on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Новини регіону

07.09.2024, 13:02

Фестиваль "Мельпомена Таврії" запрошує на заходи в артхабі Херсона

  Запрошуємо на події 26-го Міжнародного театрального фестивалю ...
03.09.2024, 22:24

Влада РФ визнала вивезення з Херсона до Криму понад 12 тисяч картин – ЦЖР

Російські сили вивезли з Херсона до Криму понад 12 тисяч картин, заявив ...
02.09.2024, 19:04

Херсонцям провели музичну терапію «Коло життя»

    У Херсоні відбулась прем'єра музично-терапевтичної ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XIX століття > Порожні могили. Потьомкін (частина друга)

 

Пустые могилы. Потемкин (часть вторая)

В 1798 году император Павел I, узнав, что «тело Потемкина стоит непреданным земле», приказал, чтобы «тело, без дальнейшей огласки, в самом же том погребу погребено было в особо вырытую яму, а погреб засыпан землею и изглажен так, как бы его никогда не бывало». Приказание по-солдатски краткое, точное и не дающее повода для кривотолков. Речи «о выбрасывании праха из склепа» совсем не было, вот почему «херсонский комендант полковник и кавалер Тернер» рапортовал своему начальству об исполнении императорского «соизволения» в точности... не уточняя, что склеп был засыпан землею, вход заложен камнем, а сверху настелен деревянный пол. Как видим, работу проводили военные, а не церковники. И пусть не совсем в соответствии с приказом, но с соблюдением секретности. Это подтверждается народной молвой, которая гласила, что гроб... вынесен на общее кладбище или что прах был истреблен «во крепостном рву, а мавзолей разрушен».

В 1818 году, то есть, спустя 20 лет после «изглаживания» склепа, архиепископ Иов решил уточнить правдивость «истребления» тела князя. Ночью 4 мая, в присутствии нескольких духовных лиц (а не тайно!), подняли церковный пол и, проломив наугад открывшийся свод склепа, увидели гроб. Сняв крышку, убедились в том, что тело находится там невредимым. Иов вынул из склепа какой-то сосуд, который после якобы был отправлен или в село Чижово, на родину князя, или в Белую Церковь. Вероятно, сосуд и послужил возникновением версии у людей с очень богатым воображением о похищении... самого тела.
Подозревать архиепископа даже в наше прозаически-меркантильное время в том, что он «уладил одно дельце» и через пролом в своде «вытащил прах» и тайно увез его в Белую Церковь все к той же графине Браницкой (что за навязчивая идея?!)... Не верится абсолютно!

В ряде печатных изданий того времени упоминается еще один предмет, который взял архиепископ из гроба — треугольная пластинка, кость из затылка черепа, очевидно прикрывающая отверстие для бальзамирования. Спустя 41 год, в 1859 году, рабочие, производя ремонт пола в церкви, обнаружили пролом и спустились в склеп. Из развалившегося деревянного гроба вынули череп и уцелевшие кости, вложили в ящик с задвижкой и там же оставили. В 1873 году Одесское общество истории и древностей, решив профессионально обследовать полузабытый склеп Потемкина, создало особую ученую комиссию. 19 августа 1874 года члены комиссии, спустившись в склеп, увидели ящик, в котором лежали череп с треугольным отверстием с затылочной стороны и клочки темно-русых волос. Вместе с черепом лежало несколько костей. В склепе находились части деревянного и свинцового гробов, куски золотого позумента и три шитые канителью орденские звезды первой степени — Андрея, Владимира и Георгия.

Это последние предметы, которые подтверждали принадлежность могилы Светлейшему князю Потемкину-Таврическому. Как ни странно, но сторонники версии о похищении тела Потемкина архиепископом Иовом и перезахоронении его в Белой Церкви рьяно опровергали выводы комиссии. А спустя 84 года начали объяснять причину отсутствия могилы в Белой Церкви тем, что петлюровские солдаты, мстя князю как бывшему запорожцу Грицьку Нечесе за измену и уничтожение Сечи, сожгли его кости, а склеп уничтожили. Мысль удивительно мудрая: доказательств нет, а «гипотеза», пусть виртуальная, остается... для доверчивых.

Александр Абросимов
Джекрело інформації: «Новый фаворит».- 01.01.2004
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.