on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.10.2017, 09:12

Октябрь-2017

И вот октябрь за окном, Ещё он дышит к нам теплом, Но вечера прикрыты пледом, Горит очаг, хрустят дрова, И солнце в гости лишь к обеду, И замирают в сон слова, Шуршат опавшею листвою, И лес багрянцем весь укрыт, Кроваво-жёлтой пеленою, Грибы призывно манят в лес, А утро паром рек встречает. Давно в полях гуляет вихрь, Остатки жатвы погоняя, И шум веселья в парках стих, В аллеях ветер лишь гуляет, И дождь-бродяга бьёт в окно, С весёлой дробью барабана, И небо серостью полно, И нет для света здесь кармана. Уныл октябрьский пейзаж, Но в гости ждём мы бабье лето, Природа-мать верни кураж, Услышь, ты, нашего совета...

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новости региона

12.10.2017, 10:46

Олександр Адамчик відвідав фестиваль «Степ і воля – козацька доля» в Скадовському районі

09.10.2017, 10:42

У Голій Пристані відбувся дитячий фестиваль рибальства

09.10.2017, 10:32

Юні художники з Херсонщини - переможці Всеукраїнського конкурсу малюнку

> Персоналии > Декоративно-прикладное искусство > Литвинов Николай > Поиски линии и формы в творчестве Николая Литвинова

Поиски линии и формы в творчестве Николая Литвинова

 

Что такое творчество? Как рождается произведение искусства? Эти загадки волновали, волнуют и, наверное, будут волновать людей разных специальностей и взглядов. На подобные вопросы творческие люди отвечают очень неохотно или же отделываются стандартной фразой: «Девяносто девять процентов постоянного труда и один процент таланта». Так что за магическая сила затаилась в этом одном проценте?

Самобытный украинский художник Николай Литвинов родился в 1945 г. во Владивостоке. Детство провел на границе, где просторы тайги встречаются с бескрайностью океана, где шум ветра в верхушках кедров сливается с раскатами морского прилива, создавая неповторимую симфонию звуков.
Мальчик вырастал под воздействием этой гармоничной музыки, под впечатлением форм и цветов дикой природы, а образы от пересказов здешних легенд и сказок глубоко западали в детскую душу. Непознанный мир пробуждал в нем собственную фантазию, создавал личные образы, желание творить. Самостоятельно он начинает заниматься выжиганием, резьбой по дереву, лепкой. Неся службу в рядах армии, постоянно выкраивает минутку для занятия любимым делом.

С 1971 г. будущий мастер переезжает в Украину, в Херсон. Тут он попадает в совсем другой край сказочной природы, которая сочетает бесконечные просторы, золотистую степь, небесную синь днем и миллиарды звезд на черном бездонном небе ночью. Этот край настолько завораживает и восхищает, что молодой художник идет работать в Херсонский краеведческий музей, начиная как ученый. Он изучает историю причерноморских степей, развитие культуры племен и народов, которые в этих краях воевали, растили хлеб, пасли лошадей и отходили в иные миры.
Г-н Николай изучает археологические находки, архивные материалы, перечитывает воспоминания греческого историка Геродота, который в V ст. до н. э. побывал в Северном Причерноморье и оставил воспоминания под названием «Скифия». Эти материалы открывают перед ним мир ранее неизвестной ему цивилизации «диких» племен скифов и сарматов.

Но, если другие цивилизации и народы оставляли свое культурное наследие в построенных городах, культовых сооружениях, пирамидах и монументах, то цивилизация скифов и сарматов веками почивала под толстым слоем земли, где царственная степь колышет ковыль-траву и полынь. Этот искусственно насыпанный слой земли вошел в историю под названием «Курган» - захоронения скифских царей, знаменитых воинов, богатой знати. Золотые диадемы, браслеты, украшения с чеканными изображениями, бусы, медальоны, оружие, накладные золотые бляшки для декорирования одежды и сбруи, чаши, зеркала и много других предметов быта, которые клали в курган вместе с покойным, своим богатством, красотой, тонким мастерством исполнения и сегодня поражают искусствоведов, археологов, историков и философов всего мира.

