on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

14.08.2019, 10:32

У Херсоні відбудеться Флешмоб жіночності-2019

14.08.2019, 10:21

Херсонців запрошують відсвяткувати День Незалежності

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Первый автомобиль посетил Херсон в 1901 году

Первый автомобиль посетил Херсон в 1901 году

Как вы уже помните, уважаемые читатели, с возникновением в «Гривне» рубрики «Как это было» я познакомил вас с историей пароходной эры в старом Херсоне. А также с появлением в среде херсонских обывателей швейной машинки, велосипеда, почты, телеграфа, телефона...

Пожалуй, рассказ о технических новинках XIX века, иногда медленно и неуверенно, а иногда стремительно врывавшихся в жизнь и быт херсонских обывателей, стоит продолжить появлением в старом Херсоне первого автомобиля, да и «негужевого» транспорта вообще. Тем более что тема эта, пожалуй, будет интересна не только современным автолюбителям, искушенным нынешними навороченными техническими новинками с бортовыми компьютерами и кондиционерами, но и потенциальным херсонцам-пешеходам.

Несмотря на то что история первого автомобиля началась еще в 1768 году, когда была создана паросиловая машина, способная самостоятельно двигаться и перевозить пассажиров, годом рождения авто с двигателем внутреннего сгорания считается 1885-й. В Херсоне первое авто увидели только в 1901 году. Нет, конечно, возможно, кто-либо из тех, кто посещал иные, более «цивилизованные» города, вполне мог видеть там сей самодвижущийся, чадивший сизым дымом аппарат немного раньше. К примеру, в Одессе первый автомобиль французской марки «Панар Левассор» - что-то среднее между авто и телегой - появился в 1894-м. Но вот чтобы так увидеть вблизи, причем на улицах родного Херсона - только летом 1901 года, то есть каких-то 114 лет назад.

Конечно же, сие событие не могло остаться незамеченным и нашло свое отражение в местной прессе: «Вчера прибыли в Херсон из Николаева четыре путешественника на автомобиле: владелец автомобиля И. П. Леонтович, В. И. Варфоломеев, монтер фабрики Куделя в Аахене, откуда был выписан автомобиль, Байзарт - монтер одесского склада Цорна, через который выписывалась машина», - сообщала своим читателям херсонская газета «Югъ». Судя только по этой информации, можно предположить, что автомобиль Леонтовича был одним из первых авто, появившихся в Николаеве. В пользу этого говорит присутствие на дорожных испытаниях авто монтеров фирмы-изготовителя и автоторгового склада.

Стоит отметить, что существовавшая в прусском городе Аахене с 90-х годов XIX столетия фирма «Кудель и К0» поначалу занималась изготовлением двухколесных велосипедов и трициклов (трехколесных велосипедов) по лицензиям известных фирм, в частности - французской фирмы «Де Дион-Бутон». На основе известных веломарок ее инженеры разработали свои улучшенные конструкции велотранспорта и даже снабдили оригинальный трехколесный экипаж французским двигателем внутреннего сгорания.

На состоявшейся в 1899 году международной технической выставке трициклы из Аахена получили самую высокую оценку и заслужили Большую золотую медаль. Выставочным трициклом Куделя заинтересовался сам российский император Николай II, после чего машина была куплена и доставлена в Гатчинский дворец царя. Возможно, эта высочайшая заинтересованность сыграла свою определенную роль в том, что благодаря содействию и проектам фирмы «Кудель и К0» в 1899 году рижская велосипедная фабрика Лейтнера изготовила первый в Российской империи мотоцикл.

В 1900-м фирмой «Кудель и К0» была освоена сборка автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. А спустя год началось их массовое производство. Причем основным рынком сбыта стала именно Россия, где авто из Аахена пользовались неизменным спросом. Не менее серьезный след в истории развития автомобильного движения на юге империи оставил и Фердинанд Цорн, владелец Одесского торгового склада, через который был куплен автомобиль николаевца Леонтовича. Также, как и Кудель, первоначально Цорн, унаследовавший дело отца, занимался велосипедным производством. Он же официально считается основателем Одесского велосипедного общества.

В 1900 году Фердинанд Адольфович открыл в Одессе свое предприятие, занимавшееся поставкой авто в империю и осуществлявшее их ремонт и наладку. В 1912-м успешный и грамотный автопредприниматель получил предложение занять должность директора представительства известной немецкой автофирмы «Бенц» в Одессе, которое возглавлял вплоть до революционных событий 1917 го-да. Кроме того, Цорн вошел в историю Одессы как один из учредителей одесского аэроклуба и автомобильного общества.

Теперь же касаемо самого владельца нового авто, николаевца, указанного в заметке «Юга»,- «И. П. Леонтовича», ставшего первым автомобилистом, посетившим Херсон. Пересмотрев множество старых краеведческих материалов по городу Николаеву, а также «Памятных книжек Херсонской губернии», я пришел к выводу, что скорее в инициалах, поданных газетой, кроется ошибка, и «И» следует читать как «Н», то есть Николай. Николай Павлович Леонтович - будущий городской голова города Николаева, занимавший этот посте 1909 по 1917 годы.

В начале 1901-го Леонтович, незадолго до этого окончивший Императорское училище правоведения, приобрел в Николаеве большой дом. А уже 26 апреля того же года открыл в нём для всех желающих свой домашний аквариум, в котором уже тогда насчитывалось до 50 видов различных рыб и земноводных. По праву считается, что в дальнейшем детище Леонтовича стало основной базой для появления в Николаеве знаменитого ныне зоопарка. Однако произошло это уже гораздо позднее - в 1925 году. Тогда при национализированном Аквариуме открыли зоологический отдел. Туда были доставлены редкие для наших мест животные из также национализированного заповедника Аскания-Нова Фридриха Фальц-Фейна. В новом виде зоопарк стал называться Аквариум-Зоосад.

Вполне вероятно, что именно этот Леонтович и стал владельцем одного из первых авто в Николаеве. Ибо иного Леонтовича, способного приобрести дорогое авто стоимостью около 3 тысяч рублей, среди жителей, проживавших тогда в соседнем городе, отыскать не удалось. Возвращаясь к газетной заметке об авто путешественниках, прибывших в наш город, цитирую: «Путь от Николаева до Херсона был пройден ими безостановочно в 3 часа (ныне современные авто проходят это расстояние за 30-40 минут. Исходя из этого, скорость авто Леонтовича составляла примерно 20 км/час. -А. 3.). В дороге путешественники два раза подливали воду в котел. Прибыв в Херсон около 2 часов пополудни, вояжеры сделали несколько концов по городу и затем отправились обратно в Николаев. Цель поездки - ознакомление на практике со свойствами машины и ея приспособленностью к движению по нашим грунтовым дорогам».

Остается добавить лишь то, что впоследствии, при советской власти, бывший городской голова Леонтович не раз подвергался преследованиям по политическим мотивам и надуманным обвинениям. 28 июля 1937 года он был арестован по обвинению в связях с контрреволюционной организацией. После ареста следы его потерялись в застенках НКВД.

Александр Захаров
«Гривна».- №23 (1065).- 03-10.06.2015.- стр.12

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.