on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.12.2019, 09:37

Декабрь 2019

ГРУДЕНЬ Уночі мороз поволі Інеєм упав на шлях… Спотикається на полі Місяць грудень по грудках. І тому такий він гнівний, Дружить з вітром крижаним. А хуртеча рівно-рівно Засипає слід за ним. Сипле сніг, мов стеле килим, Щоб за груднем із дібров Тим рипучим снігом білим Рік Новий до нас ішов. М. Литвинець  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новости региона

12.11.2019, 09:47

Творчий вечір Сергія Жадана!

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

Поделись иллюзией своей

08.06.2007

20 мая в рамках Дней Европы в Херсоне в библиотеке имени Олеся Гончара открылась персональная выставка фотохудожника и фотожурналиста Игоря Бойченко (на фото слева) «Ілюзії (зроблено власноруч)». На выставке можно увидеть фотоработы, получившие европейское признание. Так, например, фотография «Мои друзья» в прошлом году завоевала медаль Лондонского салона фотографии и награду FIAP Международного салона фотографии в Сарагосе

- Игорь, вы много снимаете репортажей, почему вдруг – «Иллюзии»?

- Мое поколение – продукт великих иллюзий. Не знаю, есть ли коллективный разум, но коллективные иллюзии есть точно. Жизнь поколений ушла на борьбу с ними. Или же на их создание. Кто-то нападал на ветряные мельницы, кто-то их защищал. Вообще, иллюзии для человека необходимы порой даже больше, чем факты. К 50 годам я это понял.

- Что же иллюзорного в старых номерных знаках, окнах, глазках?

- Исторические события и вещи для меня имеют огромную ценность. У меня вызывают ностальгию старые дворики, остатки той культуры, которую я застал в детстве. Для моих детей водосточные трубы, старые почтовые ящики – не больше чем куски ржавого металла. А я пытаюсь сохранить эту медленно уходящую жизнь, создать иллюзию – для себя.

- А в портретах? Ведь на фотографиях – реальные люди.

- Все очень просто. Человек многогранен. Посмотрите на генерала. Один увидит в нем мудрого военачальника, другой – безжалостного врага, кто-то – доброго дедушку, кто-то – строгого отца, кто-то – неверного мужа. Но ведь это все – один человек. И каждый, видя свое, будет прав, и каждый окажется в плену иллюзий. Так что объективна лишь фотография на паспорт, которую делает автомат. При участии в процессе человека все меняется. Фотография – искусство иллюзий.

Так же, как театр, кино или литература. Хороший портрет – это ключевой кадр в фильме, финальная сцена в спектакле или кульминация романа. Фотосессия у фотографа-портретиста – это возможность перенестись в другую страну и другую эпоху, раскрыть внутренний мир в одном мгновении, сыграть роль в одном кадре. И не одну роль... Особенно важно это для женщин, ведь в каждой одновременно живет Джульетта и прячется леди Макбет. А фотограф-портретист поможет запечатлеть любимую роль. Поняв внутренний мир человека, он отобразит его либо так, как он воспринимает себя сам (реализует его иллюзию), либо так, как его видят окружающие, что далеко не одно и то же.

- Что нужно, чтобы стать хорошим фотографом?

- Терпение и труд. Труд и фантазия. Упорство и труд… Все то, что формирует Его Величество Опыт. Фотохудожник развивается только с опытом. А этому ни в одном институте не научишься. К тому же важно быть психологом, понимать иллюзии того, кого снимаешь, чувствовать, что его смущает, чем он гордится, кем он есть и кем хочет казаться.

- А портреты такие разные… - И это нормально. Кому-то близко искусство эпохи Возрождения. Вместе с соответствующим нарядом, стилизацией под живопись, печатью на холсте получается полная иллюзия живописного полотна. Кто-то ощущает себя в будущем – тогда нужно делать портрет в стиле «Матрицы». Но все это только технологии. Портрет – это своего рода компромисс между тем, как человек видит себя сам и как его видит «пленка». И получится фотография или нет – зависит в равной степени от того, кто стоит перед объективом (сумеет ли он раскрыться, показать себя таким, какой он есть) и от того, кто за объективом (сумеет ли он понять и запечатлеть). Впрочем, в любом случае получается иллюзия.

- И Золушка превратится в принцессу?

- Может. И чаще всего превращается, если сумеет поверить в иллюзию.

- Красота – тоже иллюзия?

- Объективная реальность. Иллюзия же в том, что люди называют красотой на данном этапе. И стандарты красоты, например, XVIII века и 20-х годов прошлого столетия абсолютно противоположны. И получается все же, что красота – категория иллюзорная: что для одного красиво, другой считает безобразным. Все могут восторгаться длинной шеей девушки, а она приходит фотографироваться и с порога заявляет: «Только не делайте мне гусиную шею!» И хорошо еще, если она об этом говорит прямо!

