on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.01.2020, 09:07

Январь 2020

Сухое левантинское лицо, упрятанное оспинками в бачки, когда он ищет сигарету в пачке, на безымянном тусклое кольцо внезапно преломляет двести ватт, и мой хрусталик вспышки не выносит; я жмурюсь - и тогда он произносит, глотая дым при этом, "виноват". Январь в Крыму. На черноморский брег зима приходит как бы для забавы: не в состояньи удержаться снег на лезвиях и остриях атавы. Пустуют ресторации. Дымят ихтиозавры грязные на рейде, и прелых лавров слышен аромат. "Налить вам этой мерзости?" "Налейте". Итак - улыбка, сумерки, графин. Вдали буфетчик, стискивая руки, дает круги, как молодой дельфин вокруг хамсой заполненной фелюги. Квадрат окна. В горшках - желтофиоль. Снежинки, проносящиеся мимо... Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо. И.Бродский  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новости региона

20.01.2020, 14:30

Будинок Поліни Райко може отримати статус пам’ятки культури місцевого значення

17.01.2020, 10:18

В херсонском музее покажут классику «украинского поэтического кино»

Фото с сайта Национального центра Александра Довженко. Кадр из фильма ...
23.12.2019, 14:59

Перша фотовиставка в новому просторі

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Никитенко Сергей > Подводные лодки на Херсонщине

Подводные лодки на Херсонщине
 


На прошлой неделе в интернет-изданиях появилась информация о том, что в сентябре 2011 года в Херсоне пройдет V конгресс Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников. Ожидается, что к нам съедутся ветераны-подводники не только из Украины, но и из стран ближнего зарубежья. Херсон выбран местом проведения форума не случайно – не зря же его именуют колыбелью Черноморского флота. Но мало кто знает, что и подводный флот оставил свой след в истории Херсонщины

Как правило, когда речь заходит о флоте и судостроении, херсонские краеведы-любители и специалисты вспоминают о надводных судах, построенных в нашем городе или имевших отношение к истории Херсона. Но кроме надводного вот уже более 100 лет существует и подводный флот. Первые субмарины Черноморского флота строили в Николаеве, и позже этот город станет родиной для большинства подводных лодок. Слабый уровень судоверфей Херсона не способствовал получению заказов на постройку военных судов, и все заказы выполняли более мощные предприятия в Николаеве и ряде других городов.

«Утка» в Джарылгачском заливе

Первая мировая война показала все преимущества нового вида вооружений, несмотря на то, что субмарин у Российской империи было немного. Во время Гражданской войны подводные лодки стояли на вооружении у белой армии и у красных. Первое упоминание об использовании подводной лодки на Херсонщине относится к 1919 году. 27 сентября в Джарылгачский залив зашла подводная лодка «Утка» флота главнокомандующего Вооруженными силами Юга России (ВСЮР). Это была типовая лодка класса «Барс», во время Первой мировой войны ее использовали в учебных целях. За время Гражданской войны она успела повоевать на стороне красных, после чего была захвачена немцами и вскоре под наименованием US-3 включена в состав ВМС Германии на Черном море. В 1918 году лодку захватили у немцев англо-французские интервенты. С мая 1919-го она входила в состав морских сил Юга России Добровольческой белой армии.

В конце Гражданской войны подлодку увели врангелевцы при эвакуации из Севастополя в Стамбул, а в 1920 году французские власти интернировали ее в Бизерте (Тунис). В 1924-м правительство Франции признало US-3 собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки ее так и не вернули. А в конце 1920-х «Рудметаллторг» продал ее частной фирме Франции для демонтажа и порезки на металл.

