Реквием по художественной самодеятельности
В середине 1970-х годов, тогда еще совсем мальчишкой, только окончившим десятый класс, я впервые переступил порог Дворца культуры нефтяников. И сразу окунулся в волшебный мир самодеятельного искусства.
Это было время расцвета народного творчества. Множество всевозможных коллективов объединяло в своих крепких рядах массу творческой молодежи. Да что там молодежь! Люди зрелого и даже вполне пенсионного возраста отдавали свои силы и время любимому делу. В основном, это были работники нефтеперерабатывающего завода и члены их семей. Каждый мог найти себе занятие по душе, по своим творческим силам.
Здесь на высоком профессиональном уровне действовали несколько драматических и танцевальных коллективов, театр эстрадных миниатюр, два хора (большой и малый), женский вокальный и два вокально-инструментальных ансамбля, взрослый и юношеский духовые оркестры, агитбригада, джаз-банд, кукольный театр и кино, фотостудия. Большая часть этих коллективов к концу 1970-х была удостоена высокого звания «народный коллектив». Помимо этого действовали кружки: кройки и шитья, детского технического творчества, курсы художников-оформителей, а также множество более мелких кружков в подшефной школе № 8 и техническом училище № 2.
Человек, переступивший порог Дворца культуры, буквально становился членом большой, дружной семьи, со своими традициями и устоями. Часто случалось, что со своими заботами и проблемами, за советом или просто «излить душу» люди спешили именно сюда. Так что на руководителях кружков, помимо всего прочего, лежала еще и, как это нынче ни странно, моральная ответственность за коллектив.
Здесь же, в коллективах, происходили новые знакомства, созревали первые чувства и заключались браки.
Иногда папы и мамы посещали Дворец культуры со своими еще несмышлеными чадами, которых нянчили и забавляли их коллеги, пока родители были заняты репетицией. Так и росли дети под общим присмотром, минуя «уличное» воспитание, впоследствии пополняя ряды участников самодеятельности. Самые «крутые» телепрограммы 1970-х не отличались большим разнообразием, скорее наоборот, были заполнены монотонностью одних и тех же партийных событий. Так что не было смысла дремать перед телевизором. Поэтому больше времени оставалось для живого общения и творчества.
Порой репетиции заканчивались очень поздно, но и тогда, несмотря на недовольное ворчание вахтера, еще никто не спешил домой.
Значительным событием в коллективе была сдача новой программы или творческий отчет, на которые обычно приглашали работников завода, членов их семей, друзей, знакомых. Во время уборочной страды артисты часто ездили в подшефные колхозы. Там давали концерты малым сводным коллективом в полевых станах, под открытым небом. Самой высшей наградой для самодеятельных артистов были зрительские аплодисменты и ни с чем не сравнимая радость от прикосновения к искусству.
По окончании полевых работ в сельских Домах культуры традиционно устраивали большой многочасовой концерт, посвященный Дню хлебороба. На нем не хватало места для собравшихся зрителей, зато с избытком хватало работы всем коллективам художественной самодеятельности, поражающим воображение сельских жителей профессиональностью исполнения и яркостью красок костюмов. Что, конечно же, было возможным только благодаря постоянной помощи администрации нефтеперерабатывающего завода, которая по праву гордилась своей самодеятельностью и делала все необходимое для дальнейшего творческого роста коллективов.
Конечно, артисты не оставались в долгу. Только одна заводская народная киностудия «Октан» (основатель и руководитель Владимир Владимиров) за 30 лет своего существования помимо внушительного количества - более 80! - почетных грамот и дипломов, завоевала множество ценных призов и других наград в областных, республиканских, всесоюзных конкурсах и фестивалях самодеятельного киноискусства. Она создала огромное количество кино- и видеофильмов об истории завода и города.
Очень любили заводчане выступления женского вокального ансамбля «Черемуха» (руководитель Виталий Белаш). Он был частым гостем на городском телевидении. С удовольствием слушали свой «большой хор» (руководитель Николай Терещенко), который, продержавшись дольше всех коллективов в современных условиях, только в этом году прекратил свое более чем 30-летнее существование.
Тяжелейший кризис, из которого страна не может выкарабкаться до сих пор, не мог не ударить по незащищенной и зависимой от финансовой поддержки структуре художественной самодеятельности. В связи с тяжелыми временами, которые переживают предприятия, прекратили свое существование сильнейшие городские самодеятельные коллективы Дворцов культуры - текстильщиков и судостроителей, клуба имени Ленина, «Электромашзавода».
Пожалуй, дольше всех продержалась самодеятельность Дворца культуры нефтяников, которая до недавнего времени продолжала существовать на мизерные крохи и даже умудрилась удержать оставшиеся сильные коллективы от полного развала. Но, к сожалению, всему приходит конец. С закрытием этого Дворца культуры уйдет в прошлое одна из лучших страничек молодости многих херсонцев, уйдет, чтобы уже никогда не вернуться. Останутся только хорошие, добрые воспоминания о тех прекрасных днях, когда все мы были вместе и жили полной, творческой жизнью...
Виктор Хмель
Газета СВ "Гривна", 11 августа 2006
Світлана
До глибини моєї душі дійшла ваша промова. Я уже більше 20 років працюю у цій сфері, і бачу, як на очах занепадає культура, а поруч з цим бачу. як деградує наше населення , а найбільше потерпає від цього молодь та підлітки.
Маючи великий проф.досвід, навіть не знаю, які методи треба здійснювати, щоб відволікти людей від усього жахливого.
з повагою до вас Світлана.Донецька обл.