on-line с 20.02.06

Арт-блог

07.02.2019, 11:25

Февраль-2019

Б Пастернак Февраль Достать чернил и плакать https://www.youtube.com/watch?v=Ba0t9sndAqg

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Новости региона

29.01.2019, 12:08

Дозволь собі бути щасливим

25.01.2019, 10:00

Відбувся флеш-моб «Моя стрічка-моя згода!»

16.01.2019, 10:38

“Краща книга Херсонщини”

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Приказ общественного презрения - одно из первых учреждений Херсона

Приказ общественного презрения - одно из первых учреждений Херсона

В нынешнее время, пожалуй, как никогда остро стоит вопрос милосердия и благотворительности

Впрочем, как и сотни лет назад, не менее острым является вопрос «псевдопопрошайничества», то есть ставшей уже профессиональной отрасли для вымогательства средств...

Злоупотребление милосердием
Ещё три-четыре века назад благотворительность была исключительной прерогативой церквей, монастырей и личного милосердия различных индивидуумов, но никак не заботой государственной власти. Последней было глубоко безразлично жалкое существование подданных, а тесная связь с народом проявлялась лишь путём пополнения армии новобранцами и взысканием налогов.

Первые формирования для призрения страждущих – детские приюты, бесплатные больницы и богадельни для безнадежно больных и стариков – открывались при церквях и монастырях. Содержание страждущих здесь осуществлялось за счёт собственных средств и вносимых прихожанами и меценатами пожертвований. В целом, немалая помощь нуждающимся оказывалась и просто частным образом лицами различных «достаточных» сословий, жертвовавшими средства на поддержку семейств вконец обнищавших селян, погорельцев, лишившихся крова или несчастных, потерявших кормильцев. То есть набожность подданных царя и глубокая вера в евангельские принципы «Доброхотно дающего любит Бог» были основой проявляемого в те времена милосердия.

Вот только, несмотря на все усилия, количество страждущих и жаждущих посторонней помощи в государстве ничуть не уменьшалось и даже с каждым годом заметно возрастало. Причем первопричиной этого были совсем не экономические составляющие или действительно трагические обстоятельства, в которые попадал человек. Просто, воспользовавшись культивируемым в обществе милосердием, некая прослойка того же общества, не сильно утруждавшая себя трудами по добыче хлеба насущного и не слишком обременявшаяся определенными моральными устоями, сделала попрошайничество своей профессией. Очень скоро профессиональное нищенство стало серьезной социальной проблемой в империи.

Лженищих – к ответу…
Первые попытки навести порядок среди нищей братии относятся к середине ХVII века – с принятия «Соборного уложения» в период царствования царя Алексея Михайловича (второй царь из династии Романовых). Следующим более конкретным документом, правда, касавшимся в основном столицы, стал указ следующего царя Фёдора Алексеевича, изданный им накануне своей смерти в 1682 году. Указ предписывал размещение всех «истинно нищих» по богадельням и монастырям. «Лодырей же, скрывающихся под личиной нищих», требовалось принудительно определить «к исполнению различного рода работ». Позднее каждый правящий страной царь-император неизменно «прикладывал свою длань» к решению этих насущных вопросов.

Глубокие реформы в этой области были проведены Петром І. В период его правления под страхом серьезного наказания просить милостыню запрещалось. Вместе с тем наказание ожидало и тех, кто подавал эту милостыню. Не жертвовал «централизованно» на содержание приютов, богаделен и прочее, как это полагалось, а именно подавал милостыню нищему на улице. Так, за первый «проступок» проявления уличного милосердия следовал штраф в размере 5 рублей. За второй – уже 10 рублей… Сумма по тем временам куда как внушительная, если учесть, что неквалифицированный рабочий мог заработать тогда всего лишь 5, реже 10 копеек в день. Пуд же мяса (16,3 кг) можно было купить за 30 копеек. Впрочем, окончательно искоренить нищенство в пределах империи не удалось и реформатору Петру.

