on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.01.2020, 09:07

Январь 2020

Сухое левантинское лицо, упрятанное оспинками в бачки, когда он ищет сигарету в пачке, на безымянном тусклое кольцо внезапно преломляет двести ватт, и мой хрусталик вспышки не выносит; я жмурюсь - и тогда он произносит, глотая дым при этом, "виноват". Январь в Крыму. На черноморский брег зима приходит как бы для забавы: не в состояньи удержаться снег на лезвиях и остриях атавы. Пустуют ресторации. Дымят ихтиозавры грязные на рейде, и прелых лавров слышен аромат. "Налить вам этой мерзости?" "Налейте". Итак - улыбка, сумерки, графин. Вдали буфетчик, стискивая руки, дает круги, как молодой дельфин вокруг хамсой заполненной фелюги. Квадрат окна. В горшках - желтофиоль. Снежинки, проносящиеся мимо... Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо. И.Бродский  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новости региона

20.01.2020, 14:30

Будинок Поліни Райко може отримати статус пам’ятки культури місцевого значення

17.01.2020, 10:18

В херсонском музее покажут классику «украинского поэтического кино»

Фото с сайта Национального центра Александра Довженко. Кадр из фильма ...
23.12.2019, 14:59

Перша фотовиставка в новому просторі

> Туризм, отдых, развлечения > Экстремальный туризм в Таврии > Репортаж из IX века с борта драккара «Сварог»

Репортаж из IX века с борта драккара «Сварог»

Об авторе
Вот уже третье лето подряд наш земляк Валерий Кругов даже не пытается провести отпуск так, как это делает современный человек. Вместо того, чтобы уехать на курорт и, пользуясь всеми благами цивилизации, преспокойно отдыхать на море, он примеряет на себя образ жизни наших далеких предков - вместе с товарищами принимает участие в экспедициях на копиях древних судов. В 2001 году Валерий «ходил по воде" на торговой ладье "Княгиня Ольга" (копия X-XI веков). В прошлом году доплыл до Кубани на казацком днепровском дубке «Богуы» (копия XV! века). А 1 августа этого года вернулся из очередного похода на драккаре "Сварог». Об этом путешествии — его рассказ.

О судне
Драккар — боевой корабль викингов. В переводе означает «дракон», так как на носу кораблей такого типа устанавливалась деревянная скульптура дракона, а на корме - закрученный хвост.

«Сварог» построен в Чернигове из дуба (киль, шпангоуты) и сосны (обшивка). Длина - 12 м, ширина 3 м, борт - 1 м, осадка - до 40 см, мачта - 11 м с прямоугольным парусом до 50 м. При строительстве «Сварога» были использованы чертежи Гокстедского судна, обнаруженного в Норвегии в 1880 году. О мореходности таких судов говорит тот факт, что в 1893 году в честь открытия Чикагской всемирной выставки, копия Гокстедского судна прошла под парусом от Скандинавии до Нью-Йорка за 40 дней. Это и явилось одним из доказательств посещения Американского континента викингами, тем более, что их поселение археологи нашли на полуострове Ньюфаундленд.

Красивое это слово - экспедиция! Мечта детства!

Я зачитывался книгами Тура Хейердала, Юрия Сенкевича об их плаваниях на копиях папирусных судов древнего Египта «Ра-1» и "Ра-2». Видимо, мысль все-таки материальна, раз мои мечты осуществились.

Мы вышли из Мариуполя утром 10 июля 2003 года. Шли Сурожским (Азовским) морем на восток к устью Дона при сильном попутном ветре. Постепенно ветер крепчал, и в 10.00 пришлось рифить парус. Но все равно до 13.00 мы фактически «летели» по гребням волн.

А вот с 13.00 начались неприятности: сначала перетерся линь, на котором за кормой шел спасательный бот «Фортуна» — и мы около часа, на веслах догоняли его. И это в то время, когда волны достигали высотой полутора метров!

