on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Новости региона

19.09.2019, 14:12

У Херсоні розпочався проект "Коли книги оживають"

19.09.2019, 11:17

Яскравий потік свідомості Валерія Кописова

16.09.2019, 14:15

«Кронау-Fest»: у Високопіллі пройшов масштабний етно-фестиваль

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Подгайный Михаил > Порт для межпартийной группировки

Порт для межпартийной группировки

Периодически наш город потрясают скандалы, связанные с планами той или иной группы энтузиастов привлечь бюджетные деньги и иностранные инвестиции для строительства нового порта или портового терминала в низовьях Днепра. Оно и понятно, третья по величине река Европы, крупнейшая водная транспортная магистраль Украины и Белоруси объективно чрезвычайно удобное средство переброски грузов на сотни и тысячи километров.
Тем более, что водный транспорт – один из самых дешевых и экономически удобных. Группы эти, ясное дело, конкурируют между собой и пытаются опорочить друг друга в глазах общественности, используя при этом популистские призывы «спасти плавни» и «сохранить экологию».

Кошмар в затонах
Раньше других в конкретный проект воплотились планы расширения Херсонского морского порта на левобережные плавни как раз напротив проспекта Ушакова. Ещё в 2009 году была торжественно презентована «Генеральная схема социально-экономического развития государственного предприятия «Херсонский морской торговый порт», с присутствием на мероприятии тогдашнего председателя облсовета Владимира Демехина, херсонского городского головы Владимира Сальдо и нардепов от БЮТа Юрия Крука и Юрия Одарченко. Видимо, эти люди и пролоббировали распоряжение Кабмина (№ 166-р от 6 января 2010 г.) о реализации инвестпроекта морпорта по строительству железнодорожной ветки от станции «Цюрупинск» до затонов № 1 и № 2. Планировали поучаствовать в освоении бюджетного миллиарда и примерно такого же объёма частных инвестиций, превращая курортно-рекреационное левобережье Днепра в промышленную зону.

О чудовищных последствиях реализации этого проекта для природы Нижнеднепровских плавней мы рассказывали в статье «Порт посягнул на плавни» («Вгору» № 6/385 за 2010 г.): «Плавни между Херсоном и Цюрупинском будут засыпаны, застроены и загрязнены разнообразными «пылящими грузами» перевалочных площадок. Не исключено также, что железнодорожную ветку Цюрупинск-Херсон используют для вывоза песка с погрузкой на морские суда, что ставит под угрозу перспективы рекреационного потенциала не только Нижнеднепровских плавней, но и Алешковских песков».
К счастью, затянувшийся кризис поставил крест на планах «поиметь» бюджетный миллиард, а частный инвестор не особо расположен тратиться на железнодорожное строительство таких масштабов. Посему данный проект явно перешёл в категорию «невыполнимых» в нынешних экономических реалиях.

Перевалка в Стеблиевском лимане
Несколько позднее свои планы обозначила другая группа портовых лоббистов. Еще в феврале 2010 г. «долгосрочный проект» строительства порта в районе Стеблиевского лимана презентовал на пресс-конференции тогдашний первый вице-мэр Херсона Вячеслав Яременко. Этот порт усиленно лобируют несколько депутатов горсовета и группа херсонских архитекторов во главе с Григорием Ходиным. Видимо, именно поэтому участок для строительства этого порта на острове между 1-м и 2-м Погорелыми озёрами и Кошевой появился на недоброй памяти корректировке генерального плана Херсона 2010 года.

Слава богу, в прошлом году прокуратура опротестовала утверждённую депутатами горсовета корректировку, а значит, в силе остаётся вариант генплана 2003 года, где никакого порта в плавнях нет. На Стеблиевском лимане природа сохранилась практически в первозданном виде. Здесь массово нерестится рыба, гнездятся лысуха и кряква, даже бобров видели в этих местах. Естественно, этот участок включён в состав территории создаваемого в плавнях Нижнеднепровского национального природного парка.
О том, какие именно грузы планируют переваливать лоббисты этого проекта, уже шла речь в статье «Сколько портов нужно Херсону?» («Вгору» № 37/468 за 2011 г.): «Знающие люди говорят, что там собираются работать с минудобрениями. Стеблиевский лиман соединен с Кошевой и рукавом Ольховый Днепр, также с озерами Лопухи и Медное. И понятно, что после сооружения перевалки химикатов Украина может потерять все низовье Днепра».
Увы, опасность реализации этого портостроительства сохраняется и по сей день. Уж слишком много у него влиятельных сторонников в горсовете.

«Прибрежный» под угрозой
И наконец, в прошлом году заявила о себе третья группа энтузиастов. В феврале 2011 года поселковый голова Антоновки Игорь Семенчев заявил, что в его поселке также будет порт. Точнее, здесь намереваются построить перегрузочный терминал в рамках планов создания Херсонского оптового рынка. В начале прошлого года эту идею поддержал и губернатор Николай Костяк. В данном случае под застройку уходит территория болотистого побережья центрального русла Днепра, на которой, согласно действующего генплана города, планировалось строительство жилого района «Прибрежный».
Месяц назад проект перегрузочного териминала был презентован и вызвал волну протестов общественности, жителей Антоновки, оппозиционных к нынешней власти политиков и… херсонских архитекторов.

