on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

24.04.2019, 09:19

Відбувся ХХV ювілейний Всеукраїнський конкурс читців Шевченка

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Приказ общественного презрения - одно из первых учреждений Херсона

Приказ общественного презрения - одно из первых учреждений Херсона

В нынешнее время, пожалуй, как никогда остро стоит вопрос милосердия и благотворительности

Впрочем, как и сотни лет назад, не менее острым является вопрос «псевдопопрошайничества», то есть ставшей уже профессиональной отрасли для вымогательства средств...

Злоупотребление милосердием
Ещё три-четыре века назад благотворительность была исключительной прерогативой церквей, монастырей и личного милосердия различных индивидуумов, но никак не заботой государственной власти. Последней было глубоко безразлично жалкое существование подданных, а тесная связь с народом проявлялась лишь путём пополнения армии новобранцами и взысканием налогов.

Первые формирования для призрения страждущих – детские приюты, бесплатные больницы и богадельни для безнадежно больных и стариков – открывались при церквях и монастырях. Содержание страждущих здесь осуществлялось за счёт собственных средств и вносимых прихожанами и меценатами пожертвований. В целом, немалая помощь нуждающимся оказывалась и просто частным образом лицами различных «достаточных» сословий, жертвовавшими средства на поддержку семейств вконец обнищавших селян, погорельцев, лишившихся крова или несчастных, потерявших кормильцев. То есть набожность подданных царя и глубокая вера в евангельские принципы «Доброхотно дающего любит Бог» были основой проявляемого в те времена милосердия.

Вот только, несмотря на все усилия, количество страждущих и жаждущих посторонней помощи в государстве ничуть не уменьшалось и даже с каждым годом заметно возрастало. Причем первопричиной этого были совсем не экономические составляющие или действительно трагические обстоятельства, в которые попадал человек. Просто, воспользовавшись культивируемым в обществе милосердием, некая прослойка того же общества, не сильно утруждавшая себя трудами по добыче хлеба насущного и не слишком обременявшаяся определенными моральными устоями, сделала попрошайничество своей профессией. Очень скоро профессиональное нищенство стало серьезной социальной проблемой в империи.

Лженищих – к ответу…
Первые попытки навести порядок среди нищей братии относятся к середине ХVII века – с принятия «Соборного уложения» в период царствования царя Алексея Михайловича (второй царь из династии Романовых). Следующим более конкретным документом, правда, касавшимся в основном столицы, стал указ следующего царя Фёдора Алексеевича, изданный им накануне своей смерти в 1682 году. Указ предписывал размещение всех «истинно нищих» по богадельням и монастырям. «Лодырей же, скрывающихся под личиной нищих», требовалось принудительно определить «к исполнению различного рода работ». Позднее каждый правящий страной царь-император неизменно «прикладывал свою длань» к решению этих насущных вопросов.

Глубокие реформы в этой области были проведены Петром І. В период его правления под страхом серьезного наказания просить милостыню запрещалось. Вместе с тем наказание ожидало и тех, кто подавал эту милостыню. Не жертвовал «централизованно» на содержание приютов, богаделен и прочее, как это полагалось, а именно подавал милостыню нищему на улице. Так, за первый «проступок» проявления уличного милосердия следовал штраф в размере 5 рублей. За второй – уже 10 рублей… Сумма по тем временам куда как внушительная, если учесть, что неквалифицированный рабочий мог заработать тогда всего лишь 5, реже 10 копеек в день. Пуд же мяса (16,3 кг) можно было купить за 30 копеек. Впрочем, окончательно искоренить нищенство в пределах империи не удалось и реформатору Петру.

Вместе с тем в этот период система общественного призрения выходит из-под юрисдикции духовенства и становится предметом государственных забот. Государство в некоторой степени берет на себя попечение о крайне неимущих слоях населения, в частности это касалось в первую очередь неспособных к труду инвалидов-солдат, которым назначались из казны специальные «кормовые деньги».

