on-line с 20.02.06
 

Арт-блог

05.02.2018, 09:19

Февраль-2018

Свежей и светлой прохладой Веет в лицо мне февраль. Новых желаний - не надо, Прошлого счастья - не жаль. Нежно-жемчужные дали Чуть орумянил закат. Как в саркофаге, печали В сладком бесстрастии спят. Нет, не укор, не предвестье - Эти святые часы! Тихо пришли в равновесье Зыбкого сердца весы. Миг между светом и тенью! День меж зимой и весной! Весь подчиняюсь движенью Песни, плывущей со мной. Валерий Брюсов

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Новости региона

20.02.2018, 10:59

В Херсон приезжают братья Капрановы

На встречу с украинскими писателями, музыкантами и издателямибратьями ...
15.02.2018, 09:14

Фестиваль «Лютий/Февраль» – знов у Херсоні

14.02.2018, 11:30

Студенты украсили парк «Херсонская крепость» монументальной живописью

  Теперь парк «Херсонская крепость» украшают монументальные ...

> Карта сайта > Информация > Рубашку били как двойника владельца

Рубашку били как двойника своего владельца

Заслуженный мастер народного творчества Украины, доцент Дрогобычского педуниверситета Мирослава Кот открыла миру культуру бойкивской вышивки и более полувека исследует этот культурологический пласт. Чтобы разгадать, говорит, все, что закодовывали десятки поколений и тысячи наших бабушек в разных жизненных ситуациях и эпохах, нужно много времени. Существует некий невидимый космический инстинкт самозащиты нации. Когда в упадке её культура, рождаются люди, в судьбе которых записана программа ее сохранения. Это и создатели, и носители традиции, и хранители ее памятников, - сказал кто-то из известных украинских художников будто именно о ней, о Мирославе Петровне Кот.

Чтобы свои не были чужими

В спокойные времена, когда в Дрогобыч приходили переселенцы из ближнего села или далёкого Самбора, то их часто воспринимали как чужих, потому как - бойки. Дело не столько в местечковом эгоизме, сколько в том, что эта этническая группа, в отличие от гуцулов, слабо изучена, они и сами себя толком не знали. Моя бабушка, дрогобичанка, как разозлится на соседа, то говорила: нема бойка - бей рубашку. Я понимала ее злость на некоторые ментальные особенности нашей этнической группы, которая испокон веков проживает от севера Дрогобыча до юга Закарпатской долины, на востоке - от Ослов через город Леско, Старый Самбор, Трускавец, Бердянск, Долину, реку Лимницу до Свалявы и Перечина. И лишь теперь благодаря госпоже Мирославе поняла, что рубашка должна быть побита как двойник своего владельца. А вышитая несла в своих узорах символический код хозяина. Рубашки бойкини вышивали каждому индивидуально со своими о нем мыслями и чувствами.

Математик, педагог, известная в мире вышивальщица-лембойка, как сама себя называет Мирослава Кот (отец - из Бойковщины, а мать - из Лемковщины), своим глубинным исследованием бойковской вышивки и народных традиций, с ней связанных, внесла свою лепту в познание характера, традиций и жизни бойков. Она доказала, что узоры на бойковской вышиванке имели закодированные символы оберегов и служили двойником человека. Такие двойники знаменитостей сейчас находятся в музеях и являются большой ценностью. Моя бабушка говорила «бить» рубашку, жизнь била в действительности и по-настоящему их самих.

Сама Мирослава Кот после десятков лет работы над историей бойковского народного искусства говорит: «Я открыла миру бойков Дрогобычины», исходив в творческих и педагогических экспедициях и практиках свой край вдоль и поперек. Вспоминает, как одна из пятисот ее учениц спасла редкий вид вышиванки, которую старожил села Литеня приготовил себе на смерть. Бойки в лучший мир лишь бы что не брали ...

В разных регионах Украины изучала народные вышивки, чтобы сравнить и выделить специфичность вышивка своего края. Она стала как бы живой фольклорной копилкой своего края и почетным гражданином Дрогобыча. Именно на праздновании его 900-летия Мирослава Петровна со своими ученицами представила землякам 500 бойковских вышивок - больше всего было рубашек и обрядовых полотенец. В бедных хатах бойков иконы полотенцами не окутывали, потому что пришлось бы часто стирать их от копоти. Женщины колдовали над одеждой, над рубашкой, которая была для нее, мужа и детей оберегом в частых разлуках, жизни на заработках, в дорогах в поиске лучшей доли.

Мирослава Кот - учительница математики сельской школы, затем - преподаватель кафедры математического анализа и теории вероятностей Дрогобычского педуниверситета, еще и организовала здесь кафедру методики и истории народных художественных промыслов и стала первым ее руководителем. Воспитала 25 народных мастериц, дала ремесло в руки сотням выпускников вуза. Вместе с основной специальности учителя труда, языка или математики они благодаря Мирославе Петровне приобретали знания и навыки вышивания, других народных промыслов.

Вышивка - с давних икон

Сама Мирослава Петровна годами работала в фондохранилище музея «Дрогобиччина», «списывала» вышивку с давних икон - Дрогобыч в XVI веке славился школой иконописи, по отдельным стежкам раскрыла тайну такой редкой техники вышивания, как «широкий плетюг». По ее убеждению, вышивка - своеобразный код нации, выраженный нитью, техникой руки и иглы, цветом, душой человека и нации. «Надо века, чтобы досконально изучить то, что вплетали отдельные поколения в свои вышитые послания миру».

Именно в бойковской одежде сохранились архаические пласты его композиционного строя и методов украшения вышиванием. Поэтому, уверена Мирослава, не могут быть униженными люди, которые создали с помощью двух только цветов - красного и черного - едва ли не самую элегантную в Украине вышиванку с изысканными брыжами-складками на рукавах, вышитыми тонкими мережками и «зубчиками» -воротничками. «Смею утверждать, - добавляет, раздумывая, - и не только в Украине. Когда привезла свою вышивку в Канаду и США, то заказывали их не только украинцы».

Мирослава Петровна Кот из своих 80 лет жизни 60 «вышивала как одержимая с молитвой и радостью». Первый стежок - с установкой матери, первая вышивка - в подарок родной сестре.