Николая Литвинова особенно поражает и восхищает так называемый «звериный стиль» в искусстве скифов. У скифов красивое - это сильное, быстрое, стремительное. Любимые животные скифских мастеров - лев, олень, конь, барс, рысь, пантера; из птиц - орел, а также фантастические животные - орлиноголовые львы, львиноголовые грифоны, барано-птицы. Параллельно он изучает трипольскую культуру, семантику орнаментов глиняной посуды, архитектуру и искусство Киевской Руси. Будучи под впечатлением от наследия разнообразных древних культур земли, на которой он живет, художник ставит перед собой задачу создать в Херсоне школу возрождения традиционных ремесел, воссоздать центры народных промыслов, прививать молодому поколению любовь к творческой работе.

В разговоре художник так раскрывает свое кредо: «Мне хочется пробудить у человека интерес к нашей богатой истории, мифологии, народному творчеству, ко всему украинскому, к тому, что называется Родиной. Я мечтаю о том, чтобы Херсон стал более привлекательным в туристическом отношении, чтоб на нашей земле - Украине - Скифии - рождались таланты и развивались ремесла, как и в древние времена, когда наши предки создавали шедевры, которые теперь вызывают у нас восхищение и гордость».
Сначала он осваивает и предлагает технологию механического производства из дерева, сувенирной продукции, декоративных бондарных посудин, бочечек, ваз, подсвечников, чашечек. На его рабочем столе лежат папки с множеством эскизов форм и орнаментов росписей этих изделий. Он самостоятельно разрабатывает орнаменты, отталкиваясь от мотивов скифской, сарматской, трипольской культур.

С 1990 г. начинается новый этап в творческих поисках Н. Литвинова. Художник увлекается металлом, графической выразительностью и пластическими возможностями черного железа. Алюминиевые листы продажа которых налаживается в это время, как и продажа металлопроката в стране, тоже идут в работу. В домашних условиях осваивает технику ковки, технику «горновой кузнечной сварки швайц», вырабатывает свой подход к традиционным кузнечным приемам. Как виртуоз-график, не отрывая карандаша от листа бумаги, рисует целую композицию. Г-н Николай одной черной линией тонкого прутика железа «вырисовывает» контур своего изделия. Его металлическая линия то легкая и плавная, то натягивается как струна, или же вибрирует и скручивается в пружину. Не прерываясь, эта линия проходит свой «творческий» путь и снова возвращается на место, откуда возникла. Как и в скифском искусстве, в произведениях художника часто встречаются изображения коня, оленя, сокола, орла, змеи, а также заимствованные и осмысленные мотивы древнерусской и украинской мифологии: русалка, лебедь, утка, петух. Но, если золотые украшения скифов - это плоская поверхность с рельефным чеканным изображением, то у Н. Литвинова работы ажурные, легкие и воздушные как кружево, связанное в одну нить.

Такой техникой художник создает серию оберегов-подвесок: «Мелодичный конек», «Утка-конь», «Птичка»; по украинским народным традициям: «Утка с яйцом»; сувениры: «Русалка», «Косуля», «Казак-характерник», «Флюгер-петух»; подсвечники: «Медовый месяц», «Змея», «Философ» идр.
В творческом сундуке художника также хранятся бусы, обереги, кулоны, подвески, монетки, которые являются более традиционными по форме, но в которых особенно четко просматривается мастерство исполнения, когда традиционное «тяжелое» кузнечное ремесло превращается в изделие легкого утонченного украшения: «Стремено», «Оберег амазонки», «Акинак-сокирка»; оберег «Крест Киевской Руси», «Браслет», «Ключ» и т. п.

Освоив графические возможности черного железа - «игру линии» - мастер экспериментирует с внутренними пластичными качествами материала. Он любуется рождением из куска квадратной или круглой заготовки живой пластической формы, поверхность которой изменяется от ракурса и является динамической, живой. Именно такая пластика у работ: «Корень-калган», «Многострадальное дерево», «Двое», «Росток», подсвечник «Ветвь». Развивая линию, контрастную к «скульптурному» железу, художник осваивает технику просечного железа, его орнаментальных горизонтов и возможностей работать на силуэт: «Бык», «Конь», «Олень».
Но, в какой бы технике ни работал мастер, все его работы объединяет любовь к искусству, к народным традициям и фольклору, любовь к родной земле. Обереги, бусы, сувениры Николая Литвинова несут тепло и покой в наш дом, в наши будни.

Олег Боньковский,
доцент кафедры художественного металла ЛНАИ
«Ковальська майстерня».- №4(30).- зима 2012.- стр.

 

См. оригинал статьи.

 

 

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.