе, Керчи, Феодосии и других портах России и заграницей, он побывал почти во всех странах мира. Революцию 1917 г. воспринял философски спокойно, как нечто неизбежное». Почти перед самой революцией М.М. Трубицын впервые получил корабль под свое руководство. Это обстоятельство и большая ответственность, присущая ему, не позволили бросить свой корабль и команду веривших ему людей на произвол судьбы, когда в 1919 году в ряду других плавсредств Добровольного флота он был задействован для перевозки российских беженцев из Одессы в Турцию. На Украине оставались жена и двое дочерей. Они ждали его возвращения. Но в Турции корабль был арестован, офицеры интернированы в тюрьмы, а матросам разрешено было сойти на берег. Почти 2 года М. М. Трубицын находился в турецкой тюрьме, где еле выжил, так как сильно голодал и тяжело переболел оспой.

После установления дипломатических отношений с Турцией в 1921 г. в Константинополь приезжает российское дипредставительство. Не имея средств к существованию, М.М. Трубицын обратился в полпредство за помощью. Полпред В.П. Потемкин знал Трубицыных по всей прежней работе в Одессе на ниве народного образования. Ответственность и хорошие организаторские способности М.М. Трубицына позволили ему, после соответствующей проверки и испытательного срока, занять место коменданта посольства; и в этой должности он проработал до 1925 года. Прекрасно владея игрой на скрипке, виолончели, фортепьяно, он и в российском посольстве, как и во время своей учебы в Херсонских мореходных классах, организовал струнный оркестр. За время своей работы в Турции он несколько раз высылал приглашение своей жене, но она так и не решилась приехать и продолжала работать в сельской школе учительницей, а затем заведующей в селе Малая Александровка, Б. Александровского района Херсонской области.

Несмотря на предостережение В.П. Потемкина, М.М. Трубицын возвращается 1925 году в Одессу, так как он истосковался по семье, любимой морской работе, Родине. В это время в стране царили разруха, безработица, он «оказался не у дел», поэтому предложение поехать на озеро Байкал (подальше от центра) во вновь образованное Восточно-Сибирское пароходство, испытывающее недостаток в руководящих кадрах, пришлось весьма кстати. В 20- 30-е годы прошлого столетия на оз. Байкал можно было встретить асов морского дела с Балтики, Азова, Черного и Северных морей, попавших туда далеко не по своей воле.

О жизни и работе М.М. Трубицына на оз. Байкал известно не очень много.В 1929-30 г. г. он был капитаном ледокола «Ангара» - одного из первых ледоколов в мире и самого древнего из сохранившихся судов этого типа, ведь торжественный спуск парома-ледокола состоялся еще в 1899 г. Но в 1930 г., когда М. М. Трубицын отказался начать навигацию на корабле, находящемся в аварийном состоянии, его отстранили от руководства «Ангарой». А ведь надо было иметь известную долю смелости, чтобы открыто заявить об истинном состоянии дел! 6 декабря 1937 г. его, капитана парохода «Комсомолец» Восточно-Сибирского пароходства, арестовали органы НКВД по обвинению в причастности к контрреволюционной церковно-монархической организации. Конечно, было обвинение и в саботаже: ему припомнили отказ начать навигацию на неисправном судне.

Капитан Максимилиан Михайлович Трубицын был осужден тройкой УНКВД по Иркутской области к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 февраля 1938 года. Точное место захоронения неизвестно. Возможно, это район пос. Пивовариха Иркутской области, где открыто Мемориальное кладбище. Капитан Максимилиан Михайлович Трубицын, посмертно реабилитирован 19 декабря 1958 года Военным трибуналом Забайкальского военного округа. Имя М.М. Трубицына внесено в списки изданной в Иркутске книге памяти «Жертвы политических репрессий» (том 8, стр. 440). Таков тернистый путь бывшего воспитанника Херсонских мореходных Императора Александра П. трехразрядных классов. Это - наша история... Сейчас после ремонта и реставрации ледокол «Ангара» стоит на причале в г. Иркутске и в нем организован Музей истории ледокола «Ангара». Одна страница «Истории ледокола» отведена капитану М.М. Трубицыну.

О.Ф. МЕЦ, кандидат
геологических наук, внучка М.М. Трубицына
"Херсонський вісник".- 01.11.2007

1. 31.08.2017 14:35
Саитгареев Рауль Раульевич
В 1929 году ледокол "Ангара" протаранил дно о скальный выступ на 6 метров с максимальной шириной 5 сантиметров. На эту дырку наложили опалубку и сделали бетонный ящик с котором ледокол при Трубицыне проработал 2 года. Возможно, Максимилиан Михайлович видел, что с этим бетонным ящиком ледокол может легко нырнуть на дно Байкала... В 1931 году ледокол поставили на стапель в селе Литвеничное, на котором он строился, на капитальный ремонт и отремонтировали. Учитывая, что команда ледокола в те годы была порядка 60 человек, плюс пассажиры - более 160 человек, то действия капитана Трубицына были полностью обоснованы - предотвратить гибель ледокола и людей.

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.