Вместе с тем в этот период система общественного призрения выходит из-под юрисдикции духовенства и становится предметом государственных забот. Государство в некоторой степени берет на себя попечение о крайне неимущих слоях населения, в частности это касалось в первую очередь неспособных к труду инвалидов-солдат, которым назначались из казны специальные «кормовые деньги».

Приказы общественного призрения
В 1775 году, за три года до основания Херсона, согласно екатерининскому «Учреждению для управления губерний Российской империи», в каждой губернии были созданы приказы общественного призрения, которые стали осуществлять всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под свой контроль богадельни, школы, сиротские дома, заведения для умалишенных и неизлечимо больных. Занимались сбором средств, пособиями, пенсиями, кормовыми деньгами и т. д. В это же время работные и появившиеся чуть позже смирительные дома, в которые вместе с прочим контингентом заключали и способных к труду псевдонищих, перевели в ведение полицейской системы с надлежащим строгим содержанием. Ведь ещё изначально, с появлением института полиции в государстве, помимо решения множества различных вопросов в её компетенцию входило предупреждение нищенства, рост которого рассматривался как серьезная угроза национальному состоянию и стабильности общества. Впрочем, служба сия с задачей опять таки не справилась, как не смогли справиться с профессиональным нищенством другие службы гораздо позднее. Попрошайничество, пережив ряд различных, прямо противоположных политических строев в стране, преодолев все гонения, дожило до наших дней.

В период правления Екатерины ІІ в связи с большой нуждой в «рабочих руках» этой проблеме уделяли весьма серьёзное внимание, и немалое число псевдонищих, способных к физическому труду, принудительно пополнили ряды строителей Херсона.

Тем не менее одним из первых государственных учреждений в молодом строившемся Херсоне стал именно приказ общественного призрения. Который, благодаря отсутствию на первых порах в юном полувоенном городе привычного для старых городов контингента нищих, всецело занимался призрением воинов-инвалидов из числа местного гарнизона, потерявших трудоспособность, первых «свободных» строителей и немощных каторжников. Это уж потом, чуть позже, в период расцвета города, когда сюда потянулся различный люд, у приказа прибавилось множество иных забот.

К началу 20-х годов ХІХ столетия в ведомстве херсонского приказа общественного призрения имелись: богоугодное заведение (больница), дом для умалишенных, сиротский дом для детей обоих полов и богадельня для пожилых и нетрудоспособных. К слову, основателем богоугодного заведения и ряда иных благотворительных учреждений в Херсоне следует считать гражданского губернатора, действительного статского советника, француза графа Франца Карловича Сен-При, который руководил в то время ещё и приказом общественного призрения.

Расцвет благотворительности
ХІХ век стал веком создания и развития в империи весьма разветвлённой благотворительной структуры. В этот период появилась масса крупных и мелких благотворительных обществ, объединивших в своих рядах людей с весьма приличным достатком, способных и жаждавших оказать нуждающимся посильную помощь. Одним из первых обществ ХІХ века стало учрежденное в 1803 году по личной инициативе императора Александра І «Императорское человеколюбивое общество», деятельность которого была направлена на помощь нуждавшимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Супруга Александра І императрица Елизавета Алексеевна стала инициатором создания «Женского патриотического общества».

Без сомнения, с развитием Херсона деятельность благотворительных обществ распространялась и на него, хотя большинство дошедших до нас архивных материалов о деятельности подобных обществ относится к более позднему периоду: к концу ХІХ – началу ХХ веков. Тем не менее известно, что 29 декабря 1833 года императором Николаем I был рассмотрен и утвержден проект строительства комплекса зданий нового богоугодного заведения в Херсоне. Автором проекта был местный губернский архитектор Каменецкий. Однако к осуществлению проекта приступили лишь только спустя 10 лет – в 1843 году. Ещё через четыре года, в 1847 году, был освящен главный корпус больницы. Ныне это областная клиническая больница на проспекте Ушакова в Херсоне.

Александр Захаров

http://www.grivna.ks.ua/archive/grivna/1571-grna-2017/grna-2017-16/59813-prikaz-obshchestvennogo-prizreniya-odno-iz-pervykh-uchrezhdenij-khersona

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.