on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новини регіону

02.12.2024, 23:49

Екскурсія від Гончарівки пройшла для ВПО у Тернополі

30 листопада Херсонська обласна універсальна наукова бібліотека імені ...
28.11.2024, 22:46

Відбудеться презентація електронної книги "Ламент Херсонщини"

Відбудеться онлайн презентація книги з історіями жителів Херсонщини, яка ...
27.11.2024, 23:14

У Херсоні історичний фестиваль LEGIO Historica спустився під землю

У Херсоні 23 та 24 листопада відбувся історичний фестиваль LEGIO Historica. Протягом ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Реклама початку XX століття по-херсонськи

 

Реклама начала XX века по-херсонски

«Каждый наш граммофон - говорящая машина, но не каждая говорящая машина - граммофон!»
Продолжая тему старых херсонских газет, поговорим о рекламе товаров, услуг, газетных объявлениях и о том, что собой представляла "доска объявлений" в дореволюционный период.

В середине XIX века газетной рекламе стали уделять достойное внимание, ведь именно тогда человечество внезапно осознало, что реклама - это действенный двигатель торговли. К попыткам первой скромной херсонской рекламы можно отнести размещенный в газете «Херсонские губернские ведомости» в 1868 году прейскурант цен Херсонской губернской фотографии: «Желая сделать заведение общедоступным, губернская фотография вошла в сношение с главным депо Санкт-Петербурга и получив от него новый прибор Дальмейера, химические продукты и другие принадлежности лучшего качества и в больших размерах, по самым дешевым ценам, нашла возможным удешевить работы до следующих цен».

Далее следовали расценки на определенные виды фоторабот. Причем нам, искушенным современным моментальным фото, «карточки в два лица под зеркальным лаком» или «группы от 3 до 5 лиц на белом фоне в полпластинки» теперь покажутся достаточно курьезными. Впрочем, тогда к фотографии в Херсоне начинали только-только привыкать, а поэтому, судя потому, что губернская фотография принимала заказы, «не исключая праздники», работы у нее было действительно немало.

Первые рекламные шаги в «Херсонских губернских новостях» и на досках объявлений были довольно скромны и за отсутствием графических элементов, присущих привычной нам печатной рекламе, практически ничем не отличались от обычных газетных материалов.
Первые рекламные шаги в «Херсонских губернских новостях» были довольно скромны и за отсутствием графических элементов, присущих привычной нам печатной рекламе, практически ничем не отличались от обычных газетных материалов.

Только с появлением в 1898 году новой херсонской газеты «ЮГъ», издаваемой секретарем херсонского Губернского статистического управления Виктором Гошкевичем, в Херсоне по-настоящему началась эпоха газетной рекламы. Одним из первых рекламных объявлений стало объявление галантерейного магазина Б. Закса, расположенного на Суворовской улице в Херсоне: «Получены модные зонтики, шляпки, шелковые и сатиновые юбки, французские цветы и перья для шляп, погоны учительские и других ведомств, шашки для полицейских, половая и мебельная клеенка».

Тут сделаем отступление и немного разъясним для современного читателя, что такое «погоны учительские и других ведомств». Дело в том, что с раннего возраста жизнь и деятельность подданных Российской империи была связана с форменной гражданской одеждой. Форму начинали носить еще в учебных заведениях. Определяясь на гражданскую службу, служащий в прямом смысле становился частью ведомства, к которому принадлежал. Должен был носить утвержденную гражданскую форму с погонами и эмблемами, неукоснительно исполнять требования внутреннего устава ведомства.

Парадокс, но, скажем, служащие почтово-телеграфного ведомства не имели права без разрешения своего начальства жениться или выходить замуж за представителей других ведомств. Так, местный «ЮГъ» однажды констатировал факт «неповиновения» одного из телеграфистов, изменившего семейное положение без ведома начальства. Около года ему удавалось успешно скрывать свою женитьбу, однако тайное всегда становится явным. Итогом разбирательства начальства стало его изгнание со службы.

Известны случаи заключения письменного договора между гимназическим начальством и молодыми учительницами, в том что последние обязуются не выходить замуж и не встречаться с представителями противоположного пола в течение определенного ряда лет.

Почти в первых номеpax «ЮГа» в 1898 году появляется графическая реклама, притягивающая взор читателя на странице, полностью заполненной шрифтом. Причем интересно, что это была... пивная реклама! «Требуйте везде пиво Царское, Пильзенское, Мюнхенское и Бок-бир Выc. утв. т-ва В. Санценбахера и на складе». «Пиво в кружках! Богемская стеклянная кружка с патент, запором «Сименс» и металлической ручкой. Богемия (Австрия). Признанные преимущества. Изумительная популярность. Огромный сбыт. Украшение всякого стола. Преимущества: герметический запор, дешевая цена, простая чистка, не прокисает, как глиняные кружки, элегантный вид. Кружки литровые всегда на складе, полутора- и 2-литровые подготавливаются. Цены по первому требованию».

Уже в конце XIX века никто не сомневался в том, что реклама способствует увеличению торговых оборотов. В этот период в херсонских газетах можно отыскать ряд мудрых изречений, посвященных рекламе: «Ловкий в рекламе человек без забот проживет свой век», «Успешная реклама - это золото в кармане», «Понятная реклама - залог успеха», «Главное в торговле - успешная реклама», «Без рекламы нет успеха - талант и ум не заменят рекламы».

