on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.04.2020, 12:07

Апрель-2020

Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь — туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору. И тихо дремлет бор зелёный, И в серебре лесных озёр Ещё стройней его колонны, Ещё свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор! Иван Бунин

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

06.04.2020, 10:17

Музеи всей Украины требуют от власти защитить их во время кризиса

Более 300 музейных работников из всех регионов Украины подписались под ...
31.03.2020, 12:55

Херсонці проводять онлайн лекції та майстер-класи

31.03.2020, 12:48

Херсонщина хоче розвивати спа- та велнес-туризм

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История барка "Товарищ" > Подайте, господа, «Товарищу»!

 

Подайте, господа, «Товарищу»!

«Да, в дальнюю область,
в заоблачный плёс. Ушёл
мой Товарищ и песню
унес...»

Автор этих строк Михаил Светлов, думая над ними 60 лет назад, не подозревал, что всё написанное слово в слово будет соответствовать ситуации, сложившейся сегодня с барком херсонской приписки «Товарищ». Ведь сегодня один из самых знаменитых кораблей, гордость отечественного и мирового флота, превратился в заложника у берегов туманного Альбиона. «Парусник «Товарищ» уныло стоит на реке Тайн в Англии, не имея пока никаких перспектив...» (Из английской газеты «Трейд Виндз»). К паруснику с этим именем, (а точнее было бы называть его «Товарищ-2»), у англичан особое, можно сказать исторически обусловленное отношение. С чем же это связано!

...17 октября 1892 г. в североирландском порту Белфаст на верфи «Уоркмен и Кларк» был торжественно спущен на воду клипер классических пропорций, названный «Лауристон». Лондонская судоходная компания «Джилбрейт и Мурхед» обзавелась для ведения торговли с Востоком великолепным судном полного парусного вооружения. Уже в первых плаваниях корабль продемонстрировал хорошие ходовые качества. Известно, к примеру, что рейс «Лауристона» по маршруту Ливерпуль-Рангуи занял 95 суток, в то время как среднее, выверенное многочисленными переходами сотен других судов, время перехода составляло 107 суток. Маршрут Холихед-Калькутта «Лауристон» преодолел за 96 суток (при «норме» - 116).

В дальнейшем судьба судна складывалась непросто. В 1908 г. его перекупила другая лондонская компания. На судне уменьшили парусность, одновременно изменив тип парусного вооружения. Корабль превратился в четырёх-мачтовый барк и в очередной раз был перепродан. В годы первой мировой войны он использовался как лихтер, в годы гражданской войны англичане с севера России угнали его в Англию. И лишь в 1921 г. барк был возвращён в Советскую Россию. В 1922 г. он был переоборудован в учебное судно, а в 1924 г. четырёхмачтовый барк, получивший имя «Товарищ», совершил первый поход в качестве учебного судна в Англию. В 1926-27 гг. парусник посетил порты Южной Америки. А в 1928 г. в Ла-Манше он ночью столкнулся с итальянским грузовым пароходом. Последний, попав под форштевень «Товарища», мгновенно затонул. Подремонтировавшись опять же в Англии, «Товарищ» прибыл в Одессу. Черного и Азовского морей он уже не покидал, став флагманом учебного флота страны. Это была первоклассная школа под парусами для молодых мореходов.

Закончил свои дни «Товарищ» осенью 1941 г. в Мариуполе. Гитлеровцы затопили его поперёк фарватера, чтобы перекрыть вход в порт. Но «Товарищ» своих не подвёл, он лёг на грунт, сместившись с оси фарватера. При освобождении Мариуполя группа советских бронекатеров во время прорыва в порт воспользовалась этим проходом и успешно провела боевую операцию. В городском сквере Мариуполя,  вблизи ворот торгового порта, на каменном пьедестале установлен один из становых якорей барка-ветерана. Это - памятник герою трудовых будней, парусной школе моряков.

По старой доброй флотской традиции имя «Товарища» унаследовал другой парусник, поднятый после войны со дна моря в районе балтийского порта Штральзунд. Бывшее учебное судно германских ВМС барк «Горх Фок-1» передали в счет репарации Советскому Союзу. Построенный в 1933 году в Гамбурге, преемник первого «Товарища» - столь же привлекателен и любим моряками, как и его предшественник. По типу парусного вооружения - классический барк. Длина стального корпуса - около 74 метров, площадь парусов - 1812 квадратных метров. После ремонта в Висмаре и Лиепае, а также недолгого пребывания в Ленинграде, «Товарищ-ІI», приписанный к Херсонскому мореходному училищу, направился вокруг Европы в Одессу.

Первое дальнее плавание парусника состоялось в 1957 году под командованием опытнейшего моряка В. Васильева. Третьим помощником капитана тогда был Олег Ванденко, будущий бессменный в течение многих лет капитан «Товарища-II». Рейс был продолжительным и далеким: из Черного моря вокруг Африки, к берегам Индии, Индонезии и обратно в Одессу. Тогда «Товарищ-ІІ» после восстановления впервые пересек зкватор. Самые яркие страницы новой биографии парусника связаны, очевидно, с именем капитана Ванденко, появившегося впервые на судне курсантом, начавшем службу на нем четвертым помощником капитана и затем более 20 лет командовавшего парусником.