Первая советская субмарина в Днепре под Херсоном

Второй раз в районе Скадовска появилась уже лодка Рабоче-крестьянского Красного флота . Интересна история этой подлодки. Врангель, сменивший в марте 1920 года Деникина на посту главнокомандующего ВСЮР, привел в порядок остатки деморализованной армии и в июне–октябре предпринял наступление в Северной Таврии, достигнув Херсона, Никополя и Александровска (нынче Запорожье). Попытки же белых использовать боевые корабли для закрепления успеха на приморском направлении в северо-западной части Черного моря результатов не дали. Созданная красными в короткое время береговая оборона в районе Днепро-Бугского лимана и выставленные там минные заграждения стали непреодолимым барьером. Известно, что 21 октября 1920 года, когда Скадовск и Каркинитский залив были еще в руках белой армии, в целях боевой разведки в Джарылгачский залив заходила лодка «АГ-23 имени товарища Троцкого», капитаном которой был Александр Иконников, бывший лейтенант императорского флота. Но пробыла субмарина там недолго, ведь залив был мелким и достойных противников для столь грозного оружия там не было.

Следует заметить, что именно эта подводная лодка стала фактически первой спущенной на воду большевиками. Захватив ее недостроенной, они смогли ввести ее в эксплуатацию. В историю флота это событие вошло после сообщения уполномоченного ЦК в Николаеве В. Я. Солдатова: «1 июня 1920 г. на 17 дней раньше намеченного срока в присутствии уполномоченного ЦК большевиков наркома просвещения А. В. Луначарского и командующего морскими силами Юго-Западного фронта Н. Измайлова спущена ПЛ «АГ-23 имени товарища Троцкого».

Факт появления первой советской подводной лодки на Черном море оказал серьезное воздействие на врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи врангелевского флота, которые в течение всей компании бомбардировали Очаков, стали реже показываться у его берегов. Даже торговые суда долгое время боялись этой лодки в Днепре под Херсоном. Английское правительство в особой ноте заявило, что советская подводная лодка угрожает английскому флоту, и английским кораблям дан приказ в случае встречи с ней атаковать ее.

Позже лодка несколько раз была переименована. В 1922 году она получила имя «Незаможний», в 1923-м – «Шахтер», в 1934-м – А-1. Вторую мировую войну первая советская подлодка встретила в Севастополе, где в первые же дни бомбардировки была повреждена. 26 июня 1942 года из-за невозможности вывода с разобранными корпусом и механизмами по приказу командования экипаж взорвал ее перед тем, как войска Красной армии покинули Севастополь. После войны лодку подняли со дна моря и пустили на металлолом.

Подводные лодки СССР ремонтировали в Херсоне?

Мало кто знает, что до Второй мировой войны в Херсоне существовало предприятие, которое занималось ремонтом подводных лодок. Трудно сказать, где оно находилось, ведь объект был секретным и о нем знали немногие. Есть сведения, что подлодка М-54 под командованием капитан-лейтенанта Эдуарда Борисовича Бродского в составе отдельного учебного дивизиона подводных лодок 22 июня 1941 года как раз находилась на среднем ремонте в Херсоне. 2 августа, закончив ремонт, она вышла в Севастополь и воевала до списания в 1944 году.

У нас есть своя подлодка – полузатонувшая

Для многих читателей не будет открытием, что уже несколько лет подводная лодка СС-310 находится в нашем городе. В 1999 году ее отбуксировали из Севастополя в Херсон. Совершенно неспособное пройти шлюзы у Новой Каховки судно оставили «на время» в Херсоне. И до сих пор оно находится в полузатонувшем состоянии в затоне судостроительного завода. Первоначально подлодку планировали переправить в Киев для создания на ее базе военно-морского музейного комплекса. Однако затраты на транспортировку намного превышали стоимость самого судна, потому оно и «застряло» в Херсоне. Некий киевский благотворительный фонд пару лет назад спорил с тогда еще губернатором Силенковым о том, где будет стоять лодка в виде музея – в Херсоне или Киеве. Но дальше разговоров и громких заявлений дело не пошло. А жаль. Очень хотелось бы, чтобы наш город обзавелся своей подводной лодкой – хотя бы в виде музейного объекта.
 

 

Сергей Никитенко
"Гривна СВ".- № 35 (459).- 27.08.2010.- стр. 13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.