on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.04.2020, 12:07

Апрель-2020

Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь — туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору. И тихо дремлет бор зелёный, И в серебре лесных озёр Ещё стройней его колонны, Ещё свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор! Иван Бунин

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

06.04.2020, 10:17

Музеи всей Украины требуют от власти защитить их во время кризиса

Более 300 музейных работников из всех регионов Украины подписались под ...
31.03.2020, 12:55

Херсонці проводять онлайн лекції та майстер-класи

31.03.2020, 12:48

Херсонщина хоче розвивати спа- та велнес-туризм

 

Прощайте, «Товарищ»?

Легендарный парусный корабль, словно подбитая птица, стоит у причальной стенки английского города Ньюкасл и обреченно ожидает своей участи

Разгар лета. Набережная Днепра забита празднично одетой публикой, в воздухе мягко и печально звучат духовые оркестры: Херсон празднует День города. Все видимое зеркало реки покрыто шеренгами небольших парусных судов: яхт, вельботов, ялов, баркасов... А за ними, словно пастух за стадом разморенных летним зноем овечек, движется белоснежный трехмачтовый барк под полным парусным оснащением. В тот праздничный день «Товарищ» еще раз продемонстрировал городу свою красоту и мастерство своего экипажа.

65 лет прожил на свете этот редкостный корабль. Построенный в 1933 году на верфях Гамбурга, барк служил учебным судном ВМС третьего рейха. День поражения фашистской Германии он встретил на дне Балтийского моря возле острова Рюген - искалеченным и затопленным. Вскоре корабль подняли на поверхность, и он стал трофеем Советского Союза, Парусник был отремонтирован на верфях Лиепаи, перегнан на Черное море и приписан к порту Херсон, став собственностью местного мореходного училища имени лейтенанта Шмидта. В Германии он носил имя «Хорх Фок-1», в Советском Союзе же получил новое наименование - «Товарищ». Два последних десятилетия бессменным капитаном корабля был Олег Ванденко, выпускник Херсонской мореходки. По его словам, только учебный поход на парусном корабле может стать для курсанта подлинной школой мужества. «Школа мужества» - отнюдь не красивое выражение. Уверенно хозяйничать на реях во время шторма, на высоте десятков метров над ревущим морем способен далеко не каждый. Многопалубный океанический теплоход такого экзамена предъявить не может. Не раз случалось, что после рейса на «Товарище» несколько курсантов подавали заявления об отчислении, честно сознавшись в том, что выдержать такие испытания им оказалось не по плечу.

За свою долгую жизнь барк оставил за кормой более 500 тысяч морских миль - путь, равнозначный двенадцати кругосветкам по экватору. Он посетил 87 стран мира, бросал якорь более чем в ста портах. В тех учебных походах прошли практику свыше 15 тысяч курсантов, полторы тысячи из них стали затем капитанами дальнего плавания. А сколько блестящих побед завоевал в морских регатах этот учебный корабль со стальным корпусом и парусным оснащением площадью свыше 1800 квадратных метров! В 1972 году он стал победителем океанических гонок в честь 175-летия спуска на воду американского фрегата «Констелейшн» и обладателем «Золотого кубка Атлантики». Четыре года спустя барк получил хрустальный кубок герцога Эдинбургского за победу в регате «Парус-76». Впрочем, различных победных кубков, вымпелов, грамот, золотых медалей за свою историю «Товарищ» завоевал превеликое множество.

Но всему приходит свой черед. Шестьдесят лет для парусника - не такой уж преклонный возраст («Крузенштерн» и «Седов» в России заметно старше «Товарища»), тем не менее наступило время подлечить корабельные «болезни». Но, хотя Украина и относится к числу ведущих мировых держав в области судостроения и судоремонтной промышленности, ей сегодня оказалось не под силу восстановление исторического судна. Переговоры с находившимися в Херсоне английскими специалистами как будто пообещали благоприятные условия ремонта в доках недавней «владычицы морей». Однако, когда барк прибыл в Ньюкасл, при ревизии выяснилось, что катастрофически истончившийся корпус судна требует очень серьезных и дорогостоящих восстановительных работ, а в целом на ремонт необходимо более трех миллионов долларов. Таких денег ни у мореходки, ни у Министерства образования Украины, которому мореходка подчиняется, нет и, судя по всему, в обозримом будущем не будет. Обратная же дорога в Херсон для «Товарища» тоже закрылась: буквально на следующий день после прибытия в Ньюкасл закончился срок сертификата, дающего право на выход в открытое море.

Так началась печальная эпопея, длящаяся уже почти три года. Были времена, когда остававшийся на корабле десяток человек команды жил на подаяния местных благотворительных фондов. Ситуация же с ремонтом оставалась неопределенной. Возникали различные варианты решения проблемы, но так и не нашлось ответственного лица, способного взять на себя смелость сказать твердое «да» или «нет» тому или иному проекту... В какой-то момент показалось: один реальный и вполне приемлемый проект все-таки появился. В Англии происходило становление Национального парусного центра «Tissaid», который планировал заниматься также и ремонтом парусников (их в мире насчитывается несколько сотен). Предполагалось, что центр за свой счет восстановит «Товарища», а за эту услугу судно на несколько лет перейдет в его пользование для учебных рейсов с курсантами на борту.

При этом англичане гарантировали, что ежегодно морскую практику на  «Товарище» будут проходить (бесплатно!) и украинские курсанты. Со временем, окупив стоимость ремонта, барк должен был снова возвратиться в родную Херсонскую мореходку. Чем не выход? Посольство Украины в Великобритании всячески старалось поспособствовать, чтобы этот проект стал реальностью. Но решать конкретные хозяйственно-договорные проблемы - не в компетенции дипломатов. А те люди, в чьем ведении находилось решение этого вопроса, так и не соизволили дать определенный ответ. Тем временем в Англии произошли изменения во властных структурах, парусный центр претерпел реорганизацию, фирма, предлагавшая взять на себя обязательства по ремонту «Товарища», прекратила свое существование, и судьба парусного барка окончательно зашла в тупик.

В канун Нового года в Ньюкасл отправился очередной сменный мини-экипаж из десяти человек во главе с капитаном Юрием Кущенко. Моряки будут охранять корабль и поддерживать на нем противопожарную безопасность, чистить судовые механизмы. И ожидать: чем же все это закончится? Два года назад посол Украины в Великобритании смог договориться с англичанами о том, что они будут финансировать «выжидательную» стоянку. Но уже в ближайшие месяцы срок этой договоренности заканчивается. И что тогда?

Начальник Херсонской мореходки Владимир Ходаковский все еще пытается найти выход из положения. Есть слабая надежда, что помогут в спасении судна немцы, 65 лет тому назад построившие «Хорх Фок-1», превратившийся впоследствии в «Товарищ». Но это, скорее, надежда, чем реальный проект. Конечно, загубив, распродав и потеряв Черноморское морское пароходство, бывшее в свое время лидером советского судоходства, Украина едва ли воспримет как трагедию потерю одного корабля, тем более парусного. И все же будет очень жаль, если сказочно красивый барк, служивший школой мужества для полутора тысяч капитанов дальнего плавания, исчезнет из морского регистра Украины совсем. Дай Бог, чтобы этого не случилось.

Владимир Кульчицкий
«Труд-7».- 22.01.1999

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.