Пираты в Херсонской губернии
Основываясь на информации, почерпнутой из старых дореволюционных газет, скажем: новый ХХ век для страны начался относительно спокойно. По крайней мере, первые четыре года до начала русско-японской войны. Начавшаяся в августе 1904 года война нарушила существовавшую экономическую стабильность и породила необратимые процессы в обществе. Некогда сонные, степенные газеты запестрели сообщениями о драках, убийствах, крупных уголовных преступлениях, совершаемых в различных уголках огромной страны. Разношёрстная Херсонская губерния не могла оставаться в стороне. Здесь действовала одна из наиболее известных вооружённых и хорошо организованных банд под руководством атамана Сметаны. Бандиты грабили почты, банки, поезда, крупных помещиков и зажиточных горожан. А потом бесшумно растворялись среди местного населения, которое считало бандитов своими покровителями и защитниками.
На Днепре близ Херсона орудовали более мелкие, «стихийные» шайки грабителей из числа местного сельского населения. Они грабили в основном небольшие крестьянские суда, гружёные зерном. Причём порой эти молодчики наведывались и к причалам городской пристани, где судёнышки останавливались на ночлег. Связав и обезоружив под покровом ночи одного-двух охранников, пираты бесшумно перегружали добычу в свои лодки и так же тихо исчезали в темноте. Были и такие, кто в тёмное время суток высаживался «десантом» на пристани многочисленных приднепровских предприятий и тянул всё, что попадётся под руку: канаты, якоря, металл… Сторожа и полиция были совершенно бессильны противодействовать наглым ночным грабежам. Среди мирных жителей Карантинного острова обосновалась шайка так называемых «джагирей», которые также были совсем не против поживиться за чужой счёт и, частенько, пользуясь своим численным превосходством, грабили лодки сельских торговок даже среди бела дня.
Но, пожалуй, самое беспрецедентное нападение пиратов произошло в 1907 году. Жертвой стало большое паровое судно «София» частного пароходства Фальц-Фейна, шедшее из Одессы в Хорлы. Около 11 часов вечера, когда пароход находился уже далеко от Одессы, на верхнюю палубу, где ужинала компания лиц во главе с капитаном, поднялись три вооруженных револьверами человека из числа пассажиров. Арестовав и заперев в одной из кают перепуганных людей, пираты приступили к грабежу. В то же время находившемуся на вахте помощнику капитана под угрозой применения оружия был дан приказ возвращаться в Одессу. Основательно очистив карманы пассажиров и пароходную кассу, бандиты выпустили пар, испортили силовую машину парохода и выбросили в море весь уголь из кочегарки. Затем, спустив на воду корабельные шлюпки, исчезли из виду в предрассветной мгле. При этом приказали под угрозой взрыва судна не подавать никаких сигналов в течение двух часов.
Добыча пиратов составила свыше 50 тысяч рублей – в основном это был капитал Русского внешнеторгового банка, перевозимый на судне банковским артельщиком. Только к полудню в Одессе стало известно о пиратском нападении на пароход. По «горячим» следам преступников бросилась одесская полиция. Однако, как оказалось, безрезультатно. Бандитов не нашли. И лишь вечером к берегу на Пересыпи прибило две пустые шлюпки с ограбленной фальц-фейновской «Софии»...
Александр Захаров
"Гривна-СВ" .- 31.07.2009.- стр. 13