on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Реформа образования: сто лет назад херсонские школьники должны были знать греческий язык

Реформа образования: сто лет назад херсонские школьники должны были знать греческий язык

В прошлом номере «Субботнего выпуска» мы рассказали о детских развлечениях в старом Херсоне. В частности, о популярной для всех возрастов площадке Общества содействия физическому воспитанию детей и летней колонии в Скадовске, где дети отдыхали в период летних школьных каникул. Ныне же речь пойдет о школе

В разных учебных заведениях дореволюционного Херсона учебный процесс начинался и заканчивался в различное время. То есть 1 сентября не было главной точкой отсчета нового учебного года. Например, в 1908-м в Первой женской гимназии занятия начались с 25 августа, в женской гимназии Карачевской-Волк - с 26 августа, в коммерческом училище - с 1 сентября. О дате оповещали учащихся и родителей местные газеты.

Переводные экзамены и экзамены на получение аттестата зрелости в каждом учебном заведении также проходили в различное время (с конца апреля) и оканчивались не позднее 15 мая. А с 15 мая начинались летние каникулы. То есть учащиеся старого Херсона отдыхали больше наших современных школьников, по крайней мере недели на две. Впрочем, летние каникулы автоматически переходили в «трудовой семестр», особенно в сельской местности, ибо ученикам приходилось помогать родителям, занятым тяжелым сельскохозяйственным трудом. А как известно: «летом день год кормит». Так что доводилось трудиться, чтобы заработать копеечку научение. Ведь школа-то была платная!

Были в истории школы времена, когда плата за обучение в школьных заведениях была достаточно высокой. Так, в херсонской губернской гимназии в 1868 году ежегодная плата для учащихся с 1 по 4 классы составляла 20 рублей, в старших 5-7 классах - 25 рублей. В сельских земских школах с четырехклассным образованием - от 7 рублей 30 копеек до 10 рублей. Существовали также школы удешевленного типа для бедноты. В Херсоне одна из таковых располагалась на Карантинном острове, население которого насчитывало тогда около тысячи человек. Оплата за обучение в этой школе была чисто символической - всего 2 рубля в год.

Плату за гимназическое обучение обычно вноси ли за полугодие вперед - в течение июля-августа и января-февраля. К расходам на обучение в гимназии следует приплюсовать стоимость обязательной школьной формы, учебных принадлежностей и учебников. Всё вместе тянуло на весьма кругленькую сумму - рубликов эдак в 50, а то и все 60! Скажем, семье младшего чиновника, состоявшего на государственной службе и получавшего всего 25 целковых в месяц, было достаточно сложно содержать даже одного ребенка-гимназиста. А ведь подобные небольшие жалования в то время были у многих херсонских обывателей. К примеру, у почтовых служащих, библиотекарей, санитаров и помощников земских учителей. Да и у самих учителей до реформы 1910 года жалования были ненамного выше. Хотя дополнительно к зарплате они получали еще и «квартирные», а в сёлах губернии некоторые крестьянские общества, осознавшие необходимость обучения своих детей в школах, поддерживали учителей продуктовыми выплатами: куль муки, пару пудов картофеля, полсотни куриных яиц...

Кстати, местные сельские власти порой пытались сэкономить на жалованиях учителей. Так, в 1902 году «верховная власть» посадов Березнеговатого и Висунска, входивших в Херсонский уезд (сейчас это Николаевская область), вдруг постановила «удержать в свою пользу» четырехмесячное летнее жалование учительниц, мотивируя свое решение тем, что «тепер літо, йдіть поденно робить, учення нема в школі». Решение это возмутило общественность, а в херсонской газете «Югъ» появился фельетон «По градам и весям». Его автор с сарказмом писал: «Сохранить бюджет - очень хорошая штука, особливо ежели в глубине сердец копошится скверненькое сознание, что в оскудении его виноваты они же, думцы, но драть шкуру с ни в чем не повинных людей - не годится!». Словом, благодаря общественности четырехмесячное жалование учителей удалось отстоять.

Да и как же иначе, если еще в начале XX века сельская учительница была, пожалуй, самым бесправным существом крестьянской глубинки. Вот как описывает жизнь сельской учительницы в 1902 году один из журналистов того времени: «Тяжело, безотрадно тяжело живется учительницам... Холодная грязная изба, служащая и школой, и жилищем, полное одиночество, полуголодное существование и крошечное жалование, которого не хватает даже на предметы первой необходимости, и ко всему этому вечная зависимость от всякого, кто имеет хоть маленькое отношение к школе... Но, несмотря на трудности и лишения, эти маленькие героини делают свое великое дело и, как это ни странно, даже любят его...».