Но это было только начало. Через 10-15 минут сильный хлопок - и ветер разорвал наш парус в клочья. А через некоторое время и руль был поврежден - его пришлось вытащить на палубу. Так корабль стал неуправляемым.

Наш кормчий Сергей Воронов, он же руководитель экспедиции, приказал бросить якорь и «штормовать», пережидать непогоду. А волны все усиливались. Штурман, херсонец Анатолий Помпеев, сказал, что шторм достиг 5 баллов. Не знаю, как кому, а мне показалось, что были все 12 баллов.

В тот момент я уповал на Святого Николая — покровителя моряков, (его икона всегда находилась на корме), и думаю, не я один. Волна вздымались над бортом на 1-2 метра, и качало так сильно, что мачта (при весе около 150 кг) стала сильно раскачиваться. Ее пришлось крепить за борта концами (веревками), но несмотря на наши меры предосторожности вскоре мачта могла рухнуть на палубу — а это кораблекрушение.

Но грамотные действия капитана Сергея Воронова и шкипера Анатолия Помпеева спасли корабль и экипаж от катастрофы. В таких условиях приказ «рубить» мачту был делом очень рискованным, но слаженность работы экипажа позволила четко «положить» мачту. И недаром мы после этой удачи зааплодировали и прокричали «Ура!» Такие моменты - незабываемы.

К вечеру шторм начал стихать, и на следующий день мы на веслах дошли до устья Дона. Ночевали у гостеприимных жителей станицы.

Как и наши предшественники, славяне и викинги, мы весь световой день двигались под парусом и на веслах, а вечером (с 22.00) приставали к берегу, Там кок готовил ужин, ему помогали двое вахтенных. Они же готовили ночью завтрак, а обед на следующий день проходил в условиях движения — сухим пайком.

С коком — Александром Рыбаком из Киева — нам повезло. Даже по комплекции он был настоящим коком. К тому же работает шеф-поваром элитного киевского ресторана «Княжий град». На «Сварог» Саша взял свои ножи, которые были больше похожи на мачете. При наличии продуктов он творил настоящие чудеса и смачно рассказывал рецепты, которые сам сочинял для ресторана.

После ужина часов в 12 ночи и песен у костра — сон часов до 4-5 утра в спальниках на берегу или судне. Завтракали уже на ходу.

На веслах сидели вахтами: час гребешь — час отдыхаешь. Скорость была такая: при сильном ветре — до 4 узлов (около 8 км/ч), на веслах (при спокойной воде) — до 2 узлов. Так что за световой день проходили 60-80 км, а иногда и больше.

С самого начала экспедиции драккар и экипаж в условиях шторма прошли суровое испытание на прочность, и мы еще раз убедились, как трудны были походы наших пращуров. А ведь кроме погодных условий их суда подвергались нападениями кочевников, разбойников.

Все остальное плавание на «Свароге» по Дону было хотя и трудным из-за встречного течения, но все-таки не таким изматывающим и опасным. На Дону мы опровергли мнение скептиков, что идти против течения невозможно.

Официальное завершение экспедиции прошло в Киеве 1 августа 2003 года. Закончилось очередное приключение, а я уже делаю отметки в календаре, отмечая сколько месяцев осталось до следующего плавания, и думаю, что так поступают все ребята из экипажа. В планах на следующий год — прохождение по Припяти, далее по Неману до Балтики и порта Клайпеды. Это один из вариантов северной части пути «из варяг в греки».
Дай бог, чтобы и эти планы осуществились!

О проекте
Одна из целей проекта — моделирование технологии строительства судна IX века на основе археологических материалов, предоставленных украинскими, белорусскими, норвежскими археологами. Проект "Шелковый путь» 2003 года ставил своей задачей пройти частью шелкового торгового пути, который в древности соединял Европу, Киевскую Русь, Азию. Экспедиции удалось из Чернигова (место строительства ладьи) по Десне, Днепру, а затем по Азовскому (Сурожскому) морю и Дону пройти 1444 км.

Валерий Кругов
Журнал «Новый фаворит».- № 5.- октябрь-ноябрь 2003


 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.