С точки зрения сохранения дикой природы Нижнеднепровских плавней Антоновский вариант портостроительства наиболее безопасен. Ещё уцелевшие здесь тростниковые болота изолированы и от левобережных плавней, и от участков на правом берегу выше по течению. Они полностью окружены городской застройкой, загрязнены бытовыми стоками и «приговорены» во всех вариантах генплана Херсона. Мало того, если перегрузочный терминал площадью в 180 га будет построен именно здесь, то уже никакой инвестор никаких денег на альтернативные проекты не даст – в низовьях Днепра может существовать только один большой порт. А это значит, что угроза уничтожения плавней на левом берегу и в дельте Днепра надолго отступит. Следует сказать и то, что антоновский проект никак не мешает созданию Нижнеднепровского национального природного парка. Просто потому, что реализуется на территории, с 1986 года планируемой под городскую застройку.

Первоапрельская шутка
Впрочем, для противников терминала в Антоновке природоохранные соображения, похоже, находятся на последнем месте. А на первом – тот самый элитный микрорайон «Прибрежный» с местами для швартовки частных яхт и катеров, эдакая местная Конча-Заспа. В пользу именно такого предположения свидетельствует трогательное единство БЮТовской оппозиции во главе Владимиром Мыколаенко и провластного большинства в городском совете, руководимого Владимиром Сальдо. На состоявшейся 30 марта 16-ой сессии горсовета журналисты, потерявшие от удивления дар речи, созерцали совершенно инфернальную в своей нереальности картину: перед началом голосования по внесенному фракцией ВО «Батьківщина» обращению к Президенту Украины, Премьер-министру и главе обладминистрации против строительства терминала Владмир Сальдо произнёс ключевую фразу: «Прошу поддержать….».

И поддержали! Уже только одно это голосование для любого здравомыслящего херсонца должно служить сигналом того, что движет этими людьми отнюдь не радение об экологии. БЮТовцы, регионалы и коммунисты, как показывает опыт, объединяются только для защиты шкурных интересов.
Апофеозом бесстыдства стал первоапрельский митинг «против порта в Киндийке», организованный разнопартийными депутатами горсовета Виктором Гаврилюком, Станиславом Трошиным и Аллой Беличенко. Под транспарантом «Плавни не отдадим» говорилось много красивых слов о «необходимости сохранения Днепра». Вот только ни словом выступающие на митинге не заикнулись о том, что «спасать плавни» они собираются на территории фазенд «херсонской Кончи-Заспы».

Да и выбор даты митинга, видимо, не случаен. Ведь после того как губернаторский проект будет торпедирован и начнётся строительство коттеджей, надо ж будет как-то объяснить антоновцам, куда подевался «Нижнеднепровский природный парк». И лучшего объяснения, чем первоапрельская шутка, ей богу, не придумать.
В этом отношении гораздо честнее коллективное письмо на имя губернатора херсонских архитекторов. Тем чётко указано, что жилой район «Прибрежный» предусмотрен Генеральным планом развития Херсона в редакциях 1986, 2003 и 2010 годов, изменения в генплан вносятся херсонским горсоветом, а он такого решения не принимал. И никаких «природных парков».

Где делать «помойку»
Странным во всей этой истории выглядит и рассуждение о том, что «порт – это помойка», и в городе ему не место. Получается, в городе гадить нельзя, а в дикой природе – пожалуйста. Это, видимо, соответствует нашему менталитету: в квартирах у нас образцовый порядок, а уже на лестничных площадках и в подъездах полный «срач». По мне так наоборот, если порт будет в городе, то будет кому контролировать соблюдение экологического законодательства. А вот если терминал таких масштабов построят в низовьях Днепра, так уж точно – там будет полная «помойка», поскольку ничьи шкурные интересы непосредственно не пострадают,а бобры с выдрами заявления в природоохранную прокуратуру писать не умеют.

Ну а самое опасное в происходящих событиях – идея провести в Антоновке местный поселковый референдум о необходимости строительства терминала, озвученная на первоапрельском митинге. Если уж референдум проводить, то только – областной. Поскольку, если каждый посёлок начнёт футболить проект такого масштаба, то порт точно построят в плавнях, вдали от населённых пунктов – там, где природа сохранилась в девственном состоянии. Ведь у тех же бобров и выдр по конституции нет права голоса, а среди природоохранников референдумы не проводятся.

Я не экономист и не уверен в том, что ещё один порт Херсону необходим. Но наблюдая, как дружно разномастные херсонские политики эксплуатируют экологическую тему, всё больше убеждаюсь, что они его таки построят, рано или поздно. А раз так, то лучшего места, чем элитный жилой массив, для портостроительства придумать просто невозможно. Вот только хватит ли у обладминистрации сил сломить сопротивление херсонской межпартийной группировки. Вот в чём вопрос.

Михаил Подгайный,
член оргкомитета при ОГА по созданию Нижнеднепровского национального природного парка
«Вгору».- №15 (498).- 12.04.2012.- стр.16-17

http://www.vgoru.org/modules.php?name=News&file=article&sid=11817

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.