on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

14.08.2019, 10:32

У Херсоні відбудеться Флешмоб жіночності-2019

14.08.2019, 10:21

Херсонців запрошують відсвяткувати День Незалежності

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История культуры и краеведение > Переулок Капитана Ванденко

Переулок Капитана Ванденко

Решением от 21 февраля 2016 года переулок Розы Люксембург (Корабельный район, бывший Комсомольский) переименован в переулок Капитана Ванденко

Олег Павлович Ванденко (1935–2007)

Не знаю, о чём мечтают нынешние поколения мальчишек, искушенных компьютерными играми и Интернетом, а книжные, читающие поколения 50-70-х годов прошлого века мечтали о море, штормах и белоснежных парусах. Вот потому каждая встреча с парусником «Товарищ», приписанным к Херсонской мореходке, без сомнения, была сродни чуду и заставляла замирать мальчише­ские сердца. А уж встретить гордость и морской символ Херсона в море, под всеми парусами спешащим домой, – тут уж вообще счастья на весь год хватило бы. Кто из них не представлял себя в роли капитана за штурвалом, громким голосом отдающего команды своим отважным морякам… Об этом мечтали многие, но лишь один из них смог осуще­ствить свою мечту и стал капитаном парусника – Олег Ванденко. И немудрено, ведь будущий командир «Товарища» родился в семье военного моряка, проходившего службу на Дальнем Востоке. В 1947 году после демобилизации главы семьи капитан-лейтенанта Павла Ванденко семья переехала на постоянное место жительства в Херсон. В 1950-м после окончания школы Олег Ванденко стал курсантом Херсонского мореходного училища, которое окончил с отличием в 1955 году.

К этому времени белоснежный «Товарищ», бывший немецкий «Горх Фок», построенный в 1933-м на гамбургской верфи «Блом унд Фосс», по послевоенному договору о репарациях уже 5 лет входил в состав судов советского флота. Осенью 1951 года «Товарищ» в качестве учебного парусного судна был передан Херсонскому мореходному училищу. А уже в авгу­сте 1955-го Олег Ванденко вступил на борт «Товарища» в качестве третьего помощника капитана. Так началась его почти 30-летняя трудовая дея­тельность на паруснике. Поначалу парусник за пределы СССР не выпускали – боялись провокаций. Первый свой серьезный заграничный рейс «Товарищ» совершил в 1957-м. Этот год стал началом дальних странствий «Товарища» к берегам Индии, Индонезии, Африки. Будучи уже старпомом, Ванденко продолжал совмещать работу с учебой и в 1964 году получил диплом капитана дальнего плавания. А еще через год – диплом инженера-судоводителя.

В 1968-м 33-летний Олег Ванденко становится капитаном «Товарища». Под его руководством советский парусник помимо своей главной цели исполняет и иные функции – успешно участвует в дальних походах и международных парусных регатах. Так, в 1974 году, участвуя в престижной регате «Операция “Парус-74”», несмотря на серьезный шторм, «Товарищ» под командой капитана Ванденко в очередной раз стал победителем. Спустя два года регата «Операция “Парус-1976”» вновь завершилась победой советского парусника. По приглашению иностранных государств «Товарищ» принимает участие в различных национальных торжествах за границей. Совершает дипломатические миссии, становясь как бы визитной карточкой Советского государства  и, конечно же, Херсона, к которому был приписан. Частыми в этот период оказываются визиты доброй воли с посещением различных стран, где в портах на экскурсию на борт советского парусного судна стремились попасть тысячи желающих.

К сожалению, время быстротечно и неумолимо. Построенный в 1933-м парусник к средине 1990-х годов был уже «глубоким дедушкой». Однако восторженным зрителям, видевшим парусник лишь снаружи у причальной стенки на набережной проспекта Ушакова в Херсоне и далеким от «внутренней кухни», невдомек было, сколько сил и энергии приходилось затрачивать его капитану для того, чтобы «Товарищ» всё так же находился в строю. А ведь в самом разгаре были годы, о которых позже скажут «лихие девяностые», когда было положено начало развалу экономики и связям нового суверенного государства. К тому же, как оказалось, в отличие от СССР престижный парусник для Украины стал ненужной обузой… 

Как бы там ни было, в мае 1993-го под командованием Олега Павловича, бывшего тогда уже начальником Херсонского мореходного училища, «Товарищ» в первый и последний раз под украинским флагом принял участие в международной парусной регате, в которой, несмотря на свой возраст, занял почетное третье место. Но даже это весьма престижное для Украины событие не привлекло внимания чиновников к судьбе гибнувшего парусника. Полное отсут­ствие финансирования обрекло барк на верную гибель. Что мог сделать его капитан и что он не сделал? Однако власть имущие решили по-другому: «Никакой исторической ценности для Украины парусное судно “Товарищ” не представляет», – высказался в интервью одной из украинских газет в 1997 году председатель департамента морского и речного транспорта Украины Грушевский.

Тем не менее капитан «Товарища» боролся за судьбу своего судна до конца… Это был, пожалуй, самый тяжелый период в жизни капитана Ванденко. Вместо поддержки и решения проблем – интриги, беспочвенные обвинения, закулисная возня… Всё было сделано для того, чтобы именно его сделать виновным в гибели парусника и убрать капитана Ванденко с должности начальника училища. Стоит ли говорить, что это удалось… С 1999 года Олег Павлович Ванденко работал в центре подготовки плавсостава, исполнял обязанности капитана-наставника судоходной компании «Вектра». Умер капитан прославленного «Товарища» в ноябре 2007-го.

…На набережной Херсона, в конце проспекта Ушакова, над гладью вод открытый всем днепровским ветрам возвышается памятник Первым корабелам – большой трёхмачтовый парусник. Старожилы города помнят: рядом с ним было место швартовки белоснежного парусного барка. Наверное, потому-то и называют они по привычке бронзовый памятник «Товарищем», отдавая дань памяти и уважения судну из прошлого и его легендарному капитану Олегу Павловичу Ванденко.

Александр Захаров
http://www.grivna.ks.ua/archive/subbotnij-vypusk/1497-sv-2016/sv-2016-33/57767-pereulok-kapitana-vandenko

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.