on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Прямое водное сообщение Херсон-Киев

Прямое водное сообщение Херсон-Киев

«Відкрилося наскрізне сполучення по Дніпру. 28 березня з Херсона до столиці Радянської України відправився пасажирський пароплав “Комсомол”. 29 березня з Києва в Херсон прибув пасажирський пароплав “Ф. Енгельс”, який 26 березня першим відкрив наскрізне судноплавство по Дніпру. Почалося щоденне пасажирське сполучення на лінії Херсон - Київ».
Херсонская газета «Наддніпрянська правда», март 1950 года.

Если быть точным, «сквозное» пассажирское сообщение Херсона с верховьями Днепра оказалось возможным ещё на исходе 1930-х годов, когда в эксплуатацию были приняты судовые шлюзы Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС) – масштабной по тем временам и беспрецедентной стройки, затеянной в СССР. Грандиозная, практически вручную построенная плотина, перекрывшая реку, почти на 50 метров повысила уровень воды, скрыв таким образом смертельно опасные днепровские пороги, сотни лет служившие препятствием для судоходства в этих местах.

Первым пассажирским пароходом, преодолевшим теперь уже неопасную преграду, стал пароход «Софья Перовская». С этого момента открылась новая страница в истории судоходства по Днепру, в сотни раз увеличившая грузо-пассажирские перевозки и в значительной мере сократившая их стоимость. Впрочем, триумф советской инженерной мысли, кстати, вполне заслуженно разделённый и иностранными специалистами, принимавшими в строительстве самое непосредственное участие, оказался слишком кратковременным. Виной всему стала грянувшая война.

18 августа 1941 года, в день, когда гитлеровские войска входили в Херсон, по указанию советского руководства было взорвано оборудование машинного зала гидроэлектростанции. Мощный взрыв разрушил и саму плотину в средней её части… В период послевоенного строительства, в течение 1949–50 годов, это гигантское гидросооружение было восстановлено и вновь пущено в строй. Благодаря чему опять появилась возможность «сквозного» водного сообщения между Херсоном, Николаевом и городами, расположенными в Черноморском бассейне, с верховьями Днепра, в том числе и Киевом.

Что же касается пассажирского парохода «Фридрих Энгельс», который первым открыл послевоенное сообщение между Херсоном и столицей Украины Киевом, то это был построенный в 1900 году в Бельгии для Русского общества пароходства и торговли колёсный пароход. Первоначально он назывался «Кочубей». Более двух десятилетий под этим именем отработал пароход на местном Херсонско-Александровском (ныне Запорожье) маршруте, перевозя грузы и пассажиров.

В период смуты Гражданской войны, не попав в число судов, реквизированных для вооружённых сил, пароход успел поочерёдно побывать в руках белых, немцев, англо-французов, украинских войск и, наконец, красных, продолжая нести свою службу по перевозке пассажиров и грузов. Но так как, похоже, тяга к переименованиям – это признак любого нового времени, то после Гражданской войны, в советский период, судну пришлось сменить «фамилию».

В 1922 году в местной газете «Херсонский коммунар» появилась информация: «В ознаменование пятой годовщины Октябрьской революции переименовываются пароходы Нижнего Днепра и Южного Буга…». Далее следовал список старых и новых названий, среди которых был и «Кочубей», ставший теперь «Энгельсом». Новые названия поистине отражали «дух» советского времени. Так, «Скорый», курсировавший меж Херсоном и Николаевом, в одночасье стал «Лениным». «Виктория» пароходства Кумана и Шевалды стала «Коминтерном». «Сестра», некогда принадлежавшая РОПиТ, – «Профинтерном». «Гетман» стал «Карлом Либкнехтом», а «Украинец» – «Свердловым»…

После капитального ремонта в 1924 году на заводе имени Коминтерна» (бывший Вадона) в Херсоне с началом навигации 1928 года «Энгельс» совершал ежедневные рейсы по старому маршруту Херсон – Александровск – Херсон. Спустя ещё десяток лет «Энгельс» вырвался за пределы низовьев Днепра, запертого порогами, и оказался в числе первых пароходов, беспрепятственно миновавших опасные для судоходства места и открывших новый маршрут Херсон – Киев – Херсон.

В 1941 году пароход, осуществлявший эвакуацию пассажиров и грузов, не раз подвергался налётам гитлеровской авиации. Однако, на удивление, допотопному колёсному пароходу удавалось как-то обходиться наименьшими потерями. Но всё же в начале сентября того же года под Кременчугом «Энгельс» попал под массированный артиллерийский огонь врага и затонул…

В 1944 году, после освобождения Украины от фашистов, судно было поднято и отбуксировано для ремонта на интенсивно восстанавливаемый Киевский судостроительный завод. Спустя два года, в 1946-м, пароход, теперь уже под именем «Фридрих Энгельс», вновь был введён в эксплуатацию и продолжал работать сначала на киевских маршрутах. Затем, после восстановления шлюзов, возвратился в Херсон, где продолжал ходить по старому маршруту, о чём поведала своим читателям «Надднепрянка» в марте 1950 года.

Послевоенное восстановление судоходства на Днепре сделало эту отрасль наиболее мощной и рентабельной. По некоторым данным, рекой в тот период перевозили более 20 миллионов тонн грузов в год! Вполне реальная цифра, если учесть, что многие херсонцы помнят ещё, как тесно было на Днепре от судов различных размеров и предназначений. В общей сложности более 60 лет жизнь парохода «Фридрих Энгельс» была связана с портом его приписки – Херсоном. Уже в начале 1970-х «старичок», отслуживший все сроки, вышел в отставку и был порезан на металл.

Александр Захаров
Источник информации

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.