on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

Прототип миномета изобрел наш земляк

Периодически в нашей рубрике «На перекрестке времен» появляются статьи о херсонцах и уроженцах бывшей Херсонской губернии, оставивших свой достойный след во всемирной истории. Наш очередной рассказ – об одном из изобретателей «миномета», морском офицере Сергее Власьеве, который был к тому же одним из первых отечественных подводников
Династия морских офицеров Власьевых, служивших на Черном море, уходит корнями в те далекие годы славной истории, когда в Херсоне были построены и спущены на воду первые военные корабли Черноморского флота. Посему верный семейной традиции преемственности Сергей не мыслил своей жизни без моря и офицерского звания. Первым его шагом на пути к поставленной цели стал Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, куда юноша поступил в 1893-м. Спустя 7 лет Сергей Власьев, в числе лучших выпускников награжденный премией имени адмирала Нахимова, был произведен в мичманы (младший офицерский чин на флоте) и назначен для дальнейшего прохождения службы в 28-й флотский экипаж, который базировался на Черном море.

По прошествии трех лет молодой офицер, еще в кадетском корпусе всерьез интересовавшийся минным делом, поступил для дальнейшего обучения в Минные офицерские классы Балтийского флота. В то время преподавателем физики, математики и электротехники здесь был профессор Электротехнического института императора Александра III Александр Попов, более известный нам как изобретатель радио. Вместе с изучаемыми предметами Александр Степанович открыл перед студентами широкие перспективы использования радиосвязи в будущем, особенно в морской практике.
Мичман Власьев заинтересовался идеей беспроводной радиосвязи и стал горячим сторонником изобретения Попова. А когда, окончив Минный класс, был командирован на Дальний Восток, ему, уже как специалисту радиодела, доверили сопровождение и доставку в Порт-Артур первой в тех краях радиостанции.

Служба старшего минного офицера Власьева на минном заградителе «Енисей» началась в канун Русско-японской войны. Уже на второй день после начала боевых действий, во время выполнения боевого задания по постановке минного заграждения в глубоководной бухте Талиеван, неуклюжий «Енисей» подорвался на собственной мине. На судне сдетонировали подготовленные к постановке мины, произошел сильный взрыв, часть экипажа погибла. Раненый мичман Власьев не покинул боевой пост и вместе с оставшимися моряками боролся за живучесть судна. Однако повреждения заградителя оказались серьезными, и «Енисей» затонул. За стойкость и мужество, проявленные мичманом во время катастрофы, и распорядительность во время спасения оставшихся моряков Власьев был награжден орденом Святой Анны IV степени.

Дальнейший послужной список мичмана полнился службой на эскадренных броненосцах «Цесаревич» и «Победа», участвовавших в боевых действиях против японской эскадры. В середине осени 1904 года мичман Власьев занимался разработкой огневых средств защиты крепости при генерал-лейтенанте Романе Кондратенко, который командовал обороной Порт-Артура.
Сергей Власьев совместно с помощником начальника артиллерии по технической части капитаном Леонидом Гобято разработал и наладил производство ручных гранат. Их собирали из имевшегося в осажденной крепости ненужного металла и взрывчатого вещества из обезвреженных трофейных мин. Также Власьев и Гобято испытывали корабельные торпедные установки, снятые с погибших судов и перенесенные на стены крепости.

Следующим немаловажным изобретением «минно-артиллерийского» дуэта стало переснаряжение шрапнельных снарядов крепостной артиллерии в фугасные. А еще – разработка нового по конструкции бризантного снаряда. Причем производство таких снарядов наладили тут же, в крепости, а исходным материалом для них послужили старые бронзовые китайские пушки, чугун и, опять-таки, трофейная взрывчатка. Кроме того, японские снаряды, падавшие на крепость, вследствие ненадежности взрывателя зачастую просто-напросто не срабатывали. Крепостные умельцы меняли взрыватели на более надежные и отправляли «гостинцы» обратно.

Однако венцом изобретательности тандема стал проект использования легкой крепостной артиллерией так называемых шестовых мин. Подобная мина была изобретена в России в 1862 году и представляла собой пороховой заряд весом 1–1,5 пуда (16–25 килограммов), присоединенный к концу 8–15-метрового бревна, которое жестко укреплено на носу броненосного катера. Она имела ударный взрыватель, а потому, чтобы привести её в действие, нужно было приблизиться на минимальное расстояние к корпусу вражеского судна. Впрочем, с развитием легкой скорострельной артиллерии подобный способ уничтожения кораблей неприятеля становился малоэффективным и уже к началу нового, ХХ века полностью изжил себя.

