on-line с 20.02.06

Арт-блог

22.12.2021, 11:41

Але згадати потім ріки ці і монохром засніженої крони, цю лінію рядка і оборони, цю риму, як троянду у руці.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новости региона

23.02.2022, 16:07

Гончарівка запрошує на майстер-клас із пластилінової анімації

23.02.2022, 15:54

У Xepcoнi пpoxoдить oблacний чeмпioнaт з кaйт-флaїнґу

23.02.2022, 15:47

Дванадцять років з дня створення парку "Олешківські піски" на Херсонщині

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Просто размышления о культуре > Питие определяет сознание?

Питие определяет сознание?

Как вы себе представляете рождественские празднования дореволюционного периода?

Наверняка ваши знания почерпнуты из старых кинофильмов вроде «Ночь перед Рождеством», повествующих об идиллии, полной народных песен, веселья и патриархальных обрядов. Возможно, нечто подобное действительно происходило, но только не в бывшей Херсонской губернии.

Юг страны заселял народ разношерстный, приносивший с собой различные нравы, традиции, привычки. Одной из таких пагубных привычек, которую принесли переселенцы с севера и центра страны, было беспробудное и повальное пьянство.

Уже в конце ХІХ века пьянство в низших сословиях достигло устрашающих размеров. Херсонская газета «ЮГъ» обращала внимание городских обывателей на беспробудное пьянство в сёлах губернии. Причем в него были втянуты даже малые дети, которым пагубную страсть прививали родители с пелёнок. На страницах газеты можно было встретить сообщение о смерти «от перепою» даже 6-летних детей! В начале ХХ века ситуация не изменилась. Корреспондент газеты «ЮГъ», побывав на сельском празд­нике, сообщал: «В пьянстве принимают участие не только жены крестьян, но и дети с 10-лет­него возраста. Одного из малых сих, ученика мест­ной школы, пришлось откачивать и посылать за священником. Очень грустно смотреть, как мальчики, выпросив у отцов денег на гулянье, устраи­вают складчину и всей гурьбой идут в кабак за водкой. Всё это делается в подражание взрослым, с песнями и неизбежной руганью».

Приверженность сельских жителей к пьянству объясняли тяжелым каждодневным трудом летом да тоской и безысходностью в осеннее-зимнее межсезонье. Но и городское низшее сословие, находясь в более «цивилизованном» положении, торопилось не в библиотеку, читальню или биоскоп, а в кабак. Несмотря на то, что в Херсонской губернии в конце ХІХ века правительство в порядке эксперимента отказалось от «услуг» частных лиц и ввело государственную монополию на изготовление и продажу крепких напитков, количество частных подпольных кабачков не уменьшилось. Естественно, и трудовой люд в такие годы пропивал больше. Так, вслед-ствие хорошего урожая в1906 году в Херсонской губернии в 2 раза возросло производство спиртных напитков и их потребление. А с 1907 года действовали 27 винных и пивоваренных заводов. В общем же, население губернии в том году выпило спиртного на сумму 21 421 569 рублей 73 копейки.

«Всё время Забалкой идёт пьянство, словно в праздник или урожайный год… Пьют в домах, на улицах, возле явных и тайных кабачков, оглашая воздух пьяными песнями и задирая прохожих... Почти всю ночь с субботы на воскресенье мирные обыватели Забалки не имеют покоя благодаря крику и песням пьяной толпы, расхаживающей по улицам почти до утра. С полудня воскресенья повторяется то же самое, если ещё не похуже….» – ужасались очевидцы в начале ХХ века. Остановить пьянство, «сорвавшееся с тормозов», не могли даже новые законы, появившиеся в стране. Один из таких законов, принятых в 1900 году, запрещал распитие спиртных напитков на улице, предусматривая наказание для виновных в 50 рублей штрафа или же, при несостоятельности нарушителя, тюремное заключение на срок до 5 дней. Следуя этому закону, в тюрьму следовало отправить не менее половины рабочего населения страны, так как для пьющего пролетария, получавшего 3–4 рубля в день, сумма штрафа была баснословной.

Следующий закон, принятый в начале ХХ века, запрещал продажу спиртных напитков по воскресеньям до окончания литургии в наиболее чтимом храме города в первые дни Рождества, Крещения и Пасхи. И хотя кабачки и монопольки были закрыты, пьяных и буйных меньше не становилось. Вот как горестно заметил один из городских обывателей начала прошлого века: «По праздникам у нас с утра молятся в церкви, к полудню пьют и скачут, а к вечеру кто валяется пьяным, а кто ещё и дерётся»…

Александр ЗАХАРОВ
Гривна-СВ , 2008-12-26 (стр. 10)

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.