on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.05.2017, 09:27

Май-2017

Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черемуха в белой накидке. В деревянные крылья окна Вместе с рамами в тонкие шторы Вяжет взбалмошная луна На полу кружевные узоры. Наша горница хоть и мала, Но чиста. Я с собой на досуге... В этот вечер вся жизнь мне мила, Как приятная память о друге. Сад полышет, как пенный пожар, И луна, напрягая все силы, Хочет так, чтобы каждый дрожал От щемящего слова "милый". Только я в эту цветь, в эту гладь, Под тальянку веселого мая, Ничего не могу пожелать, Все, как есть, без конца принимая. Принимаю - приди и явись, Все явись, в чем есть боль и отрада... Мир тебе, отшумевшая жизнь. Мир тебе, голубая прохлада. С.Есенин

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Новости региона

22.05.2017, 15:38

На Херсонщині пройшов 4-й Таврійський туристичний конгрес

22.05.2017, 11:35

Херсонці пройшли карнавальною ходою з нагоди відкриття XIX Міжнародного театрального фестивалю "Мельпомена Таврії"

22.05.2017, 11:30

У театрі ім.М.Куліша відбулася прес-конференція, присвячена початку XIX Міжнародного театрального фестивалю "Мельпомена Таврії"

> Персоналии > Декоративно-прикладное искусство > Литвинов Николай > Поиски линии и формы в творчестве Николая Литвинова

Поиски линии и формы в творчестве Николая Литвинова

 

Что такое творчество? Как рождается произведение искусства? Эти загадки волновали, волнуют и, наверное, будут волновать людей разных специальностей и взглядов. На подобные вопросы творческие люди отвечают очень неохотно или же отделываются стандартной фразой: «Девяносто девять процентов постоянного труда и один процент таланта». Так что за магическая сила затаилась в этом одном проценте?

Самобытный украинский художник Николай Литвинов родился в 1945 г. во Владивостоке. Детство провел на границе, где просторы тайги встречаются с бескрайностью океана, где шум ветра в верхушках кедров сливается с раскатами морского прилива, создавая неповторимую симфонию звуков.
Мальчик вырастал под воздействием этой гармоничной музыки, под впечатлением форм и цветов дикой природы, а образы от пересказов здешних легенд и сказок глубоко западали в детскую душу. Непознанный мир пробуждал в нем собственную фантазию, создавал личные образы, желание творить. Самостоятельно он начинает заниматься выжиганием, резьбой по дереву, лепкой. Неся службу в рядах армии, постоянно выкраивает минутку для занятия любимым делом.

С 1971 г. будущий мастер переезжает в Украину, в Херсон. Тут он попадает в совсем другой край сказочной природы, которая сочетает бесконечные просторы, золотистую степь, небесную синь днем и миллиарды звезд на черном бездонном небе ночью. Этот край настолько завораживает и восхищает, что молодой художник идет работать в Херсонский краеведческий музей, начиная как ученый. Он изучает историю причерноморских степей, развитие культуры племен и народов, которые в этих краях воевали, растили хлеб, пасли лошадей и отходили в иные миры.
Г-н Николай изучает археологические находки, архивные материалы, перечитывает воспоминания греческого историка Геродота, который в V ст. до н. э. побывал в Северном Причерноморье и оставил воспоминания под названием «Скифия». Эти материалы открывают перед ним мир ранее неизвестной ему цивилизации «диких» племен скифов и сарматов.

Но, если другие цивилизации и народы оставляли свое культурное наследие в построенных городах, культовых сооружениях, пирамидах и монументах, то цивилизация скифов и сарматов веками почивала под толстым слоем земли, где царственная степь колышет ковыль-траву и полынь. Этот искусственно насыпанный слой земли вошел в историю под названием «Курган» - захоронения скифских царей, знаменитых воинов, богатой знати. Золотые диадемы, браслеты, украшения с чеканными изображениями, бусы, медальоны, оружие, накладные золотые бляшки для декорирования одежды и сбруи, чаши, зеркала и много других предметов быта, которые клали в курган вместе с покойным, своим богатством, красотой, тонким мастерством исполнения и сегодня поражают искусствоведов, археологов, историков и философов всего мира.