А между тем нагрузки на сельских учителей были весьма велики. Так, из отчета Херсонской земской управы 1903 года следует, что в это время в уезде существовало 140 школ (в их числе 23 школы удешевленного типа), в которых учился 13351 ученик. Педагогический персонал состоял из 244 лиц обоего пола. То есть в среднем на каждого учителя приходилось по 51 ученику. Размер вознаграждения земских учителей составлял от 250 до 450 рублей в год. Он зависел от многих факторов, одним из которых был факт наличия у учителя специального образования.

Реформа народного образования 1910 года некоторым образом изменила прежнюю структуру школьного и гимназического обучения и значительным образом улучшила финансовое положение учительского персонала. Жалования за безупречную службу на школьном поприще были увеличены. Но всё так же они оставались в зависимости от образованности учительского персонала. Так, зарплаты учителей, имевших высшее образование, были примерно на четверть выше жалования учителя, окончившего всего лишь учительские курсы. Соответственным образом начислялась и пенсия: «Пенсии назначаются при выходе в отставку прослужившим не менее 25 лет по учебной службе: директору и начальнице гимназии по 2000 р. в год, инспектору - 1700р., учителям и учительницам с высшим образованием - 1200 р., а без высшего - 720 р.». То есть это был весьма хороший стимул для стремления получить высшее педагогическое образование.

Вообще, в начале XX века образованию в империи стали уделять особое внимание. За 10 лет, предшествовавших Первой мировой войне, расходы земств на народное образование возросли более чем втрое, а действенные школьные реформы следовали одна за другой. В 1903 году был представлен проект реформы средней школы, которая предусматривала замену прежнего раздельного обучения девочек и мальчиков совместным обучением. Правда, это касалось лишь первых четырёх классов низшей начальной школы. В старших классах обучение вновь становилось раздельным. Впервые опыт совместного обучения был испробован в 1906-м в Московской женской гимназии Вяземской. Однако Херсона это новшество коснулось лишь спустя три года. Тогда инспектор народных училищ уведомил городскую управу о разрешении преобразовать военно-форштадтские школы в смешанные для детей обоих полов.

Реформа 1903 года предусматривала постепенный переход ко всеобщему образованию. Для его осуществлений было намечено строительство новых современных школ, которые планировали возвести к началу 1920-х годов. К радости гимназистов, реформы коснулись и непосредственно учебного процесса. Из количества обязательных предметов был выведен ненавистный многим поколениям учащихся греческий язык, однако латынь всё так же оставалась в числе основных. Причем выпускникам реальных училищ теперь открывался доступ к факультетам университета, но только через дополнительные испытания по латинскому языку...

Кроме латыни в старой гимназии изучали еще французский, немецкий и английский языки. Реформа 1903 года коснулась и этих предметов. Для успешного изучения языков были введены внеклассные занятия, которые должны были быть добровольными. «К ним не допускаются учащиеся, не успевающие по русскому языку и математике. Оценка успехов в этих занятиях прилежания и поведения отметками не допускается. Занятия должны проводиться без учебников, письменных работ и заключаться в живых беседах об окружающих предметах и в рассказах о прочитанных отрывках литературного, географического и исторического содержания». К этим занятиям допускали учащихся старших (с 4-го) классов. Причем группы не должны были превышать десять человек, а вознаграждение преподавателю предполагало не выше 20 копеек в час с каждого ученика.

В 1908 году по личному пожеланию императора Николая II военное министерство и министерство народного образования «ввиду улучшения физического развития молодежи и подготовки ее к военной службе» разработали проект введения в земских учебных заведениях обязательных занятий по обучению строю и «соколиной» гимнастике. Занятия с учащимися должны были проводить запасные или отставные унтер-офицеры, для которых это становилось дополнительным приработком к пенсии.

В период войны, в преддверье разразившейся вскоре Октябрьской революции, в стране проходила уникальная реформа. Она коснулась всех отраслей образования - от начального до университетского. Всего лишь за два года (1915-1916) было сделано то, на что ныне не хватает десятилетий. Однако последующие события революционного переворота, ввергнувшие страну в бездну гражданской войны, свели на нет все достижения уникальной реформы.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №30 (713).- 23.07.2015.- стр.13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.