on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

20.04.2024, 14:28

"Ескізи вільної весни". У Херсоні художниця представила виставку картин у стилістиці самчиківського розпису

  Херсонка Олена Маляренко презентувала виставку картин у стилістиці ...
20.04.2024, 14:24

На концертах збирає гроші на потреби ЗСУ. Історія адвоката та музиканта з Херсона

  Херсонець Дмитро Ігнатов 20 років працює у правовій сфері ...
20.04.2024, 14:17

Онлайн-екскурсія Гозадінови - херсонська та маріупольська гілки династії

  19 квітня пройшов ще один віртуальний захід у межах проєкту ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Нікітенко Сергій > Підводні човни на Херсонщині

Подводные лодки на Херсонщине
 


На прошлой неделе в интернет-изданиях появилась информация о том, что в сентябре 2011 года в Херсоне пройдет V конгресс Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников. Ожидается, что к нам съедутся ветераны-подводники не только из Украины, но и из стран ближнего зарубежья. Херсон выбран местом проведения форума не случайно – не зря же его именуют колыбелью Черноморского флота. Но мало кто знает, что и подводный флот оставил свой след в истории Херсонщины

Как правило, когда речь заходит о флоте и судостроении, херсонские краеведы-любители и специалисты вспоминают о надводных судах, построенных в нашем городе или имевших отношение к истории Херсона. Но кроме надводного вот уже более 100 лет существует и подводный флот. Первые субмарины Черноморского флота строили в Николаеве, и позже этот город станет родиной для большинства подводных лодок. Слабый уровень судоверфей Херсона не способствовал получению заказов на постройку военных судов, и все заказы выполняли более мощные предприятия в Николаеве и ряде других городов.

«Утка» в Джарылгачском заливе

Первая мировая война показала все преимущества нового вида вооружений, несмотря на то, что субмарин у Российской империи было немного. Во время Гражданской войны подводные лодки стояли на вооружении у белой армии и у красных. Первое упоминание об использовании подводной лодки на Херсонщине относится к 1919 году. 27 сентября в Джарылгачский залив зашла подводная лодка «Утка» флота главнокомандующего Вооруженными силами Юга России (ВСЮР). Это была типовая лодка класса «Барс», во время Первой мировой войны ее использовали в учебных целях. За время Гражданской войны она успела повоевать на стороне красных, после чего была захвачена немцами и вскоре под наименованием US-3 включена в состав ВМС Германии на Черном море. В 1918 году лодку захватили у немцев англо-французские интервенты. С мая 1919-го она входила в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии.

В конце Гражданской войны подлодку увели врангелевцы при эвакуации из Севастополя в Стамбул, а в 1920 году французские власти интернировали ее в Бизерте (Тунис). В 1924-м правительство Франции признало US-3 собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки ее так и не вернули. А в конце 1920-х «Рудметаллторг» продал ее частной фирме Франции для демонтажа и порезки на металл.

Первая советская субмарина в Днепре под Херсоном

Второй раз в районе Скадовска появилась уже лодка Рабоче-крестьянского Красного флота . Интересна история этой подлодки. Врангель, сменивший в марте 1920 года Деникина на посту главнокомандующего ВСЮР, привел в порядок остатки деморализованной армии и в июне–октябре предпринял наступление в Северной Таврии, достигнув Херсона, Никополя и Александровска (нынче Запорожье). Попытки же белых использовать боевые корабли для закрепления успеха на приморском направлении в северо-западной части Черного моря результатов не дали. Созданная красными в короткое время береговая оборона в районе Днепро-Бугского лимана и выставленные там минные заграждения стали непреодолимым барьером. Известно, что 21 октября 1920 года, когда Скадовск и Каркинитский залив были еще в руках белой армии, в целях боевой разведки в Джарылгачский залив заходила лодка «АГ-23 имени товарища Троцкого», капитаном которой был Александр Иконников, бывший лейтенант императорского флота. Но пробыла субмарина там недолго, ведь залив был мелким и достойных противников для столь грозного оружия там не было.

Следует заметить, что именно эта подводная лодка стала фактически первой спущенной на воду большевиками. Захватив ее недостроенной, они смогли ввести ее в эксплуатацию. В историю флота это событие вошло после сообщения уполномоченного ЦК в Николаеве В. Я. Солдатова: «1 июня 1920 г. на 17 дней раньше намеченного срока в присутствии уполномоченного ЦК большевиков наркома просвещения А. В. Луначарского и командующего морскими силами Юго-Западного фронта Н. Измайлова спущена ПЛ «АГ-23 имени товарища Троцкого».

Факт появления первой советской подводной лодки на Черном море оказал серьезное воздействие на врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи врангелевского флота, которые в течение всей компании бомбардировали Очаков, стали реже показываться у его берегов. Даже торговые суда долгое время боялись этой лодки в Днепре под Херсоном. Английское правительство в особой ноте заявило, что советская подводная лодка угрожает английскому флоту, и английским кораблям дан приказ в случае встречи с ней атаковать ее.

Позже лодка несколько раз была переименована. В 1922 году она получила имя «Незаможний», в 1923-м – «Шахтер», в 1934-м – А-1. Вторую мировую войну первая советская подлодка встретила в Севастополе, где в первые же дни бомбардировки была повреждена. 26 июня 1942 года из-за невозможности вывода с разобранными корпусом и механизмами по приказу командования экипаж взорвал ее перед тем, как войска Красной армии покинули Севастополь. После войны лодку подняли со дна моря и пустили на металлолом.

Подводные лодки СССР ремонтировали в Херсоне?

Мало кто знает, что до Второй мировой войны в Херсоне существовало предприятие, которое занималось ремонтом подводных лодок. Трудно сказать, где оно находилось, ведь объект был секретным и о нем знали немногие. Есть сведения, что подлодка М-54 под командованием капитан-лейтенанта Эдуарда Борисовича Бродского в составе отдельного учебного дивизиона подводных лодок 22 июня 1941 года как раз находилась на среднем ремонте в Херсоне. 2 августа, закончив ремонт, она вышла в Севастополь и воевала до списания в 1944 году.

У нас есть своя подлодка – полузатонувшая

Для многих читателей не будет открытием, что уже несколько лет подводная лодка СС-310 находится в нашем городе. В 1999 году ее отбуксировали из Севастополя в Херсон. Совершенно неспособное пройти шлюзы у Новой Каховки судно оставили «на время» в Херсоне. И до сих пор оно находится в полузатонувшем состоянии в затоне судостроительного завода. Первоначально подлодку планировали переправить в Киев для создания на ее базе военно-морского музейного комплекса. Однако затраты на транспортировку намного превышали стоимость самого судна, потому оно и «застряло» в Херсоне. Некий киевский благотворительный фонд пару лет назад спорил с тогда еще губернатором Силенковым о том, где будет стоять лодка в виде музея – в Херсоне или Киеве. Но дальше разговоров и громких заявлений дело не пошло. А жаль. Очень хотелось бы, чтобы наш город обзавелся своей подводной лодкой – хотя бы в виде музейного объекта.
 

 

Сергей Никитенко
"Гривна СВ".- № 35 (459).- 27.08.2010.- стр. 13

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.