Николая Литвинова особенно поражает и восхищает так называемый «звериный стиль» в искусстве скифов. У скифов красивое - это сильное, быстрое, стремительное. Любимые животные скифских мастеров - лев, олень, конь, барс, рысь, пантера; из птиц - орел, а также фантастические животные - орлиноголовые львы, львиноголовые грифоны, барано-птицы. Параллельно он изучает трипольскую культуру, семантику орнаментов глиняной посуды, архитектуру и искусство Киевской Руси. Будучи под впечатлением от наследия разнообразных древних культур земли, на которой он живет, художник ставит перед собой задачу создать в Херсоне школу возрождения традиционных ремесел, воссоздать центры народных промыслов, прививать молодому поколению любовь к творческой работе.

В разговоре художник так раскрывает свое кредо: «Мне хочется пробудить у человека интерес к нашей богатой истории, мифологии, народному творчеству, ко всему украинскому, к тому, что называется Родиной. Я мечтаю о том, чтобы Херсон стал более привлекательным в туристическом отношении, чтоб на нашей земле - Украине - Скифии - рождались таланты и развивались ремесла, как и в древние времена, когда наши предки создавали шедевры, которые теперь вызывают у нас восхищение и гордость».
Сначала он осваивает и предлагает технологию механического производства из дерева, сувенирной продукции, декоративных бондарных посудин, бочечек, ваз, подсвечников, чашечек. На его рабочем столе лежат папки с множеством эскизов форм и орнаментов росписей этих изделий. Он самостоятельно разрабатывает орнаменты, отталкиваясь от мотивов скифской, сарматской, трипольской культур.

С 1990 г. начинается новый этап в творческих поисках Н. Литвинова. Художник увлекается металлом, графической выразительностью и пластическими возможностями черного железа. Алюминиевые листы продажа которых налаживается в это время, как и продажа металлопроката в стране, тоже идут в работу. В домашних условиях осваивает технику ковки, технику «горновой кузнечной сварки швайц», вырабатывает свой подход к традиционным кузнечным приемам. Как виртуоз-график, не отрывая карандаша от листа бумаги, рисует целую композицию. Г-н Николай одной черной линией тонкого прутика железа «вырисовывает» контур своего изделия. Его металлическая линия то легкая и плавная, то натягивается как струна, или же вибрирует и скручивается в пружину. Не прерываясь, эта линия проходит свой «творческий» путь и снова возвращается на место, откуда возникла. Как и в скифском искусстве, в произведениях художника часто встречаются изображения коня, оленя, сокола, орла, змеи, а также заимствованные и осмысленные мотивы древнерусской и украинской мифологии: русалка, лебедь, утка, петух. Но, если золотые украшения скифов - это плоская поверхность с рельефным чеканным изображением, то у Н. Литвинова работы ажурные, легкие и воздушные как кружево, связанное в одну нить.

Такой техникой художник создает серию оберегов-подвесок: «Мелодичный конек», «Утка-конь», «Птичка»; по украинским народным традициям: «Утка с яйцом»; сувениры: «Русалка», «Косуля», «Казак-характерник», «Флюгер-петух»; подсвечники: «Медовый месяц», «Змея», «Философ» идр.
В творческом сундуке художника также хранятся бусы, обереги, кулоны, подвески, монетки, которые являются более традиционными по форме, но в которых особенно четко просматривается мастерство исполнения, когда традиционное «тяжелое» кузнечное ремесло превращается в изделие легкого утонченного украшения: «Стремено», «Оберег амазонки», «Акинак-сокирка»; оберег «Крест Киевской Руси», «Браслет», «Ключ» и т. п.

Освоив графические возможности черного железа - «игру линии» - мастер экспериментирует с внутренними пластичными качествами материала. Он любуется рождением из куска квадратной или круглой заготовки живой пластической формы, поверхность которой изменяется от ракурса и является динамической, живой. Именно такая пластика у работ: «Корень-калган», «Многострадальное дерево», «Двое», «Росток», подсвечник «Ветвь». Развивая линию, контрастную к «скульптурному» железу, художник осваивает технику просечного железа, его орнаментальных горизонтов и возможностей работать на силуэт: «Бык», «Конь», «Олень».
Но, в какой бы технике ни работал мастер, все его работы объединяет любовь к искусству, к народным традициям и фольклору, любовь к родной земле. Обереги, бусы, сувениры Николая Литвинова несут тепло и покой в наш дом, в наши будни.

Олег Боньковский,
доцент кафедры художественного металла ЛНАИ
«Ковальська майстерня».- №4(30).- зима 2012.- стр.

 

См. оригинал статьи.

 

 

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.