Приказы общественного призрения
В 1775 году, за три года до основания Херсона, согласно екатерининскому «Учреждению для управления губерний Российской империи», в каждой губернии были созданы приказы общественного призрения, которые стали осуществлять всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под свой контроль богадельни, школы, сиротские дома, заведения для умалишенных и неизлечимо больных. Занимались сбором средств, пособиями, пенсиями, кормовыми деньгами и т. д. В это же время работные и появившиеся чуть позже смирительные дома, в которые вместе с прочим контингентом заключали и способных к труду псевдонищих, перевели в ведение полицейской системы с надлежащим строгим содержанием. Ведь ещё изначально, с появлением института полиции в государстве, помимо решения множества различных вопросов в её компетенцию входило предупреждение нищенства, рост которого рассматривался как серьезная угроза национальному состоянию и стабильности общества. Впрочем, служба сия с задачей опять таки не справилась, как не смогли справиться с профессиональным нищенством другие службы гораздо позднее. Попрошайничество, пережив ряд различных, прямо противоположных политических строев в стране, преодолев все гонения, дожило до наших дней.

В период правления Екатерины ІІ в связи с большой нуждой в «рабочих руках» этой проблеме уделяли весьма серьёзное внимание, и немалое число псевдонищих, способных к физическому труду, принудительно пополнили ряды строителей Херсона.

Тем не менее одним из первых государственных учреждений в молодом строившемся Херсоне стал именно приказ общественного призрения. Который, благодаря отсутствию на первых порах в юном полувоенном городе привычного для старых городов контингента нищих, всецело занимался призрением воинов-инвалидов из числа местного гарнизона, потерявших трудоспособность, первых «свободных» строителей и немощных каторжников. Это уж потом, чуть позже, в период расцвета города, когда сюда потянулся различный люд, у приказа прибавилось множество иных забот.

К началу 20-х годов ХІХ столетия в ведомстве херсонского приказа общественного призрения имелись: богоугодное заведение (больница), дом для умалишенных, сиротский дом для детей обоих полов и богадельня для пожилых и нетрудоспособных. К слову, основателем богоугодного заведения и ряда иных благотворительных учреждений в Херсоне следует считать гражданского губернатора, действительного статского советника, француза графа Франца Карловича Сен-При, который руководил в то время ещё и приказом общественного призрения.

Расцвет благотворительности
ХІХ век стал веком создания и развития в империи весьма разветвлённой благотворительной структуры. В этот период появилась масса крупных и мелких благотворительных обществ, объединивших в своих рядах людей с весьма приличным достатком, способных и жаждавших оказать нуждающимся посильную помощь. Одним из первых обществ ХІХ века стало учрежденное в 1803 году по личной инициативе императора Александра І «Императорское человеколюбивое общество», деятельность которого была направлена на помощь нуждавшимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Супруга Александра І императрица Елизавета Алексеевна стала инициатором создания «Женского патриотического общества».

Без сомнения, с развитием Херсона деятельность благотворительных обществ распространялась и на него, хотя большинство дошедших до нас архивных материалов о деятельности подобных обществ относится к более позднему периоду: к концу ХІХ – началу ХХ веков. Тем не менее известно, что 29 декабря 1833 года императором Николаем I был рассмотрен и утвержден проект строительства комплекса зданий нового богоугодного заведения в Херсоне. Автором проекта был местный губернский архитектор Каменецкий. Однако к осуществлению проекта приступили лишь только спустя 10 лет – в 1843 году. Ещё через четыре года, в 1847 году, был освящен главный корпус больницы. Ныне это областная клиническая больница на проспекте Ушакова в Херсоне.

Александр Захаров

http://www.grivna.ks.ua/archive/grivna/1571-grna-2017/grna-2017-16/59813-prikaz-obshchestvennogo-prizreniya-odno-iz-pervykh-uchrezhdenij-khersona

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.