Теперь же, во время обороны Порт-Артура, в сложной ситуации пришлось вновь вспомнить о забытом изобретении. Взяв за основу строение шестовой мины, мичман Власьев сконструировал несколько иной образец, годный для стрельбы при больших углах возвышения из корабельных орудий малого калибра. В сущности всё выглядело достаточно примитивно: гильзу с зарядом, пыжом и компенсатором из мягкого металла вставляли в камору орудия с казённой части как обычный патрон, а шест мины – в канал ствола сверху. Причем и мина, и её свободно скользящее по шесту «оперение» находились над орудийным стволом (отсюда и её название – надкалиберная). Стрельба подобными минами по осадным работам и штурмующим отрядам неприятеля оказалась достаточно эффективной, наносила урон и сеяла панику в стане врага.

15 декабря 1904 года во время пребывания в форте № 2 командующего обороной крепости генерал-лейтенанта Кондратенко японцы начали интенсивный обстрел форта. Прямое попадание гаубичного снаряда в его каземат вызвало сильнейший взрыв хранившихся здесь боеприпасов. Вместе с командующим Кондратенко погибли 8 офицеров и множество находившихся там солдат. Существует версия, что направленные действия японской осадной артиллерии были неслучайны и вызваны предательством кого-то из высших чинов, ратовавших за сдачу японцам. Как бы то ни было, смерть Кондратенко решила судьбу оборонявшейся крепости.

Уже в 20-х числах декабря новый командующий обороной генерал Стессель вопреки мнению Военного совета крепости объявил о начале переговоров о сдаче Порт-Артура. Спустя 3 дня условия сдачи гарнизона были подписаны. В то же время, не желая сдаваться в плен и игнорируя приказы командующего, группка офицеров, в том числе мичман Сергей Власьев, на минном катере броненосца «Победа» смогли прорваться сквозь морскую блокаду японцев и уйти в Китай. Через 10 дней Власьев прибыл в ставку генерала Куропаткина с докладом о последних днях обороны Порт-Артура, а уже в феврале 1905 года принимал участие в знаменитом Мукденском сражении.

После окончания Русско-японской войны Сергей Николаевич был произведен в лейтенанты и был назначен помощником командира строившегося подводного миноносца «Макрель». Российский подводный флот, делавший в то время первые шаги на этом поприще, имел в своем составе всего лишь несколько единиц подобных лодок, приспособленных для подводного плавания. А посему новое назначение приняли с должным энтузиазмом. Многому приходилось учиться, исходя лишь из собственного опыта. Причем любая ошибка могла привести к гибели людей и потере плавсредства.

Весной 1906 начался первый набор курсантов. Среди 7 офицеров, отобранных в отряд, оказался и лейтенант Власьев. Согласно интернет-материалам, в списке первых офицеров-подводников российского флота имя лейтенанта Власьева числится под номером 25. После выпуска из учебного отряда его назначили командиром строившейся подводной лодки «Акула» – это самая крупная и современная по тем временам субмарина Российского флота. К началу Первой мировой войны из 11 подводных лодок империи лишь «Акула» была по-настоящему боеспособной единицей. Порой только одно присутствие подводного судна сеяло панику на судах врага и обращало их в бегство.

В 1915 году в жизни командира 1-го дивизиона подводных лодок лейтенанта Власьева произошла семейная драма, закончившаяся дуэлью и сломанной карьерой. По закону военного времени дуэлянта Власьева предали суду, лишили всех прав, состояния, воинского звания, дворянства, отличий, в том числе орденов и медалей, и приговорили к ссылке и каторжным работам. Лишь заступничество главнокомандующего армиями Северного фронта генерала Рузского смягчило приговор. Виновник был «сослан» для продолжения службы в транспортную флотилию Черного моря, где за достаточно короткий срок смог пройти послужной путь от коменданта транспорта «Хиос» до начальника базы, обеспечивавшей боевые и тыловые потребности Кавказской армии.

Во время Гражданской войны в составе Добровольческой армии он занимал пост начальника морской обороны Отдельной Одесской добровольческой бригады. Командовал сформированным им отрядом судов для действия на реках, затем – дивизионом речных судов. В июле 1920-го Власьев был произведен в капитаны I ранга, а уже в ноябре того же года, после падения Крыма – последнего оплота белого движения, в числе прочих военморов эвакуировался в Константинополь.
Дальнейшая жизнь Сергея Власьева, в сущности, ничем не отличалась от десятков тысяч жизней людей, находившихся в изгнании. Работал в конторе автомобильной фирмы «Рено», водителем такси в Париже... Сергей Николаевич умер в 1955 году и похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Александр Захаров
«Субботний Выпуск».- № 10 (538).- 02.03.2012.- стр. 13

http://www.grivna.ks.ua/prototip_minometa_izobrel_nash_zemljak.htm  

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.