on-line с 20.02.06

Арт-блог

07.02.2019, 11:25

Февраль-2019

Б Пастернак Февраль Достать чернил и плакать https://www.youtube.com/watch?v=Ba0t9sndAqg

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Новости региона

29.01.2019, 12:08

Дозволь собі бути щасливим

25.01.2019, 10:00

Відбувся флеш-моб «Моя стрічка-моя згода!»

16.01.2019, 10:38

“Краща книга Херсонщини”

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Первый автомобиль посетил Херсон в 1901 году

Первый автомобиль посетил Херсон в 1901 году

Как вы уже помните, уважаемые читатели, с возникновением в «Гривне» рубрики «Как это было» я познакомил вас с историей пароходной эры в старом Херсоне. А также с появлением в среде херсонских обывателей швейной машинки, велосипеда, почты, телеграфа, телефона...

Пожалуй, рассказ о технических новинках XIX века, иногда медленно и неуверенно, а иногда стремительно врывавшихся в жизнь и быт херсонских обывателей, стоит продолжить появлением в старом Херсоне первого автомобиля, да и «негужевого» транспорта вообще. Тем более что тема эта, пожалуй, будет интересна не только современным автолюбителям, искушенным нынешними навороченными техническими новинками с бортовыми компьютерами и кондиционерами, но и потенциальным херсонцам-пешеходам.

Несмотря на то что история первого автомобиля началась еще в 1768 году, когда была создана паросиловая машина, способная самостоятельно двигаться и перевозить пассажиров, годом рождения авто с двигателем внутреннего сгорания считается 1885-й. В Херсоне первое авто увидели только в 1901 году. Нет, конечно, возможно, кто-либо из тех, кто посещал иные, более «цивилизованные» города, вполне мог видеть там сей самодвижущийся, чадивший сизым дымом аппарат немного раньше. К примеру, в Одессе первый автомобиль французской марки «Панар Левассор» - что-то среднее между авто и телегой - появился в 1894-м. Но вот чтобы так увидеть вблизи, причем на улицах родного Херсона - только летом 1901 года, то есть каких-то 114 лет назад.

Конечно же, сие событие не могло остаться незамеченным и нашло свое отражение в местной прессе: «Вчера прибыли в Херсон из Николаева четыре путешественника на автомобиле: владелец автомобиля И. П. Леонтович, В. И. Варфоломеев, монтер фабрики Куделя в Аахене, откуда был выписан автомобиль, Байзарт - монтер одесского склада Цорна, через который выписывалась машина», - сообщала своим читателям херсонская газета «Югъ». Судя только по этой информации, можно предположить, что автомобиль Леонтовича был одним из первых авто, появившихся в Николаеве. В пользу этого говорит присутствие на дорожных испытаниях авто монтеров фирмы-изготовителя и автоторгового склада.

Стоит отметить, что существовавшая в прусском городе Аахене с 90-х годов XIX столетия фирма «Кудель и К0» поначалу занималась изготовлением двухколесных велосипедов и трициклов (трехколесных велосипедов) по лицензиям известных фирм, в частности - французской фирмы «Де Дион-Бутон». На основе известных веломарок ее инженеры разработали свои улучшенные конструкции велотранспорта и даже снабдили оригинальный трехколесный экипаж французским двигателем внутреннего сгорания.

На состоявшейся в 1899 году международной технической выставке трициклы из Аахена получили самую высокую оценку и заслужили Большую золотую медаль. Выставочным трициклом Куделя заинтересовался сам российский император Николай II, после чего машина была куплена и доставлена в Гатчинский дворец царя. Возможно, эта высочайшая заинтересованность сыграла свою определенную роль в том, что благодаря содействию и проектам фирмы «Кудель и К0» в 1899 году рижская велосипедная фабрика Лейтнера изготовила первый в Российской империи мотоцикл.

В 1900-м фирмой «Кудель и К0» была освоена сборка автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. А спустя год началось их массовое производство. Причем основным рынком сбыта стала именно Россия, где авто из Аахена пользовались неизменным спросом. Не менее серьезный след в истории развития автомобильного движения на юге империи оставил и Фердинанд Цорн, владелец Одесского торгового склада, через который был куплен автомобиль николаевца Леонтовича. Также, как и Кудель, первоначально Цорн, унаследовавший дело отца, занимался велосипедным производством. Он же официально считается основателем Одесского велосипедного общества.

В 1900 году Фердинанд Адольфович открыл в Одессе свое предприятие, занимавшееся поставкой авто в империю и осуществлявшее их ремонт и наладку. В 1912-м успешный и грамотный автопредприниматель получил предложение занять должность директора представительства известной немецкой автофирмы «Бенц» в Одессе, которое возглавлял вплоть до революционных событий 1917 го-да. Кроме того, Цорн вошел в историю Одессы как один из учредителей одесского аэроклуба и автомобильного общества.

Теперь же касаемо самого владельца нового авто, николаевца, указанного в заметке «Юга»,- «И. П. Леонтовича», ставшего первым автомобилистом, посетившим Херсон. Пересмотрев множество старых краеведческих материалов по городу Николаеву, а также «Памятных книжек Херсонской губернии», я пришел к выводу, что скорее в инициалах, поданных газетой, кроется ошибка, и «И» следует читать как «Н», то есть Николай. Николай Павлович Леонтович - будущий городской голова города Николаева, занимавший этот посте 1909 по 1917 годы.

В начале 1901-го Леонтович, незадолго до этого окончивший Императорское училище правоведения, приобрел в Николаеве большой дом. А уже 26 апреля того же года открыл в нём для всех желающих свой домашний аквариум, в котором уже тогда насчитывалось до 50 видов различных рыб и земноводных. По праву считается, что в дальнейшем детище Леонтовича стало основной базой для появления в Николаеве знаменитого ныне зоопарка. Однако произошло это уже гораздо позднее - в 1925 году. Тогда при национализированном Аквариуме открыли зоологический отдел. Туда были доставлены редкие для наших мест животные из также национализированного заповедника Аскания-Нова Фридриха Фальц-Фейна. В новом виде зоопарк стал называться Аквариум-Зоосад.

Вполне вероятно, что именно этот Леонтович и стал владельцем одного из первых авто в Николаеве. Ибо иного Леонтовича, способного приобрести дорогое авто стоимостью около 3 тысяч рублей, среди жителей, проживавших тогда в соседнем городе, отыскать не удалось. Возвращаясь к газетной заметке об авто путешественниках, прибывших в наш город, цитирую: «Путь от Николаева до Херсона был пройден ими безостановочно в 3 часа (ныне современные авто проходят это расстояние за 30-40 минут. Исходя из этого, скорость авто Леонтовича составляла примерно 20 км/час. -А. 3.). В дороге путешественники два раза подливали воду в котел. Прибыв в Херсон около 2 часов пополудни, вояжеры сделали несколько концов по городу и затем отправились обратно в Николаев. Цель поездки - ознакомление на практике со свойствами машины и ея приспособленностью к движению по нашим грунтовым дорогам».

Остается добавить лишь то, что впоследствии, при советской власти, бывший городской голова Леонтович не раз подвергался преследованиям по политическим мотивам и надуманным обвинениям. 28 июля 1937 года он был арестован по обвинению в связях с контрреволюционной организацией. После ареста следы его потерялись в застенках НКВД.

Александр Захаров
«Гривна».- №23 (1065).- 03-10.06.2015.- стр.12

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.