А бывает так, что через полчаса съемки понимаешь, что девушке не нравится ее нос или уши, но сказать об этом она стесняется (здесь-то и приходит на помощь талант психолога). К сожалению, наши женщины (я имею в виду постсоветское пространство) в большинстве своем склонны себя уничижать: я некрасивая, я толстая, у меня длинный нос… Учитесь у француженок, которые любой свой недостаток превращают в несомненное достоинство! Ну кто осмелится назвать некрасивой Мирей Матье?!

- Фотогеничность – качество врождённое?

- Да, конечно.

- Но ведь исправить дефекты внешности можно?

- Можно. Ракурс, свет, поворот головы, да еще и компьютерные технологии – все это способно подчеркнуть нужное и убрать лишнее.

- И что остаётся?

- По-разному. Любая вещь, только что сошедшая с конвейера, безукоризненно-безлика. Со временем она приобретает определенные «изъяны», способные выделить ее из массы себе подобных. Эти дефекты и придают вещам их индивидуальность. Так же и с человеком. Результаты – на лице. Опять же, все зависит от задачи. Если фотография в гиперреалистичном стиле – все шероховатости стоит еще больше подчеркнуть, если же это гламурное фото – все будет пребывать в розовом тумане.

- Кто придумывает образы?

- Фотограф и его модель, как правило. И я не всегда знаю, кто именно.

- Кто чаще приходит фотографироваться?

- Конечно, женщины. И сами приходят, и семью приводят. И что бы ни говорили приверженцы феминизма, все равно хранительницей очага и семейных традиций остается женщина. Она собирает фотографии, «ведет» семейный альбом, фотографирует детей, мужа и себя. Неудивительно, что именно женщины – главные клиентки художника или фотографа.

- А дети?

- Дети – это «десерт». Это сплошное удовольствие, если войти к ним в доверие и превратить съемку в игру.

- Какие иллюзии относительно фотографии хотелось бы развенчать?

- Иллюзия первая: главное в фотографии – оборудование (фотоаппарат последнего поколения, студийный свет за тысячи долларов). На самом деле хорошая техника – это здорово, особенно если она находится в умелых руках. Но реально она не имеет решающего значения. В своё время, работая в товарной экспертизе и имея доступ, я руками «пощупал» практически всю фототехнику, выпускаемую в СССР, – все перепробовал, всем переснимал, все передержал в руках. И пришел к выводу, что если у тебя есть идеи, то снимать можно чем угодно. Разница только в том, что это будет занимать больше или меньше времени и требовать большей или меньшей подготовки.

Иллюзия вторая. Что можно сделать психологический портрет за 5 минут, забежав к фотографу по дороге в магазин. Реально же для серьезной работы нужно время, чаще всего – не одна фотосессия. Нужно взаимопонимание, очень важно доверительное отношение к фотографу – наверное, как к священнику или врачу.

- Работа и личная жизнь не мешают друг другу?

- Личную жизнь и работу я разделял всегда, и проблем на этой почве у меня никогда не возникало. Для меня женщина как женщина и женщина как модель – существа разные. Наверное, поэтому мне сложнее работать с близкими людьми – мешают эмоции, а в работе просто необходима определенная дистанция.

- Какого размера?

- Мудрый Джефферсон как-то сказал: «Моя свобода размахивать руками заканчивается в сантиметре от вашего лица». Так же и моя свобода выражать свою мысль... Приходится считаться.

- Почему люди по-разному воспринимают ваши работы – кому-то нравится, а кто-то их не понимает?

- Проблема в том, что на протяжении многих десятилетий мы шли, мягко говоря, «другим путем». Вот и возникает порой некоторое разночтение. С той же Европой, например. Я не берусь судить, что лучше, – буквы или иероглифы. Просто очень важно, чтобы «по обе стороны» цепь символов и ассоциаций была одинакова. И в этом процессе должен развиваться не только тот, кто делает фотографию, но и тот, кто на нее смотрит, – иначе и возникает непонимание. Пример тому – работа «Мои друзья», которая «на ура» проходит на международных выставках и получает награды, но на национальной выставке фотопортрета даже не прошла отбор. Хотя в действительности я никогда не знаю, что зритель на самом деле видит на моих фотографиях. Тоже иллюзия.

- Сделать шедевр для личного пользования – реально? Или это тоже иллюзия?

- Отнюдь. Было бы желание приложить некоторые усилия. Зато на выходе – изображение практически любых размеров на бумаге, холсте, любимой кружке, футболке – да мало ли на чём еще! Технологии позволяют сохранить ваш лик на десятилетия, если не века, уже сегодня.

Елена ЛЕНСКАЯ
Гривна-СВ , 2007-06-08 (стр. 10)

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.