В 1972 г. в Нью-Йорке барк принял участие в юбилейных торжествах по случаю 175-летия американского фрегата «Констеллейшн», ныне корабля-музея, через два года - в «Операции «Парус» в Гдыне, еще через два года, в 1976 г. - в Нью-Йорке, в обеих регатах он победил. . Примечательно, что в этих гонках «Товарищ» непосредственно соревновался со своим собратом-парусником «Горх Фок-II», фаворитом гонок предыдущих лет. Но вернёмся к реалиям дня сегодняшнего, к делам и заботам отечественных мореходов. «Товарищ» пришёл на Тайн под парусами с возвышенными надеждами на то, что ремонтные работы будут завершены вовремя. Планировалось, что ремонт судна будет сделан в счёт резервирования мест на корабле для мальчиков из малообеспеченных английских семей. Но когда «Товарищ» был поставлен в сухой док, выяснилось, что необходимые затраты на его ремонт намного превышают 500 тысяч фунтов стерлингов, как предполагалось.

В действительности барк нуждается в обновлении значительной части обшивки корпуса и внутренних стальных конструкций, что означало бы полное его обновление. По некоторым оценкам, стоимость ремонта может достичь двух миллионов фунтов. Сейчас предпринимаются попытки установить благотворительный статус для оказания помощи паруснику, чтобы усилия по созданию фонда могли быть предприняты всерьез. Говорят, что немецкие энтузиасты парусного спорта также пытаются собрать деньги для поддержки «Товарища». Под командованием капитана Олега Ванденко 12 апреля 1995 г. парусник снялся в рейс к берегам Великобритании, в порт Ньюкасл. Приезжавшие ранее англичане осматривали барк и, на упомянутых выше условиях, обещали его отреставрировать. Средства на переход (50 тыс. долл.) нашли в Херсоне. И что же! Состояние корпуса и главного двигателя было таким, что дало повод для технического ареста судна.

Специалисты утверждают, что есть несколько вариантов «реанимации» корабля. Один из них - «подлатать» парусник и привести его в Украину (или хотя бы - в Прибалтику), чтобы здесь довести «до ума». Однако, во-первых, и для этого требуются немалые средства. Во-вторых, где гарантия, что по возвращении «Товарищ» не станет жертвой некоторых сухопутных «морских» чиновников, которые открыто заявляют: «Кому нужен этот старый хлам!» Другие варианты - восстановление парусника с привлечением иностранных инвесторов. Уже поступили и продолжают поступать заманчивые коммерческие предложения от тех же англичан, от посольства Германии в Украине...

Корабли, как люди: рождаются в муках, проносятся по жизни на парусах молодого задора. Набираются опыта с годами. Достигают (если достигают) почтенного возраста, когда их убеленные сединой головы мало кого интересуют. Как люди, корабли оставляют после себя какой-то след. Как к у людей, имена лучших передаются из поколения в поколение.

Многим морякам помнятся, например, флагманский корабль адмирала Нельсона «Виктории, находящийся по сей день на консервации в Портсмуте, старинные парусные корабли Великобритании «Конуей» и «Ворчестер», служащие сейчас школами морского обучения, клипер «Катти Сарк», стоящий в сухом доке в Гринвиче как музей и памятник времен расцвета парусного флота. Не меньшее любопытство вызывают установленные в национальном музее Норвегии в Осло, известные всему миру корабли Фритьофа Нансена «Фрам» и «Кон-Тики» Тура Хейердала. А что же наш «Товарищ»! Неужели он хуже! Ведь за свои 63 года «Товарищ» прошел более 500 тысяч морских миль (22 раз обогнул Земной шар по экватору), побывав в 102 портах 87 стран мира. Свыше пятнадцати тысяч воспитанников морских учебных заведений (из 12 государств различных континентов) прошли здесь   неповторимую школу выучки, школу мужества под парусами. Полторы тысячи из них стали капитанами дальнего плавания.

Зачем же старейшее учебное морское заведение Украины - Херсонское (ему уже 164 года) лишать «Товарища». Недавно стало известно, что Посол Украины в Великобритании Сергей Комиссаренко подписал соглашение с фирмой «Дивелопмент Корпорейшн». Эта английская корпорация выделяет грант в 400 тысяч фунтов стерлингов на двухгодичное содержание «Товарища». Документом оговорена оплата стоимости стоянки, жалования и питания экипажа из десяти человек, страховки и разработки ремонтной программы. За это время украинская сторона должна изыскать необходимые для восстановления корабля средства.

Итак, очередная отсрочка, причем дорогостоящая, на миллион фунтов стерлингов больше суммы, называвшейся англичанами год назад. Мало верится, что подобные полумеры помогут настоящему возрождению «Товарища».

Валерий Лопатин
«Гривна».- №21.- 26.05-01.06.1997.- стр.8

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.