Риск под парусами
Собственной легковушкой в гараже нынче кого-то сложно удивить. Однако небрежное упоминание о личной яхте производит на большинство наших сограждан сногсшибательное впечатление. Оно и понятно: яхты, виллы, бриллиантовые колье — это фрагменты стандартного набора представлений о «сладкой жизни» заграничных богатеев, которая обывателю знакома лишь по телесериалам.
Но на самом деле обзавестись яхтой может и средний украинец — было бы желание и определенная денежная заначка. Конечно, сверхмощный мотор и каюты из красного дерева ему не потянуть, однако и мотор, и мачту, и дерева на рангоут под боком тоже достаточно. Какой-нибудь Рокфеллер или Онассис при виде такого суденышка лишь скептически ухмыльнулся бы, но для нашего человека оно сойдет.
Только в Херсоне подобных малых и средних яхт «бегает» около сотни. Светских приемов на них не закатишь, но каюты для капитана и одного-двух матросов, скромный кубрик с таганком и газбаллоном там вполне помещаются. Стоимость такой белопарусной красотки сопоставима с ценой средней иномарки — 10—30 тысяч долларов. Если хватит умения и помощников, за год-два ее можно построить самому, если нет — купить по объявлению или по совету знакомых яхтсменов.
Вообще-то, по рекам и морям ходят гораздо более комфортабельные лайнеры, но яхта — не какое-то там вульгарное транспортное средство. Она — способ пожить насыщенной жизнью отважных путешественников и первооткрывателей, напитать душу острыми ощущениями. Поэтому яхты в Херсоне строили и два века назад, и сейчас мини-верфи не простаивают. Хотя нынче яхты для горожан стали и кормилицами.
Ежегодно в областном центре две-три яхты строят и регистрируют лишь для того, чтобы перегнать их по другую сторону Черного моря и продать туркам или грекам, «наварив» двойную-тройную цену. А на городской набережной в одночасье возникло импровизированное бюро проката яхт. Такса — от 30 грн. в час до 100 долларов за световой день. «Были бы деньги — и до Стамбула прокатим», — уверенно заявил мне один из капитанов маломерных суденышек. И вряд ли это было хвастовством. Заплатил хозяину, прошел краткий курс обучения на яхтенного матроса, обзавелся соответствующими «корочками» — и все моря-океаны перед тобой открыты.
Но это, скорее, теоретически. На практике у каждой яхты свои возможности. На однопарусном судне водоизмещением тонн в пять только вдоль речных берегов и кататься. Если устойчивости на воде маловато и навигационных средств нет — любой шторм в открытом море кораблик перевернет. И те, кто на борту, враз поймут, каково пришлось пассажирам гибнущего «Титаника».
— Минувшей зимой под Очаковом в шторм перевернулась яхта под управлением капитана-херсонца. Одного из членов экипажа так и не нашли — попал в списки пропавших без вести, — кратко, но выразительно дает оценку степени риска заместитель прокурора Херсонской транспортной прокуратуры Александр Цветков.
Никто не спорит: водная стихия за свою непредсказуемость стихией и называется. Риск есть всегда, выйдешь ты в море на броненосце или на парусном клипере. Но современные украинские яхтсмены сами же порой и увеличивают этот риск, беспечно забывая об элементарных предосторожностях.
— Малые и средние яхты предназначены, как правило, для плавания в прибрежных водах. Однако «морские волки» прокладывают маршрут напрямик через моря, то ли желая горючее сэкономить, то ли силы попробовать. К тому же, яхтсменам жалко выложить на техосмотр от 700 до 400 грн. в год. А потом спасателям хлопоты, — говорит инженер-инспектор регионального представительства Регистра судоходства Украины Константин Советов. — Дошло до того, что пришлось пограничников просить не давать херсонским яхтсменам разрешения на выход в море без согласования с нами. Ведь это не бюрократическая прихоть, а часто вопрос жизни и смерти. «Скиснет» движок в открытом море или перевернется яхта из-за нарушений, пропорций при строительстве — тогда только Нептуну и пожалуешься.
Бывает, правда, и по-другому: погода тихая, капитан в навигации — дока, матросы подготовлены отлично, все системы работают, а яхта из круиза все равно не возвращается. Тут уж менталитет подводит. Уступая неудержимому желанию зашибить денежку, украинские яхтсмены подряжаются то контрабанду возить, то нелегальных эмигрантов в развитые страны «подбрасывать». Таких предложений (особенно в турецких портах) долго ждать не приходится. Однако далекие от криминальных реалий отечественные яхтсмены не учитывают, что среди портовых вербовщиков платные полицейские осведомители так и кишат.
И не успели нелегалы спуститься в трюм, как следом за ними на палубу поднимается полиция — и ты в тюрьме, а яхта судом конфискуется — орудие преступления, ничего не попишешь. Порой украинские яхтсмены «за бугром» попадают впросак исключительно благодаря недотепистости: не учли, дескать, что в каждом иностранном порту с тебя портовый сбор взыщут, даже пресная водичка там платная. Не рассчитав с деньгами, моряки остаются без гроша вдали от дома, ищут случайных заработков и опять-таки попадают в разнообразнейшие «непонятки».
Чуть ли не каждый год хоть одна херсонская яхта остается «куковать» на чужбине, а ее экипаж либо успевает отведать тюремных хлебов, либо его приходится вытаскивать из турецкого «рая» с привлечением МИДа и СБУ. Но душераздирающие публикации об этом впрок не идут — зов моря звучит куда громче голоса благоразумия.
Сергей Яновский
«Новий день».- 26.06.2003 р.