И тут же: «Вы всегда будете здоровы, если будете пить пильзенское пиво Дурьяна, гигиенический коньяк без сахара и чай Оборина. Единственный представитель Д. И. Тотеш». Реклама начала XX века отличалась своими крайней простотой и понятностью: «Нельзя не купить шляпу к началу сезона в магазине М. Красносельского». И ведь действительно, нельзя не купить! Тем более что появление на улице с непокрытой головой было тогда признаком дурного вкуса, а еще - отступлением от вековых народных устоев.

Многие газетные объявления начала века касались обучения и репетиторства: «Студент-специалист по математике, знающий теоретически французский и немецкий языки, дает уроки». Или «Опытная учительница, знающая музыку, окончившая гимназию, ищет уроков». Интересно, чему могли научить студент-теоретик или «опытная» учительница, окончившая гимназию? Не проще было бы обратиться к специалистам: «Каждому доступно выучиться! Если вы в течение 30 дней не выучитесь свободно говорить и писать по-немецки, по-французски и по-английски по нашим самоучителям, составленным по нашему Американскому методу (все другие рекламы), деньги возвращаем обратно».

Интересно, в чём здесь подвох? Хотя, впрочем, рекламных объявлений, предлагавших овладеть языками в течение всего лишь месяца, в херсонских газетах начала века было предостаточно. Иногда предприниматели использовали в своей рекламе явно недозволенные приемы, являя, как это сейчас называется, пример «недобросовестной» рекламы: «Паровая механическая фабрика гильз Б. Я. Гольдмана в Херсоне доводит до сведения г. потребителей, что вата и мундштук в гильзах ее производства вставлены машиной, а не руками, а потому гильзы вполне гигиеничны, тогда как на некоторых фабриках вставляют мундштук руками, иногда потными, что не только возбуждает брезгливость, но и небезопасно для здоровья».

Предприниматель Б. Я. Гольдман впервые в Херсоне стал использовать стихотворную рекламу, которую сочинял для него некий, оставшийся неизвестным в веках, не самый лучший местный поэт. Впрочем, нужно отдать должное, даже критику в свой адрес по поводу безграмотности его стихов поэт сумел обратить в рекламу:
«...Вам дам совет... тому порука
Больны вы, вам ответить скука!
Вы гильзы Гольдмана купите
Тогда себя вы исцелите
И грубые свои посланья
Оставьте внукам в назиданье.
Великолепные гильзы Гольдмана продаются везде»!

Иногда газетной рекламой пытались воспользоваться явные шарлатаны. Так, Херсонская городская дума едва не попалась на удочку предпринимателя К. С. Мильвида из Москвы, предлагавшего «петрольозонирование» фитилей керосиновых фонарей, после чего фонари должны были давать более яркое, ровное свечение. Испытание пробной партии фитилей, привезенных после обработки в Херсон, показало что фитили «горят не лучше необработанных».

Попадались херсонцы и на совсем примитивные трюки рекламы. Так, однажды некие шарлатаны разместили рекламу о необыкновенных тестах для проверки умственных способностей. По центру листовок, присланных за определенную плату на заказ, располагалось большое серое пятно, которого следовало касаться указательным пальцем правой руки в течение 5 минут. В сопроводительной инструкции было сказано: «Если после определенного срока на сером фоне появится фиолетовое пятно - с вашими умственными способностями всё в порядке. Если же пятно так и останется серым, нужно немедленно обратиться к врачу-психиатру».

Встречалась интересная реклама, подчеркивавшая и оправдывавшая высокую цену товара: «Граммофонные пластинки Акционерного Общества "Граммофон" самые дорогие, но вдвое прочнее и вдвое дольше дают возможность ими пользоваться. Каждый граммофон - говорящая машина, но не каждая говорящая машина - граммофон!»

Кроме граммофонов, оргофонов и прочей музыкальной техники в херсонских газетах рекламировали американскую прачку-автомат «Колумб», стирающую белье «при помощи воздуха», печатные машинки различных марок («Не пишите на других машинах, когда имеете за ту же цену несравненно лучшую, американскую, усовершенствованной системы, удостоенной высших: наград. Табулятор бесплатно»). Автомобили «Форд», домашний биоскоп (прототип киноустановки) и штопальную машину: «Величайшее изобретение XX века! Важно для хозяек! Автоматическая штопально-ткацкая машина "Самоткач". Высылается наложенным платежом, без задатка, за Зр. 75 коп.»

Научиться шоферскому делу (раньше писали шофферскому) на заре появления в наших краях автомобиля можно было, воспользовавшись московской рекламой, размещенной в газетах Херсона: «Управлять автомобилем и шоферскому делу обучают всех желающих скоро и дешево. Приезжим квартира 3 руб. в месяц. Окончившим выдаются аттестат и свидетельство. Москва. Малая Дмитровка».

В местных дореволюционных газетах удалось отыскать объявление о поисках компаньона, умеющего управлять уже приобретенным летательным аппаратом!

Ну а современных дачников, привыкших к советскому «шестисоточному» размеру участка, наверняка удивят размеры дореволюционных дач: «За выездом продается по выгодной цене дача, состоящая из 4 десятин земли, на которой имеется 5 тысяч кустов виноградных лоз и до ста плодовых фруктовых деревьев».

Словом, любая реклама или объявление в херсонских газетах начала XX века несут в себе частичку ушедшей эпохи.

Александр Захаров
Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №36 (616).- 30.08.2013.- стр.13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.